Украину укрупняют...

Александр Брусенский
На фоне бесконечных проблем – затянувшейся войны на Донбассе, обесценения гривны, заоблачного подорожания коммунальных тарифов, лекарств и продуктов, массовой безработицы при «замороженных» ничтожных  зарплатах и пенсиях– всего, что превратило жизнь украинцев в выживание, они как-то без интереса наблюдают за реализацией еще одного эксперимента своего правительства. А напрасно, так как в результате его внедрения в жизнь украинцы будут жить в заново перекроенной стране…


Грабли от Бессмертного


О срочной необходимости в проведении административно-территориальной реформы в Украине, на протяжении последних лет говорили практично во всех правительствах этой страны. И не только говорили, но и пытались что-то делать в этом направлении.  Украинцы помнят, как настойчиво внедрял в жизнь эту идею Роман Бессмертный - вице-премьер «оранжевого» правительства Юлии Тимошенко.  Правда, его попытка перекроить границы хотя бы одного «экспериментального» района в Киевской области, закончились полным фиаско. Сами жители, которых хотели «реформировать» резко отрицательно отнеслись к эксперименту над собой и своей территорией.  И, в конце концов, все закончилось ничем. Хотя, результат все же был – статья Р. Бессмертного «Главные основы административно-территориальной реформы в Украине».  Автор идеи реформирования системы государственного управления и территории большого государства, которые является Украина, в своем опусе  убеждал, что реформа планируется «с целью предоставления реальной возможности для человека получить максимальное количество услуг от органов власти на каждом уровне управления». Именно человек и удовлетворение его потребностей обязаны оказаться в центре внимания власти, которая для эффективной реализации возложенных на нее функций получит необходимые полномочия и, в то же время, будет нести всю полноту ответственности за внедрение в жизнь этих функций, подчеркивал «отец» административно-территориальной реформы в Украине. 

Но после провала этого, вроде бы полезного для украинцев, новшества, следующие правительства более не рисковали терять «очки» даже на разговорах  об административно-территориальной реформе. Оно и понятно: опасно раздражать электорат в политически нестабильном обществе со слабой экономикой…

Но после киевского Майдана и прихода к власти очередной правительственной команды под руководством Арсения Яценюка, в столице опять вспомнили о реформе, призванной перекроить административно-территориальную карту Украины. Случайно, или нет, но именно в день смеха – 1 апреля 2015 года, Кабинет министров одобрил «Концепцию реформирования местного самоопределения и территориальной организации власти в Украине».  Позже ее оформили отдельным распоряжением правительства. Основным заданием реформы в Концепции видится необходимость перемен в распределении полномочий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти. А, так же, начало принципиально нового для Украины процесса добровольного объединения территориальных общин. Обосновывая необходимость реформы, ее разработчики утверждают, что «Система местного самоуправления сегодня не удовлетворяет потребностей общества. Функционирование органов местного самоуправления в большинстве территориальных общин не обеспечивает создание и поддержку благоприятной  среды, необходимой  для всестороннего развития человека, его самореализации, защиты его прав, предоставления населению органами местного самоуправления, образованными ими учреждениями и организациями высококачественных и доступных административных, социальных и других услуг на соответствующих территориях».

Что бы там не говорили, но это очень похоже на риторику инициатора административно-территориальной реформы вышеупомянутого Р. Бессмертного. Но сегодняшняя власть, похоже,  решила взять реванш и таки увековечить себя в новейшей истории Украины проведением этой реформы. 5 февраля 2015 года Верховная Рада Украины принимает закон «О добровольном объединении территориальных общин», что стало свидетельством серьезности ее намерений перекроить карту страны. Причем, процесс реформирования запланировано провести довольно быстро. Говорят, что это связано с желанием власти провести очередные выборы в местные органы власти 25 октября 2015 года уже в новых административно-территориальных границах общин. Для этого необходимо процесс «добровольного» объединения завершить до начала избирательной компании – 5 сентября 2015 года.

Правда, сегодняшнее развитие событий вокруг реформы свидетельствует, что гладко пока выходит на бумаге. А вот в середине самих общин, которые обречены на слияние в крупные объединения, отношение к реформе довольно неоднозначное…


В Киеве дядька, а в регионах бузина…


По замыслу инициаторов реформы, после ее проведения количество административных единиц и территориальных общин в регионах Украины существенно сократится. Это, считают чиновники, даст им возможность для более эффективного управления территориями. А общины, получив больше полномочий в ходе другой готовящейся реформы – децентрализации власти, станут полноправными хозяевами на своих разросшихся территориях.  Так думают в Киеве, где генерируют реформы. А как думают в украинской глубинке?

