Миг жизни. Глава 8. 36-я школа, часть 3

Леонид Лещинский
1978-1981

49

В школе не налажено дежурство, отсутствует переобувка, а конкретных мер не принимается. Только болтовня и вывешивание приказов. Смотрел очередь на квартиру в районо - 29, дают три квартиры в год, это минимум еще 10 лет ждать. 9 декабря привезли уголь, помогла мать ученика, Мякотина Л.Н., а то и сейчас сидели бы без угля. 13 декабря вставил первую пломбу, год мучился. Был в пятницу на уроке у В.О.Пунского, столько лет вместе работаем, и, наконец, догадался сходить. Чувствуется глубокая система, продуманный, подготовленный урок. Учитель как дирижер, много юмора, шуток и много хороших оценок, большая активность учеников, практически все поднимались. Виталий Овсеевич издал 4 книги и много научных статей. Последние две книги пробивал 6 лет. Врачебная комиссия признала 100% нетрудоспособности, но он с большим трудом выпросил разрешение вести один класс, 9-б, где он проводит 4 урока в неделю. Посещает все собрания, совещания хочет чувствовать себя полноправным членом коллектива. Во время аттестации в 1976 году рекомендовали присвоить звание учитель-методист, но до сих пор ничего не слышно. Он очень принципиальный человек. Урок начинает точно по звонку, никогда не допустит, чтоб с урока забрали ученика или зашли сделать объявление, что у нас частенько бывает. На собраниях критикует, не взирая, на лица. Вообще-то он прав насчет урока, как трудно когда за урок несколько раз могут зайти: то учком рейд


проводит, то серьги и кольца ищут (их почему-то запрещают носить школьницам), то старост вызывают, то комсоргов, то объявления делают, почти готовый фельетон для "Крокодила". В среду вечером было объединенное производственное совещание и партсобрание. Завуч В.Ф. отметила, /хотя меня курирует другая завуч/, что у меня плохая накопляемость оценок в декабре. Ее выступление хотя и задело меня, но кроме мысленного смеха у учителей работающих в тех же классах, что и я, не вызвало. Все кроме нее знают, что я веду специальную тетрадь учета знаний, почти по Шаталову и просто не успел последнюю серию оценок перенести в журнал. За ноябрь у меня не менее 4-5 оценок у каждого. Есть учителя, у которых 4-5 оценок на всю страницу, но их никто не трогает. Идиотская система цеплять тех, кто трудится и не трогать тех, кто ничего не делает. А если поставить два за четверть хлопот не оберешься. Начинают выяснять, сколько раз занимался дополнительно, беседовал ли с родителями, какие еще меры принимал. Поэтому все стараются не ставить двоек, меньше хлопот. Также и с качеством знания, хотя формально его запретили, но оно процветает, что толкает учителя на путь лавирования, главное угодить администрации. Наступил новый 1979, ходим с Аликом на каток, он уже хорошо катается. С 8 по 15 января у нас гостил Юра Крогоцкий, Валин брат. Послали меня в

50

Б.Вергунку в 23 школу проверять агитпункт, нужно написать справку и сдать в райком. На районной олимпиаде по физике наша школа заняла 1 место, блестяще выступили мои ученицы 6 класса Деречина и Стадниченко. Опять началась замена. 26 января состоялись педсовет, партсобрание и отчет секции математиков, все вместе, дикость, а 27 родительское собрание. Команда района успешно выступила на областной физической олимпиаде. 16 февраля дал первый урок по совместному эксперименту с В.О. Пунским, изложил принципы научного познания по схеме предложенной В.О. 1.Раскрывать сущность явлений. 2. Рассматривать явления в развитии. 3. Рассматривать явления в причинно-следственных связях. 4.Устанавливать законы, которые проявляются в явлениях. 5.Раскрывать внутренние противоречия в явлениях. 6. Рассматривать явления с учетом конкретных условий. И дал определения, что такое сущность, явление, противоречие, закон. Теперь на каждом уроке он на истории, я на физике будем обращать внимание учащихся и в дальнейшем


