А зори здесь тихие. Люди и манекены...

Диана Никова
Как и обещала, посмотрела фильм "А зори здесь тихие" режиссера Рената Давлетьярова. Впечатления как минимум двойственные. Начать с того, что это уже ТРЕТЬЯ экранизация повести Бориса Васильева.

Первая версия была снята в 1972 году режиссером Ростоцким. Вторую вымучили в 2005 году наши китайские товарищи. И вот третья - 2015 года. Сразу скажу, что новый фильм ЛУЧШЕ. Лучше китайского (он есть в Интернете на русском языке, благо ВСЕ актеры в нем русские и в нем "всего" 12 серий, в отличие от чисто китайского 20-серийного). Но вариант 2015 года объективно значительно хуже самой первой версии.

Китайский фильм местами хорош, а кусочками даже очень хорош. Но только теми кусочками, которые слизаны с фильма Ростоцкого. Как только начинается отсебятина, так сразу приходит ЛАЖА. Наивные реплики героев, немотивированные сюжетные ходы, масса фактических ошибок - все это особенности китайской версии, которых нет у Давлетьярова. Но нет, по той лишь причине, что его фильм почти полностью копирует версию Ростоцкого. Копирует во всем, даже в репликах героев...

Теперь о том, чем римейк 2015 года хуже фильма Ростоцкого. А вот и не угадали. Мой ответ вовсе не "ВСЕМ ХУЖЕ". Он стал намного динамичнее (2 часа вместо 3 часов) и в нем ПОМИМО НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ВОВ правдиво рассказано о бессмысленной Финской бойне (Tolasota), в которой положили десятки тысяч советских солдат. НО: при всех незначительных плюсах у него есть один важный минус, который перечеркивает абсолютно все достоинства. Из него исчезла ДУША.

В погоне за динамизмом все снято так быстро, что зритель получает только "экшн" и не успевает сопереживать героям. Лиза Бричкина тонет, едва оступившись в болоте. Женю Комелькову убивают, как только у нее кончаются патроны. Когда Рита Осянина стреляет из оставленного ей револьвера, Федот Васков не бежит что есть мочи к ТОМУ месту. Он стоит как вкопанный. Он ВСЕ понимает и так.

Фильм 2015 года - он не о людях 1942-го. Он про манекенов. ОН ПРО НАС С ВАМИ...