Специальный корреспондент «Кругозора» в Украине взял для анализа одну из областей Центральной Украины – Полтавскую. Расположенная в самом сердце государства, область, образно говоря, является лакмусовою бумажкой, с помощью которой можно определить уровень доверия населения к ожидаемой реформе и в большинстве других регионов.

Так вот, после завершения административно-территориальной реформы, на Полтавщине останется всего четыре района. Это – из 25, которые еще сегодня существуют. Для полтавчан, привыкших жить в границах, которые сложились за более чем 70-летнюю историю области, это будет довольно непривычным. Но формальное изменение  границ районов и их слияние, что принесет их жителям немало сюрпризов, не самое главное. Хотя, обычные жители области пока еще не очень-то озабочены последствиями реформы. Их сегодня больше волнуют другие вопросы – как выжить в период «шоковой терапии» и вовремя засеять огороды.  А вот руководство районов и сельсоветов такая перспектива всерьез обеспокоила. Причин для этого у местной элиты, которою собираются «реформировать», две. Первая, как говорят в Украине, «шляхетна»,  – обеспокоенность судьбой родного региона, административная карта которого изменится до неузнаваемости. А вместе с ней изменятся и традиционные социально-экономические связи между районами, которые уже сложились в области. Вторая – «шкурная», - беспокойство за собственную судьбу. Из-за укрупнения районов и территориальных общин без работы останутся сотни местных чиновников – глав районных советов и районных государственных администраций со своим чиновницким аппаратом,  председателей сельсоветов и прочих служивых людей, которых сегодня называют управленцами.

Очевидно, чтобы успокоить местную элиту в Полтаве недавно провели  специальный семинар с районным руководством, на котором обговаривали особенности и сроки проведения реформы. Внимание присутствующих в зале было приковано к посланнику Киева, депутату Верховной Рады, эксперту по вопросам содействия территориальной реформе Юрию Ганащуку.  Столичный гость рассказал о сути реформы, роли местных чиновников в ее проведении, пользе, которую получат территориальные общины от объединения и акцентировал, что «в Киеве заинтересованы, чтобы процесс реформирования прошел достаточно быстро».


Но  его выступление, похоже, не возымело ожидаемого эффекта. По крайней мере, одноголосного «одобрямс» из зала не послышалось. Люди, которые там сидели, с большим практическим опытом руководства селами и районами,  критически отнеслись к обещанной манне небесной, которая упадет на полтавчан сразу после реформы. Одна из председателей сельсоветов прямо заявила, что  для нее «новое, не всегда лучше старого». И обратила внимание столичного эксперта, что заграничный опыт существования общин, который взят за основу реформы,  не всегда применим к украинским реалиям. Хотя бы потому, что уровень жизни у «них» и у «нас» разный. И рассказала,  что в ее районе из 20 сельсоветов и одного поселкового совета, только три самостоятельные в финансовом плане. Остальные – дотационные. И поэтому, заявила председательша, она не понимает, как можно объединив вместе два десятка нищих, получить одного богатого…
 
В этом монологе «головы» сельского масштаба наглядно выражено отношение к реформе не только ее самой, но и ее коллег. В том числе и в других регионах Украины, где сегодня большинство органов местного самоуправления бедны, как церковные мыши, и не могут решать никаких задач по содержанию и развитию своих территорий. Кроме, как платить зарплату председателю сельсовета и его секретарю. Столичному гостю напомнили и о том, что руководить большими, объединенными в результате реформы территориями, будет гораздо сложней, чем теми, которые еще есть сегодня.

Это только часть вопросов, которые накануне реформы беспокоят местную элиту. А вот простых полтавчан, занятых весенними днями не реформою, а огородными делами, беспокоит иное. В частности, житейские вопросы, которые им придется решать после укрупнения районов и слияния территориальных общин. Например, получение у чиновников справок, без которых в Украине не обходится не одно начинание. Сегодня их можно взять в «своем» сельсовете, а завтра? После того, как произойдет укрупнение общин, для решения самого простого вопроса – получения справки, субсидий, регистрации брака и пр., придется ехать в неблизкий новый райцентр. Для украинцев, многие из которых сегодня не имеют работы и, соответственно, зарплаты, поездка куда-либо даже в неотложных делах, очень обременительна для их тощего кошелька. Вызывает тревогу и вопрос оформления субсидий на коммунальные услуги. В связи с резким их подорожанием количество украинцев, которые не смогут платить за горячую и холодную воду, отопление квартир, газ и электроэнергию, увеличится в десятки раз. Например, на Полтавщине сегодня субсидиями государства для  оплаты коммунальных услуг пользуются более 60 тысяч человек, а после 1 апреля 2015 года, когда вступили в действие новые тарифы, за прогнозами самих чиновников, таких в регионе будет более 400 тысяч. Выдержат ли органы социальной защиты, где начнут оформлять субсидии, наплыв людей, пришедших оформлять субсидии? Если и при пока существующих 25 районах в области, в этих управлениях люди стоят в километровых очередях. А после «укрупнения», в результате чего в регионе останется всего четыре района, нетрудно предположить, что будет твориться у дверей органов социальных служб… 