просить их раскрыть, где сущность, где явление и т.д. Ребята приняли с интересом, но вся трудность, как мне кажется, в том, что в педагогическом эксперименте очень трудно установить последствия данного эксперимента в дальнейшем. Что является причиной скачка в мышлении: случайный толчок, наследственность, обучение, самообучение или все вместе, где тут закономерность? Вчера сообщили, что Китай начал агрессивную войну против Вьетнама. Опять начался приступ, целый день внутри горит, ни чем не снимается. Прочитал много книг, художественных и специальных, начал работу над статьей: "Интуитивные задачи в школе". Начал эксперимент в 8 классах. Провел беседу об интуиции в аварийных ситуациях у людей разных профессий, объяснил, что означает оперативность знаний. Посоветовал каждый раз, прежде чем учить домашнее задание, вспомнить, что было на уроке. Дал образцы интуитивных задач и принцип их составления. В 6 классах это вызвало большой интерес и они придумали много задач. Причем более активными были те, которые не занимаются систематически. Может быть, в младшем возрасте интуиция присуща всем, а потом в результате добросовестной зубрежки ослабевают интуитивные способности. Вообще море вопросов, на которые еще предстоит дать ответ. На 8 марта отдыхаем три дня, на улице средне, потихоньку тает, каждый день долблю отверстие, через которое уходит вода, т.к. за ночь замерзает. Ходили в цирк. Отправляю статью в журнал "Физика в школе" - "Из опыта работы по развитию интуитивного мышления учащихся".

51

Был на семинаре пропагандистов, посидел полчаса и ушел, прогулялся по магазинам. Послал письмо главному редактору журнала академику В.Г.Разумовскому, просил посмотреть статью/ по совету В.О./. В школе опять партсобрание до 10 вечера, поручили мне сделать доклад на родительском собрании о гражданском долге и общественной активности, придется засесть за Сухомлинского. В воскресение был на собрании в секции у Алика, обещают к 1 сентября открыть каток с искусственным льдом, но каждому из родителей нужно отработать 10 часов. Война во Вьетнаме вроде подходит к концу. Китайцев выкинули, но кое-где они задержались и это может принять затяжной характер. Назревает конфликт на Ближнем Востоке, заключение сепаратного договора между Израилем и Египтом, может привести к санкциям со стороны арабских государств. Начались каникулы, кончаются уголь и дрова, дома холодно, опять был приступ. По просьбе мамы был в Первомайске, пытался найти изобретателя Петра Несторовича Руденко, который изобрел аппарат "Гиппократ", излечивающий от радикулита, дробящий камни в почках и т.д. Минздрав запретил применять аппарат по неизвестной причине. Я узнал, что Руденко работает на электромеханическом заводе имени К.Маркса, но его не вызвали и не дали адрес. Видно,


надоели ему посетители. Между Египтом и Израилем подписан мирный договор. У Алика было открытое занятие на фигурном катании. Опять замена, перегрузка, был приступ. Прочитал много книг. Весь май нет дождя, засуха, много гусениц, комары вдруг появились, очевидно, связано с очередным циклом солнечной активности. Пишу очередной доклад на партсобрание. Опять был приступ. Работаю на курсах по подготовке в ВУЗ в воинской части. 16 принял последний экзамен и завтра вылетаем в Сочи.12 июля вернулись домой, отдыхали в Пицунде с Валей и Аликом, ездили на озеро Рица, купались, загорали, ходили в кино. Потом поехали в Первомайский к Феликсу, там отдыхала мама с Ирой. Очень хорошо провели время, жарили на костре кролика, делали шашлык, ездили на Белую, переходили вброд на


