Благодарность

Жанна Светлова
В том году весна была невероятно жаркой. В конце мая температура поднималась до тридцати двух градусов. И мы, члены Государственной экзаменационной комиссии, буквально плавились на своих местах, выслушивая ответы студентов юридической академии с утра до позднего вечера.
Помню, я так устала и мучилась постоянной головной болью, что наш председатель профсоюза после окончания экзаменов буквально вынудил меня взять путевку в Дом отдыха и поехать на свежий воздух в Подмосковье, чтобы  хоть десять дней отдохнуть перед началом вступительных экзаменов, на которых мне вновь предстояло париться в составе экзаменационной комиссии.
В столовой Дома отдыха я оказалась за одним столом с коллегами других кафедр: Светланой Николаевной Соколовой и Зинаидой Ивановой Поповой.
Я хорошо была знакома со Светланой Николаевной по совместной работе на вступительных и выпускных экзаменах. Зинаиду Ивановну же знала лишь понаслышке.
В первый же день нашего совместного завтрака Зинаида Ивановна пожаловалась, что ужасно мучается желудком, а лекарство с собой взять забыла. Да и денег тоже не взяла, поскольку не успела получить зарплату.
Сердобольная Светлана Николаевна тут же откликнулась на беду коллеги с другой кафедры.
- Не переживайте, Зинаида Ивановна, - сказала она. - Я сейчас позвоню мужу, он должен вечером завести мне кое-какие вещи, и попрошу его заехать по дороге в аптеку и купить вам нужное лекарство. Так что за ужином вы уже сможете принять ваши таблетки.
На том и порешили, и после завтрака все разошлись по своим номерам.
Вечером Зинаида Ивановна получила необходимое ей лекарство и рассыпалась в благодарности и уверениях, что в Москве сразу же возместит стоимость таблеток Светлане Николаевне, на что та в свойственной ей манере ответила, что такой пустяк, как стоимость этого лекарства не следует даже брать в голову, что Зинаида Ивановна ничего ей не должна, и ей будет очень приятно, если лекарство поможет избавиться коллеге от изнуряющих ее болей.
Здесь следует сказать, что Светлана Николаевна, оказывая такую услугу коллегам по работе, никогда не брала за лекарство денег. Я это знала по личному опыту, поскольку пару раз сама получала из рук Светланы чудодейственные таблетки от першения в горле и головной боли. При малейшем желании расплатиться за лекарство я  всегда слышала в ответ:
- Ты мне ничего не должна. Это такой пустяк, что и говорить не о чем! Лишь бы пилюли помогли тебе, а остальное выбрось из головы.
Причем делала это Светлана Николаевна всегда от чистого сердца и с искренним желанием помочь человеку. И все знающие ее люди говорили «спасибо» и забывали об этом факте.
Кстати говоря, ее пилюли всегда помогали.
Зинаида Ивановна горячо поблагодарила коллегу, но заверила ее, что обязательно вернет ей деньги в Москве.
За каждым приемом пищи она всенародно начинала изливать свою благодарность и извиняться за просрочку в оплате лекарства. Эта сцена повторялась три раза в день.
Светлана Николаевна устало повторяла, что ей никаких денег не нужно, что ее поступок не стоит благодарности, мрачнела от возражений Зинаиды Ивановны и старалась не встречаться с ней в столовой.
Но это ее желание оказалось невыполнимым. Зинаида Ивановна приходила к моменту начала приема пищи и покидала столовую последней.
Наконец, измученная благодарностью коллеги, Светлана Николаевна перестала появляться в столовой.
Как-то, зайдя в бар ресторана на чашечку кофе, я застала там ее, поедающей сосиски с салатом, и спросила, почему она не посещает столовую.
- Ой, Светик, - ответила она мне, - мне легче съесть сосиски, чем своим появлением расстроить Зинаиду Ивановну, не знающую покоя и считающую себя виноватой в том, что у нее не оказалось при себе денег, чтобы заплатить мне немедленно за лекарство. Все мои уверения, что платить ничего не надо на нее не действуют.
Мне жаль было Светлану Николаевну и за очередной трапезой, выслушав монолог Зинаиды Ивановны о том, как ей неудобно перед Светланой Николаевной и как она благодарна ей, я заметила, что может быть не следует так часто благодарить коллегу и извиняться перед ней, что это может смущать и расстраивать такого доброго и отзывчивого человека, как Светлана Николаевна.
На свое замечание я получила категоричный ответ:
- Не знаю, как вас, но меня родители научили быть благодарной людям, проявившим ко мне внимание и уважение.
Ну, что тут скажешь?
Светлана Николаевна продолжала питаться в баре, и мы встречались там, когда я заходила выпить свежевыжатого сока или кофе.
Однажды, выйдя с ней из бара, я заметила, как внезапно болезненно исказилось лицо приятельницы и, проследив за ее взглядом, увидела приближающуюся к нам Зинаиду Ивановну.
- Ах, как я благодарна вам, Светлана Николаевна, - завела та свою песню.
Я тут же отошла от них, не в силах  выносить общество этой «щепетильной» и нудной, до зубной боли, дамы.
На другой день, не добыв до окончания  срока путевки, Светлана Николаевна уехала.
А я, вспоминая эту историю, думаю, что иногда благодарность бывает просто невыносимой.

май, 2015г.