Однажды в Ростове

Владимир Разумов
Через три года после создания многосерийного фильма "Однажды в Ростове", он был показан и по российскому телевидению. Это не обычный криминальный кинороман, которых произведено, пожалуй, даже в избытке. Создатели сериала задумали криминальную часть о банде "фантомасов" как приманку для зрителя. На самом деле это критическое произведение о советской действительности, о  системе, которая унижает и оскорбляет человека и подавляет малейшее сопротивление свирепой расправой с непокорными и беспощадным преследованием родственников непокорных.

Завязка фильма сверхболезненная - события 1 и 2 июня 1962 года в Новочеркасске. Возмущение рабочих новочеркасского электровозостроительного завода повышением цен на мясо и масло с одновременным снижением расценок чуть ли не на 30 процентов. Наглое заявление директора завода Курочкина на вопрос "на что теперь будем жить": "Жрали пирожки с мясом, теперь будете жрать - с ливером!"
Страшные кадры расстрела рабочих, особенно убийства детей, которые залезли на деревья из любопытства и попали под предупредительные выстрелы солдат поверх голов. 

Криминальная линия связана с событиями, главный герой  Вячеслав Толстопятов потрясен расстрелом рабочих и грозит отомстить. Так показывается зарождение советского Робин Гуда. Правда, и до этих событий Вячеслав "баловался" рисованием фальшивых денег. Теперь он создает банду, которая целых пять лет терроризировала город.

Но меня привлекла судьба Нины Полетаевой (ее отлично играет Екатерина Олькина). Она не одобряет забастовку, заступается вместе с тайным сотрудником КГБ Сергеем за избиваемого толпой милиционера и даже ведет его в свой дом, чтобы оказать первую помощь. И вообще она считает все эти беспорядки неправильными. Но ее отец(в блестящем исполнении Богдана Ступки) - один из главных вожаков забастовки. Он погибает, его расстреливают при попытки к бегству. Погибает ее брат, умирает мать от переживаний.

 Девушке 21 год, и она вдруг остается одинокой. И как сурово к ней относятся. Ее преследуют, арестовывают. По звонку из "органов" отчисляют из Ростовского медицинского института. Она скрывается на квартире профессора, уезжает на время в Москву. Тайно возвращается в свой дом в Новочеркасске... И только вмешательство сотрудника КГБ Сергея, который полюбил девушку (с первого взгляда, как мастер Маргариту у Булгакова), помогает ей сначала освободиться, потом  скрываться, а потом и дело  закрыли.  Автор сценария и режиссер с трудом. но все же обеспечивают логичность развития ситуации. Ведь даже Солженицыну не смогли воспрепятствовать переправить рукопись "Архипелага" на Запад. Поверим и мы в нашем случае в реальность благополучного исхода этой волнующей истории.

Очень тщательно отработали создатели фильма бытовые детали того времени - низкие цены после денежной реформы 1961 года (стоимость двух плацкартных билетов Ростов-на Дону - Москва - в пределах девяти рублей; для сравнения - сейчас такие же два билета - минимум 5 000 рублей), плохое снабжение (мать Нины не смогла купить для пирогов ко дню рождения сына ни мяса, ни капусты, только картошка), убогие жилища рабочих, скромность женских нарядов, кадры киносборников "Новости дня", взахлеб расхваливающие достижения страны и т.п.

 Особо отмечу (с улыбкой) как оригинально показан азартный секс того же Сергея со своей женой - на столе, с подпрыгивающими чашками на блюдечке. Это напоминает сцену скатывания коляски с ребенком по лестнице во время расстрела толпы из "Броненосца "Потемкин".  Только в "Броненосце" подпрыгивала, скатываясь, коляска, а здесь подпрыгивали чашки на блюдечке. Время диктует свои законы - без таких откровенных сцен фильм не будет признан современным.

Автор сценария решается вложить в уста матери Нины  такие "антисоветские" высказывания, как "нужно убЕгаться, чтобы найти что сготовить, чтобы пожрать", Нина на вопрос -  "а ты знаешь в стране место, где мы нужны?", отвечает  "нет, я такого места не знаю". Одобрительно проговаривается цитата из повести писателя диссидента: "Мы попали в ад и вынуждены в нем жить". Или вот рабочие кричат в ответ на заявление первого секретаря обкома , что "в стране сейчас особенно сложное положение" - "а у нас всю жизнь сложное положение."

Хотелось бы еще отметить великолепную, на мой взгляд, игру всех артистов, забываешь, что это всего лишь игра. Иллюзия реальности побеждает.

Признаюсь после этой картины, что у меня даже проснулся почти совсем было загубленный интерес к кино.

Для справки: Режиссер - Константин Худяков
Сценарий - Елена Райская
Продюсер - Сергей Жигунов
Роли исполняли: Алёна Бабенко, Екатерина Климова, Екатерина Олькина, ,Юрий Беляев,  Владимир Вдовиченков,  Сергей Жигунов, Андрей Ильин, Константин Лавроненко, Кирилл Плетнёв, Виктор Раков, Богдан Ступка. 
10.05.15