остров ловили там рыбу. Теперь дома делаю фотографии. 19 и 26 с работы ездили в колхоз собирали огурцы, пололи капусту. 30 был педсовет с 9 до 14, 2,5 часа, дикость, других слов нет. 31 работал до 7 вечера, готовил радиоузел, помогал другим, вешал шторы в физкабинете и у Алика в классе. Вся эта суматоха плюс тащил тяжелые чемоданы и в результате сердечный приступ. Сижу на больничном. Прочитал много книг, увлекся И.С.Тургеневым. Он меня покорил. 21 сентября уроки кончились в 10 утра, но пропал весь день. В 15-30 проходило заседание клуба политического кино в кинотеатре "Аврора" Огромный зал битком набитый учениками, слушал выступления ветеранов, хотя навряд ли там можно было что-нибудь услышать, а потом еще и фильм "Товарищ генерал". От таких "мероприятий" больше вреда, чем пользы. Помню, как проводил воспитательный час, посвященный дню победы. Пригласили в класс морского капитана. Он рассказал несколько эпизодов. Ребята слушали, затаив дыхание и

52

долго не отпускали его, потом подарили ему цветы и проводили домой. Это запомнилось на всю жизнь! После клуба еще было профсоюзное собрание до 22-30, сплошной анекдот. Выступали долго и нудно, говорили о наболевших вопросах, а остальные сидели и проверяли тетради, готовились к урокам. А потом была комедия с голосованием. Сколько времени отняло, сколько шуму, а в течение года и не видно, что в школе есть профсоюз. Был на семинаре пропагандистов, в рабочее время собирают огромный зал людей, для чего? Первый лектор очень долго говорил, ему передали записку о том, чтобы он сообщил план своего выступления, на что он ответил: "Магистральная дорога, основное, в журнале "Политсамообразование" 8, а он пошел по проселку, чтобы использовали его мысли, /которых я что-то не заметил/. Второй лектор что-то долго говорил, и опять прислали записку: "Что это, набор несвязанных фраз или лекция? Ко дню учителя меня наградили сразу тремя грамотами. Пришел положительный ответ из журнала "Физика в школе", но предлагают доработать, отметили, что я поднял важную проблему. 17 октября был на семинаре пропагандистов, опять время ушло впустую. Был на открытом уроке в 24 школе, урок не понравился, хотя учитель приложил много усилий, но не было развития мышления, глубокого проникновения в физический смысл, не была ярко показана причина изучения этой темы, хотя такая возможность была /сейсмография/. Слишком большой объем материала.


После урока беседовал с директором школы Портянниковым о проблемах народного образования, всеобуч в такой форме - это больше вред, чем польза. 4 - 5 оболтусов, которых насильно загнали в класс сами не учатся и другим не дают. Перегруженные школы, классы. Чему можно научить, если в 9 классе сидит 40 человек. Отсутствуют материальные стимулы у учителя, и учитель виртуоз и халтурщик, приходящий на урок без дневки, получают за урок одинаково. Правда есть звание старшего учителя, но кроме лишней нагрузки оно ничего не дает, да и таких учителей 2-3 на район. Очень много нагрузок у учителя, которые не относятся к его прямым обязанностям. Море отчетов. Чего стоит план самообразования. Если учитель халтурщик, то он составляет его для завуча, чтоб отделаться, а если творчески работающий учитель, то ему надо два составлять, для завуча и для себя. Так как настоящий не пройдет, нужно по определенной форме. Дальше идут планы воспитательной работы, методобъединений, работы кабинета и т.п. Учитель обеспечивает наполняемость мест в цирке, в театре. Кто-то халтурит, не может привлечь зрителей, а учитель отдувается. Учителя с учениками подметают дороги, проводят кучу ненужных мероприятий, учитель многолик, но на главное - обучение у него остается только урок, да и то без конца дергают, то комсоргов с урока забирают, то старост, то их лечат и т.д. Воскресенье просидел в библиотеке, среди прочего прочитал поэму Вознесенского "Вечное мясо", может, что-то недопонимаю, но не понравилось. Оригинальничает, в стихах явное нарушение элементарных законов стихосложения. "Вовеки не загнивает Вода в дающих колодцах, Чем больше от сердца отрываешь, Тем больше в нем остается". Но смысл глубокий, мысль отличная.