Прибавится у рядовых полтавчан и хлопот, связанных с заменой документов из-за того, что после реформы поменяются названия районов и территориальных общин. Для украинцев заменить какой-либо документ и сегодня – пройти все круги бюрократического ада, т.к. необходимо не только заплатить немалую сумму, но и выстоять на прием к чиновникам многочасовые очереди. И не раз. А после переименования необходимо будет в паспортах проставить новые штампы о месте регистрации. Переделать, в связи со сменою адреса, документы на квартиры, автомобили, оружие, перерегистрировать бизнес и пр.


Откупная для местной элиты?


О том, что грядущую административно-территориальную реформу в глубинке одобряют далеко не все, свидетельствовали и дебаты на недавней сессии Полтавского областного совета. Один из депутатов предложил обратиться к президенту Украины и потребовать отменить реформу. Или, хотя бы, перенести ее на более поздние сроки.  Депутат заявил, что после реформы обещанных благ люди не получат. В частности, административные услуги от них отдалятся, и  вся тяжесть последствий реформирования территорий и органов местной власти ляжет на плечи, как обычно, простых людей. Правда, большинство депутатов это предложение не поддержало. Но, как говорят, прецедент создан...

Председатель Полтавского областного совета Петр Ворона в своем комментарии «Кругозору» так же неоднозначно отзывается о реформе. Он уже несколько раз по этому вопросу проводил встречи с районными руководителями и служащими органов местного самоуправления. Если сказать коротко, то большинство из них выступают против проведения реформы в том виде, как ее запланировали в Киеве. В частности, против непродуманного слияния территориальных общин и ликвидации большинства районов, как территориально-административных единиц.  П. Ворона с этими обобщенными предложениями «низов» даже сам ездил в столицу, где встречался с представителями министерств, курирующими реформу, и передал им предложения полтавчан.

«Количество районов - четыре, которые планируют оставить на Полтавщине, недостаточно, - заявил П. Ворона корреспонденту «Кругозора». – Я убежден, что в результате реформы в области должно остаться хотя бы восемь районов. Старост сел, мы предлагаем на первом этапе не избирать, а назначать районными советами.  Это позволит избежать лишнего напряжения в отношениях между районною властью и территориальной общиной. Почему реформа не продвигается? Сегодняшние сотрудники сельских советов боятся потерять работу. На Полтавщине сегодня более 500 сельских советов, а в результате реформы останется всего 54-56. Нужен компромисс, чтобы реформу не саботировали чиновники.  Необходимо трудоустроить всех, кто уже имеет опыт работы в органах местного самоуправления, и дать им возможность остаться в «системе».  Представляете, если мы не найдем компромисса, может сложиться ситуация, когда начнется противостояние между руководителями районов, старостами и территориальными общинами: каждый получит политическую и финансовую независимость и начнет «качать» свои права. А добавьте к ним еще и префекта, должность которого так же вводится в ходе реформы…».


+++


Судя по последним заявлениям руководства Украины, выборы в местные органы власти пройдут в установленные сроки. Этим самым дан ответ на появившиеся в СМИ сообщения, о том, что в администрации президента якобы вынашивают план о перенесении выборов на два года. Пока не разберутся и не успокоят «местную элиту», которая в ходе реформы потеряет вместе с работой и влияние в своих вотчинах. Но, понимают все, выборы надо проводить уже после реформы, чтобы не законсервировать ситуацию, когда на местах при руководстве останутся ставленники прежней власти. Все еще имеющие рычаги влияния на ситуацию в регионах и большой опыт фальсификации выборов. Естественно, на проведение реформы в предлагаемом Киевом варианте они не согласны. Как в такой ситуации центральной власти найти золотую середину, чтобы не получить в своем тылу пятую колону? Задача со многими неизвестными.

Возможно, поэтому президент Украины П. Порошенко настаивает на изменениях в Конституции страны, которые законодательно изменят административно - территориальную систему и закрепят принципы децентрализации власти. Передав регионам большинство полномочий, которыми сегодня наделены органы центральной власти. Тогда местных чиновников поставят перед фактом свершившихся конституционных изменений. Правда, этот вариант может не сработать до начала избирательной компании в местные органы власти. Тогда правительство и президент будут думать о «приданом» для местной элиты, чтобы она не тормозила и не саботировала административно-территориальную реформу. Которую необходимо провести в сжатые сроки. 


Напечатано в журнале «Кругозор» (США)
.
http://www.krugozormagazine.com/show/ukraine.2598.html