Западничество, как религиозная антисистема

Владислав Тележко
Как объяснить наличие в мире зла?
 
В далекой древности люди предполагали, что различные напасти:  голод, болезни, войны, эпидемии — разносят  злые духи — навии, упыри и пр. Предполагали, что навии — это души неправильно умерших людей: утопленников, самоубийц. Защита от злых духов заключалась в оберегах и обрядах, а также в покровительстве добрых духов, которые представлялись в виде душ предков - пращуров, умерших по всем правилам. Отсюда присказка - «Чур (щур) меня», которую используют до сих пор дети, когда играют в пятнашки. Смысл присказки — обращение  за защитой к предку — щуру (пращуру).

С развитием религиозных систем в античной древности появилось многобожие. Боги были добрые и злые. Одни боги помогали людям,  другие вредили — добро и зло легко объяснялось деятельностью соответствующих богов. Хотя  и условно добрые боги могли порезвиться и принести человеку несчастья просто по своему капризу или, если им неправильно приносить жертвы.  В общем, в политеистических религиозных системах недостатка не было в понятийных инструментах для объяснения зла, несчастья, бедности, болезней, войн .

Проблемы возникли при  переходе к монотеизму в ходе эволюции идеологий централизованных государств.  В традиционных религиях Бог - создатель всего сущего,  представляется в виде благой сверхъестественной силы.  Возникает вопрос — а какова же тогда природа зла? Бог один и он благой. Откуда же тогда берется зло? Однозначного ответа ответа на это вопрос нет.

Варианты ответов такие.

Первый  вариант — зла, на самом деле, не существует. Просто, помыслы Высшей силы нам неизвестны и то, что нам кажется сейчас злом, может быть оказаться и благом. Просто мы, в силу своей ограниченности, не можем понять мотивов действия благой Высшей силы. Это решение принято в Буддизме. Зла нет, есть страдание.

Второй вариант — зло есть продукт действия человека, который обладает свободой воли, но не обладает божественным совершенством.

Третий вариант — кроме благой Высшей силы в Благом мире действуют демоны зла. Третий вариант несколько противоречит последовательному монотеизму, но тем не менее, широко распространен в религиозных системах. Имя злого демона разное в различных религиях: Ахриман, Сатана, Сатаниил, Дьявол, Черт  и пр.

Итак, традиционные монотеистические религиозные системы считают, что мир - добрый  по-существу, а зла либо, вообще, нет, либо зло несет  в этот имманентно добрый мир специальный злой демон.

Существует, однако, еще одно решение  вопроса природы зла. Это решение таково.  Реальный мир, который дан нам в ощущениях, имманентно зол и является творением злой силы.  Это решение возникло, практически, одновременно с монотеистическим религиями  в начале нашей эры. Называется это философское решение — ГНОСТИЦИЗМ.

Творцом этого реального Злого мира является некое сверхъестественное существо — Демиург. Демиург создал весь Злой мир, включая человеческое тело, кроме Души, которая представляется совершенно отдельной от человеческого тела. Душу создал Благой Бог, но этот Благой Бог находится где-то далеко, занят собой и в земные дела не вмешивается. Человеческая Душа попадает к Благому Богу после смерти. Отсюда следует, что, чем скорее человек умрет, тем лучше, поскольку только после смерти его Душа расстанется со злым телом и злым реальным миром и попадет, наконец-то, к Благому Богу. Гностицизм — философия беспросветного существования.

« Специфичным для Гностицизма является антикосмический дуализм: мир предельно удалён от бога и есть его антипод. В противоположность иудейско-христианской традиции, гностики помещают между богом и  миром серию ипостасей (у Василида, напр., число их доходит до 365), функция которых заключается не в том, чтобы соединить идеальное и материальное (как и неоплатонизме), а, наоборот, разделить их.
Центральное место в учении Гностицизма занимает человек как средоточие мирового процесса. Он, хотя и является тварью тёмных сил мира, по своей субстанции не принадлежит ему. Эта его божественная субстанция часто принимает форму первочеловека, или антропоса. Душа иноприродна и по сущности своей принадлежит надкосмической сфере (Василид). »
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4234/

За последние две тысячи лет на базе идей гностицизма возникло в различное время несколько религиозных течений. Последователей этих течений называли манихеями,  павликианами, богомилами, катарами (альбигойцами). Традиционные религии — ислам и христианство, рассматривали их, как страшных злостных еретиков и нещадно с ними боролись.