53

5 ноября привезли уголь, опять помогла Мякотина Л.Н. Я проверял работу политпросвещения в Машинституте, сделал вывод, не в справке, конечно, а для себя: политпросвещение у нас формальное или вообще не ведется, своей роли не играет. Все проверки сводятся к бумажкам. Не нравится мне также система блата, из всего делают дефицит, и достать что-нибудь, можно только по знакомству/ начиная с вещей и продуктов, и кончая работой, справками, оценками и т.д. Выезжаем в Киев для обследования Иры в клинике Амосова, утром уже были там, все сделали быстро, четко, без всякой волокиты, есть у нас в стране еще уголки, где все можно сделать без блата, без денег и очень благожелательно.


Диагноз: дырочка между предсердиями, через три года сказали приехать. Были у тети Фани, папиной сестры. Назад летели на самолете с приключениями, из-за сильного бокового ветра он не смог сделать посадку и мы улетели в Донецк, а оттуда благополучно прилетели домой. 7 декабря отпраздновали день рождения Алика. Был на семинаре пропагандистов, цифры ошеломили: на корм скоту идет 140 млн тонн зерна. В Первомайске я наблюдал, как хлеб хватали ящиками,

опять- таки на корм скоту и птице. Был в библиотеке, читал "Тяжелый песок" Рыбакова А. Работаю над второй статьей, идет медленно, в литературе ничего нет, не на что опереться, фактического материала мало. Приближается конец года, в городе грипп, хуже стало с мясом. Смотрели по телевизору фильм "Вкус хлеба", про целину. Ошибки дорого обходятся. Так будет и с народным образованием. Процентомания, средний балл, это очередные попытки выправить положение, нужны более существенные изменения. К учебе должны быть более глубокие стимулы, и другие показатели работы учителя. Новый 1980 год начался не спокойно. СССР по "просьбе" Афганистана ввел туда свои войска. Чем кончится трудно сказать, Афганистан стратегически занимает очень выгодное положение и США трудно будет с этим примириться. С 14 по 26 я иду на курсы руководителей факультативов, 13 ходили с Н.В.Игнатович и С.М.Фетисовой проведать завуча -


И.П. Она дома упала со стула и у нее сотрясение, встретила нас очень хорошо. Морозы держаться -15, -20, настоящая зима, только снега мало. К концу января выпало много снега, но с начала февраля начал таять. Соседи сверху получили квартиру, у нас стало холодней, топим больше. Мама написала письмо Шитикову А.П. председателю совета союза Верховного Совета СССР, когда-то он пыл первым секретарем Биробиджанского Обкома КПСС и мама учила его сына. Написала, в каких условиях мы живем, сырой полуподвал, 22,4 кв. метра. Он, конечно, обратился с просьбой в горисполком, улучшить наши жилищные условия. И к нам забегали и председатель горисполкома и его зам. и инспектора, и зав гороно Щербина был, и в горком КПУ меня вызывали, шуму много, а чем кончится, не знаю.

54

Прочитал много книг, работал в библиотеке с журналами, нашел в "Вопросах психологии" статью, где подводится психологическая база под мою идею. 5 марта, среда, выходной мой, принимал Ленинский зачет в 9-а классе, после зачета беседовал с двумя ученицами о профориентации. Действительно, мы учителя не в состоянии подсказать каждому ученику, к какой профессии у него склонность, и не в состоянии дать научно обоснованных рекомендаций, не умеем показать изнанку профессий. На 8 марта на учительском вечере я даже спел в дуэте /песня: Люблю тебя/. В районо поставили на льготную очередь -7, результат письма. Топим по два ведра, наконец-то пробил канаву, и вода ушла.


