Война раскинула печаль по плечам. Окончание

Галина Гостева
   Начало: http://proza.ru/2015/05/04/388 

    Анна встретила свою корову-первотёлку Апрельку на улице с куском чёрного хлеба, посыпанного крупной солью и завела её во двор. Эту корову им подарили на свадьбу дядьки Ивана: Фридрих, Болислав, Андрей и Владимир. Апрелька была ласковой коровой-ведёрницей,  но с капризами.Она любила, чтобы её доили во дворе, а не во хлеву.

    Сидя на низеньком стульчике и ласково поглаживая вымя коровы, Анна приступила  к дойке. Стукнула щеколда калитки, кто-то прошёл к крыльцу. Анна повернула голову и не поверила своим глазам.  У крыльца стоял живой Василий при орденах и медалях.

    Анна побледнела и потеряла сознание. Ведро выпало из рук, молоко ручейком потекло прямо к ногам растерявшегося Василия. В это время на подворье вышел  из дома Иван. Вдвоём с Василием они занесли Анну в дом, положили на деревянную кровать, застеленную цветным домотканым  покрывалом , обтёрли её лицо, смоченным в воде, холщовым утиральником.

    Очнувшись, Анна с укором спросила у Василия: « Что же ты столько лет не подавал весточки о себе? Я, ведь, так переживала за тебя».

     А Василий ей в ответ: « Я тебе письма каждый месяц посылал, а ты  ни разу не ответила».

     «Никаких писем от тебя не получала всю войну и после войны. Я думала,что ты погиб. И мать твоя мне говорила, что они тоже от тебя вестей не имеют. И дядя Костя меня убеждал, что ты никому не пишешь», - сквозь рыдания  еле слышно проговорила Анна.

     « Василий! Давай, брат, выйдем на улицу, посидим, покурим, поговорим обо всем», - предложил Иван.

      На улице Иван рассказал Василию всё, что пережила за эти годы Анна и о смерти Мишеньки. Василий понял, как неприглядно повела себя его любимая мать. Судить её он не имел права. Виноват во всём был только он один. Ему и ответ держать.

       Он сходил на деревенское кладбище, нашёл  могилку сына, украшенную самодельными цветами из бумаги, долго  сидел на скамеечке около  неё, сжав голову руками и покачиваясь из стороны в сторону.

       Соседи потом  судачили, что вечером в доме у Жиловых был страшный скандал. Утром Василий навсегда покинул родительский дом. Уехал искать счастье в чужих краях.

          Прошло 40 лет. Иван с Анной  еще в 1966 году переехали  жить в  Кызыл. Вырастили пятерых детей: одного сына и четырёх дочерей, дали всем хорошее образование. Пошли внуки на радость дедушке с бабушкой.

      В июле 1989 года все дети с внуками приехали к ним в гости. Шум. Гам. Смех. Веселье. В это время в дом заходит Елена, двоюродная сестра Ивана, о чем-то шепчется с ним,  уходит и возвращается снова с седым мужчиной лет семидесяти.

       Иван обнялся с ним и повернулся к  жене: « Аня, посмотри, кто к нам приехал. Радость у нас с тобой великая. Брат Василий опять нашёлся,  чертуха».

       Анна без слов опустилась на стул. Василий сел напротив неё. Дочери собрали угощение на стол и вышли в другую комнату. Говорила в основном шестидесятилетняя Елена. Она рассказала  о том, где жил Василий; что он трижды был женат неудачно; что всех его трех жен звали Аннушками; что Бог ему детей так больше и не дал. Вот, на старости решил навестить своих родственников в Туве. Иван расспрашивал Василия, а Елена отвечала вместо него. 
 
      Василий и Анна, словно загипнотизированные сидели и молча смотрели друг на друга. Слёзы текли по их, тронутым морщинами, щекам. Их лица освещал, какой-то  дивный, неземной свет. На губах у обоих блуждали еле заметные  блаженные улыбки.
   
      Глядя на них, дочери в соседней комнате еле сдерживали рыдания. Дети прижимались к ним и спрашивали: « Почему все плачут? Кто вас обидел?»

     Старшая дочь не выдержала и ответила : « Война,  дети. Это все проклятая война натворила».

      Иван, закрыв лицо руками, выскочил во двор, схватил топор и начал вдребезги разносить все, что попадало под горячую руку. Затем сел и заплакал тоже.

      Дочери, сын и внуки, облепили его, словно пчёлы, со всех сторон,оглаживали его, приговаривая: « Папа! Деда! Успокойся! Мы тебя любим! Ты самый лучший у нас! Самый добрый! Самый красивый! Самый понимающий!»

      А он им с болью в ответ: « Ваша мать меня не любит. Она всё ещё любит его, Василия!»

      Василий подошёл к нему: « Прости меня , брат, за все. И за этот приезд особенно. Я специально приехал, чтобы попросить у тебя и у Анны прощения, пока ещё все мы живы. Береги Анну. Тебе, брат, крепко повезло с нею. Тебя она любит, тебе детей  нарожала. Я для нее, как осколок в сердце, болит, а  сразу не вынуть».

       Анна села рядом с мужем, положила его голову к себе на колени и стала  нежно перебирать его волосы, тихо приговаривая: « Я с тобой. Я с тобой. Я с тобой».

       Прошло ещё 10 лет. Анне исполнилось 76, а Ивану 69 годков. Дочери и сын купили себе дома около родителей, чтобы помогать им  по хозяйству и с огородом.

       Осенью Иван пришёл к старшей дочери и попросил созвать всех остальных детей. Когда все прибежали, он поделился с ними своими раздумьями: « Дети, я не знаю, как мне сообщить вашей матери горестную весть. Василия больше нет на этом свете. Лена сказала, что он вчера умер.

       Ваша мать со вчерашнего дня ничего не ест и не пьёт. Лежит. Я хотел врача вызвать, она запрещает. Говорит, что так всё пройдёт. А промолчать о смерти  Василия я не могу. Она мне этого не простит».

      Когда Иван с детьми вошли в дом, Анна сидела за столом и что-то писала. Муж и дети столпились около неё, не зная, как начать разговор.

      Вдруг она тихо произнесла: « Не надо ничего говорить. Он ещё вчера ночью во  сне ко мне приходил вместе со своими умершими родителями и Мишенькой. Просили у меня за всё прощение. Я их всех простила.

      Кто же знал, что эта проклятая война начнётся?! Василий не виноват,  что страну надо было защищать. Родители его тоже не виноваты, они думали, что без  меня ему лучшая жизнь достанется.

      Такая уж мне горькая доля выпала. А тебе, Ваня, спасибо за любовь и терпение. Бог  милостив к нам. Таких хороших детей нам дал. И внуками не обидел.

      Завтра надо сходить в церковь, поставить свечи за Мишу, тетку Татьяну, дядьку Александра и Василия». Сказав это, она пошла и прилегла на кровать.

      На столе остался лист бумаги, на котором рукою Анны были записаны строки:
             Война раскинула печаль по плечам:
             Плачут вдовы по мужьям по ночам,
             Рыдают матери погибших сыновей…
             К кому пойдут они с печалью своей?
             Кто услышит их, несчастных, поймёт?
             Кто утешит?  Кто………

      А за окном моросил осенний тоскливый дождик. Дождинки, словно слезинки,
стекали по стёклам, оплакивая Василия.