«Основное содержание Манихейства составило пессимистичское учение об изначальности и непреоборимости зла. Полемизируя с христианством, Манихейство учит, что зло – начало столь же самостоятельное и исконное, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом как духом...»
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2676/

«Учение павликиан, опиравшееся на манихейские традиции (см. Манихейство), носило дуалистич. характер. Оно исходило из признания двух начал: злого бога – создателя, демиурга мира – и "отца небесного", которому якобы будет принадлежать власть в будущем. По учению павликиан, весь мир пронизан злом; земные порядки не созданы "небесным отцом" и могут рассматриваться как порочные.»
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7018/

«Богомильство выражало протест против офицального  церковного учения о совершенстве мира, сотворенного богом. Богомилы учили, что мир, богатство, церковь, Ветхий завет и т.п. созданы отпавшим от бога его старшим сыном Сатанаилом, т. е. злым началом. С пришествием другого сына божьего – Христа – человечеству было дано духовное, благое начало. Отсюда, согласно Богомильству, проистекал дуализм мироздания. Богомилы создали апокрифические памятники (напр., "О прении господни с диаволом"), известные и на Руси. Общины богомилов распадались на совершенных, верующих и слушателей; первые должны были отказаться от личного имущества и проповедовать богомильское учение; верующие и слушатели, сохранив свою собственность, возделывали общинные земли.»
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7018/

Лев Николаевич Гумилев объединил эти религиозные системы под общим именем, назвав их в противоположность традиционным религиозным системам — АНТИСИСТЕМАМИ.

Закончив длинное предисловие, перехожу, собственно, к своему тезису, который я вынес в заголовок статьи.
Российское ЗАПАДНИЧЕСТВО — религиозная АНТИСИСТЕМА. Почему? Попробую обосновать.

Самая главная черта всех АНТИСИСТЕМ — это представление того, что окружающий мир наполнен злом. Современный российский ЗАПАДНИК считает, что окружающая его российская действительность есть зло. Отличие ЗАПАДНИКА от манихея или альбигойца лишь в том, что те считали, что  благой мир находится на том свете, а ЗАПАДНИК помещает этот благой мир на Западе, чаще всего в Америке.

В прочем, как альбигоец, так и наш ЗАПАДНИК не спешат тут же переселится в этот благой мир, а предпочитают продолжать страдать здесь. Альбигойца удерживает от переселения в благой мир страх смерти, а Западника удерживает от переселения в Америку тоже страх — страх неизвестности, потому что в глубине души наш ЗАПАДНИК прекрасно осознает свою никчемность и ненужность на Западе.

Наш ЗАПАДНИК, как правило, это неудачник с изначально завышенной самооценкой. Ощущение своей никчемности вместе со страхом переселения в неизвестность порождают в нашем ЗАПАДНИКЕ страстное желание оправдаться перед самим собой и перед окружающими за это свое состояние. Простейший способ оправдания - свалить ответственность за свои неудачи на окружающую действительность.

Окружающая ЗАПАДНИКА российская действительность, в его представлении, создана силами зла, олицетворением которых является верховная российская власть. Вот оно спасительное для ЗАПАДНИКА объяснение. Я не виноват в своей никчемности. Виновата власть, а именно, российский  верховный правитель: ЦАРЬ, ИМПЕРАТОР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ, ПРЕЗИДЕНТ. Российский верховный правитель представляется ЗАПАДНИКУ в виде Демиурга, создавшего ОКРУЖАЮЩИЙ ЗАПАДНИКА МИР — РОССИЙСКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Вера в это нашего ЗАПАДНИКА носит религиозный характер, поскольку находится вне разума и логики, поэтому ЗАПАДНИЧЕСТВО — РЕЛИГИОЗНАЯ АНТИСИСТЕМА. Российский мир в этой системе представляется имманентно злым творением Демиурга.
Отличие от прошлых АНТИСИСТЕМ заключается лишь в том, что идеальный мир у  манихеев, павликиан, катаров и богомилов находился у Благого Бога, а у наших ЗАПАДНИКОВ этот идеальный мир находится в Америке, которая у них и выполняет роль этого  Благого Бога.

P.S. Кроме неудачников с завышенной самооценкой, существует еще один тип ЗАПАДНИКОВ, который можно назвать - "карась-идеалист". Как правило, это хорошие, добрые и честные люди, которые предполагают, что несовершенство и несправедливость свойственно только окружающей их реальности и что где-то в далеких богатых странах мир устроен совершенно и справедливо и что так было всегда. У нас всегда плохо, у них всегда хорошо. Как правило, такой "карась-идеалист" плохо знает историю Западной цивилизации. не слышал об "огораживаниях", ужасах индустриализации в Англии,  об уничтожении ирландцев в 19 веке, уничтожении американских индейцев, тасманийцев и пр. Полностью находится под гипнозом нынешнего богатства Запада.  Этот тип представляет собой питательную среду для роста протестных настроений. Для представителей этого типа ЗАПАДНИКОВ очень характерен призыв к покаянию за дела давно минувших дней. Как правило, это тоже не вполне состоявшиеся люди.
 
Молодежь, в значительной степени, относится к этому типу ЗАПАДНИКОВ. С возрастом, как правило, к годам 40, это проходит, если молодому человеку удается реализовать свои способности здесь в России. Если реализоваться не удается и ожидания молодости оказываются обманутыми, то "карась-идеалист" частенько переходит в первый тип ЗАПАДНИКОВ - "неудачников с завышенной самооценкой".