Беседовал с В.О.Пунским. Общенаучные принципы познания встречаются на протяжении нескольких лет по разным предметам, но без всякой системы и связи. Тут еще море работы, в физике хорошо работают такие термины, как явление, закон, но если в курсе истории встречается термин противоречие, то в физике его нет. Хотя есть богатая возможность применять его по многим вопросам, взаимодействие молекул и т. д. Нужен глубокий анализ всего школьного курса физики. В учебнике 9 класса можно встретить следующее: магнитное поле это форма материи, а электрическое поле вид материи и т.д. В учебниках 9,10 1 раз встречается термин сущность? Перерыл кучу литературы, но нигде не нашел причины снятия термина закон для уравнения состояния идеального газа. Среда, выходной, сижу, жду, должны привезти уголь, вытопили последнее ведро. Читал доклад на комсомольском собрании, вчера меня пытались отправить на научно-практическую конференцию по общественным наукам!? Для количества. Когда уже это прекратится, как хорошо было бы, если бы каждый занимался своим делом. С содроганием вспоминаю, как приходилось распространять билеты в цирк, театр и т. д. когда был классным руководителем. Очень обрадовался за своих коллег, когда прочитал в учительской газете о недопустимости привлекать учителей к распространению билетов, но рано. Организатор внеклассной работы Н.П. сообщила, что нас это не коснется. Учителя будут продолжать распространять билеты, а также делать то, что не имеет отношения к их работе.

55

20 апреля уголь так и не привезли, одалживаем и топим, но все равно дома холодно. Вчера был субботник, сделал много добрых дел, провел телефоны завучам, починил динамик И.П., починил розетки в физкабинете, оформил документы Гражданской обороны. Пунский предложил написать совмнестную статью в журнал "Физика в школе". Интересно, что все эти вопросы тысячи раз жеваны, пережеваны в различных книгах, статьях, но мало отражены в школьных учебниках и в практике преподавания. Много говориться о том, что надо давать понятие противоречия, а оно упоминается в конце 10 класса, да и то в формально-логическом смысле. Пришел на работу, сразу "обрадовали" замена, обеих коллег нет, болеют. В пятницу учения ГО, в субботу две полных смены, в воскресенье послали на митинг - проводы допризывников. 5 мая послали на торжественное собрание посвященное дню печати, 6 мая на чествование учителей ветеранов войны конца и краю нет. 17 мая Валя с Ирой вылетели в Биробиджан. Свое 35-летие встретил в постели - ОРЗ, в мае прочитал 11 художественных книг, не считая работы над статьей, приходится просматривать горы литературы. Послал в "Крокодил" памфлет "Встреча", получил издевательский ответ. 2 июня Алик уехал в лагерь, пришлось здорово переволноваться из-за справки. В поликлинике сказали, что выдают в школе, в школе сказали, что выдают справки в поликлинике, и так я бегал до последней минуты, пока не взорвался и тогда сделали все за одну минуту. Сколько еще есть головотяпства, волокиты, бюрократизма.

С 1 по 15 июля еду начальником трудового лагеря, это хуже каторги. Все время мучает кашель и насморк, работаю над статьей, конца не видно, как это люди умудряются писать много статей. 15 июня поехали в лагерь, Алик с подбитым глазом и пальцем попросился домой и мы его забрали. Ездили с Аликом на рыбалку, купались, загорали, хорошо отдохнули. Отбыл 14 бессонных суток в лагере, без телефона, без охраны, но, слава Богу, не начальником. Беседовал с Пунским В.О. о более широком понятии инерции, считает, что стоит над этим работать. Наконец то, закончил и отослал в журнал вторую статью. 26 августа на конференции отметили, что 14 человек сдававших физику в Машинститут с 36 школы подтвердили свои оценки. Это большой успех, наших выпускников. 1 сентября Валю увезли в больницу с приступом аппендицита, 4 сентября заболел Алик и Ира, сижу на больничном. К Вале в больницу хожу два раза в день, ношу передачи. Нагрузка 23 часа в неделю, будет тяжело материально. Погода стоит хорошая, в этом году у нас много цветов, табак отошел, астры во всю распускаются, много фасоли. Закупил 15 кг лука, 1,5 кг. чеснока, картошка на рынке самая дешевая 30 коп, появилась государственная по 15 копеек кг, но очереди огромные.

56

В журнале "Новый мир" № 6, 1980, прочитал статью В.Катаева "Уже написан Вертер'. Черносотенная вещь, в номере 6 за 1978 его же статья "Мой алмазный венец", оказывается идея 12 стульев это его, он благосклонно подарил ее брату /Петров - это псевдоним брата Катаева, чтоб не путали/, образ Остапа Бендера взят с работника уголовного розыска. Думаю над проблемами связи обществоведения и физики: принципы диалектики, законы диалектики, есть необходимость разработать систему межпредметных отношений. Мама уехала в Вильнюс. Картошки нет, масла растительного нет, со сливочным маслом перебои. Ира переболела, вышла в садик и опять кашляет. Говорит вместо теперь - петель, вместо слова коврик - корвик. Вспоминаю неприятный случай, Ире нужно было молоко. Недалеко от нас возле площади «Борцов Октябрьской революции» я увидел бочку с молоком и длиннющий хвост, когда подошла моя очередь продавщица заявила: «Ты не с этого квартала, не отпущу тебе молоко, своим не хватит». Я пытался объяснить, что у меня больной ребенок и срочно нужно горячее молоко, но бесполезно. И вся очередь молчала. Так я и ушел без молока!


Алик ходит с сентября на шахматы, руководит кружком Я.А.Моргулис, заслуженный тренер УССР. Валя второй месяц на больничном с аппендицитом. Хорошо, что только тампон оставили, а не ножницы или перчатки. Возмутительное отношение врачей к пациентам. Повезло, что у соседки нашелся знакомый хирург, который за бутылку водки почистил шов.

30 октября давал открытый урок, была задача без вопроса, машинки программированного опроса, карточки. Вчера 4 часа продолжался педсовет по поводу дисциплины учащихся. В прошлый раз двоих семиклассников отправили в комиссию по делам несовершенолетних, за избиение инвалида, когда один из них с матерью пришли к инвалиду просить прощения, он потребовал деньги. На этот раз разбирали 4, девятиклассник участвовал в краже мотоцикла, другой сжег журнал, двое дрались. С каждым годом работать становится труднее.


Волнует проблема с нехваткой денег, все время приходится изворачиваться, сводить концы с концами. Ведем строгий учет расходов, но это не помогает. Наконец-то из редакции прислали мою статью на подпись, через два года. Был на семинаре учителей физики района, выступал А.Т Проказа, когда он говорил, все время казалось, что говорю и излагаю свои мысли я. Это, несомненно, талант выступающего, говорить так, что каждый думает, что это его мысли. Итак, основная цель, уметь поставить на уроке проблему и создать видимость совместного разрешения. Интересна идея задач с рождающейся цепочкой вопросов. Возникла у меня идея обоснования, какие задачи можно давать без вопроса. Есть задачи, где вопрос сразу ясен, нужно разработать занимательные задачи, но на физическом материале.

57

Читал в журнале "Коммунист" статью академика Портнягина о преподавании математики, острая критика новой программы. Кто прав рассудит история, но то, что перегнули - факт. Дальше пойдет очередное шараханье, упрощение программ. Эта лихорадка или чехарда неизвестно к чему приведет, но, несомненно, отразится, также как липовые тройки приучали и приучают к очковтирательству. Вчера в 6 классе дал определения: закон, сущность, явление, дал способ составления задач без вопросов, главное условие много возможных ходов. Берется подходящая задача из сборника и убирается вопрос. 17 декабря был семинар пропагандистов, лектор заявил, что при проверке Ростовского университета он не обнаружил признаков логического мышления у докторов наук!


Вечером на партсобрании я выступал с докладом о проекте основных направлений школьной реформы. Приходили мои бывшие ученики, Ухач С. и Закорецкий А. Ухач служил в Кабуле, участвовал в боевых действиях. Новый год встречали у Брони. В мире неспокойно, с продуктами плохо, перебои с мясом, колбасой, маслом. Каникулы проскочили незаметно, без особых событий, с 7 января началась зима, выпало немного снега и небольшой мороз. Алика положили в больницу, у него зрение -1,5, обещали остановить. Пришел ответ из журнала "Физика в школе", просят сократить. Купили Ире детские коньки, вечером покаталась, а на другой день все растаяло. Вся семья сильно простыла, у Иры Краснуха. 1 февраля всей семьей были на катке, отдохнули чудесно. Провел на уроке в 10 классе самостоятельную работу: "Проявление закона отрицания отрицания в развитии взглядов на природу света". Результатов нет. В чем причина? Формальное усвоение законов диалектики в курсе обществоведения? Или они еще не понимают диалектики? Ведь верно говорят - всему свое время, может это натяжка. Беседовал с учеником 10 класса Юрой Коломийцем об основах механики. Я высказал предположение, что первый закон Ньютона, это не закон, а свойство материи, так же как и 3 закон. Законом является только 2, да и то он находится в логическом противоречии с законом всемирного тяготения,


не соответствие размерностей, проявление свойств материи, не понятых людьми, или не правильно выбранные основные единицы измерения, не имеющие физического смысла. Задача с тремя неизвестными: время, масса, пространство. Теория относительности не решает проблемы, что является единицей измерения этих трех физических величин. Это должны быть такие единицы, которые приведут 2 закон Ньютона и закон Всемирного тяготения к общему знаменателю, а может и приоткроет завесу над единой теорией поля. Мир должен быть намного проще. 14 февраля 1981 выпало много снега, настоящая зима с морозом! В ночь с 23 на 24 дежурил в школе в связи с открытием 26 съезда КПСС, "великое" событие. Занялся чеканкой, опять меня послали на... семинар председателей народного контроля, какой-то зицпредседатель, а попробуй отказаться, сожрут с потрохами. Мне сообщили "радостную" весть, классное руководство в 8-д классе - этот конец света. У них возник конфликт с классным руководителем, дело дошло до гороно. Класс педагогически запущенный, сборный. Работаю, день и ночь, просвета не вижу. Безобразно ведут себя, плохо учатся, бесконечные прогулы. На уроке русского языка у Г.Е., после замечания ученику, он послал ее на три буквы. Провожу интересное анкетирование, с оценкой качеств одноклассников и мне это может помочь в выявлении не формальных лидеров. Завтра день самоуправления,

58

на день учителя уже проводилось подобное, директор, завуч, учителя - это ученики, а учителя как обычные ученики. Я называю это день самоуправства/ глупость очередная, хотя ученикам нравится, /срывается два дня занятий/. В субботу вечером отмечали 8 марта с коллегами в школе, пели мои частушки. Проходил смотр художественной самодеятельности, из-за 40 минут почти целую четверть, группа учеников усиленно готовилась, в том числе и десятиклассники, за счет уроков. Какую цель это преследует, трудных учеников среди выступающих я не видел? Наоборот добросовестные дети, которых и так замучили всякими поручениями. Прочитал в "Учительской газете" статью об учителе физики из Донецка Дегтяреве. Очевидно в противовес Шаталову, шумят, поднимают на щит, чтоб потом сбросить, старая история. Продолжаются всевозможные заседания, собрания, вечера, мероприятия, продохнуть некогда. Вот образец "трехчасового" рабочего дня учителя. Понедельник 6 апреля - с 8 до 15-40 у меня 7 уроков, 5 в первую смену и два во вторую, Домой ехать, смысла нет, так как в 19-40 политзанятия мне проводить и к ним еще подготовиться нужно, кроме этого заполнял табеля, приводил в порядок журналы и т.д. Домой добрался в 23 часа. 7 апреля - вторник, с 8 до 12 уроки, потом текущие дела, в 18-40 конференция по книге Кузнецовой "Земной поклон".
Далее читать:
http://www.proza.ru/2015/05/13/621