О чем спорят читатели в литературном клубе?

Николай Львов 4
   
           Более полусотни человек решили высказаться. Удивило то, что почти и не критикуют... Мнения разные. Очень полезно послушать, ведь именно сейчас и смогу ответить на свой главный вопрос: " Получается ли у меня?"

           Итак, что ж говорят читатели? Слушаю:

         - Мистика не может не притягивать. Начало рисовало совсем иной характер деда. Мне он предствлялся ветхозаветным стариком, жившим, как древние волхвы, подальше от людей и поближе к природе. Я не угдала, но и не сильно ошиблась. Он оставил внуку самое богатое наследство, какое только может дать человеку человек. Духовность, простое объяснение истины, которая скрывается от нас за сложностью понятий, оно придает повествованию второе дыхание. Начавшись, как семейная мистическая драма, произведение разворачивается и выводит читателя к свету, к пониманию основ бытия. Как верно заметил автор, что мы в этой жизни готовимся к переходу в другой мир, и только от нас, от наших помыслов и поведения зависит, каким будет наше существование на следующем уровне. Свой рай нужно создавать уже сейчас.



           - Не могу определиться, это был большой рассказ или маленькая повесть? Строчки из стихотворения Гумилева изумительные, но они не могут заменить собой окончания, с которым автор поторопился. Финал получился тихим, гладким, мирным. Даже пропавшее письмо дедушки не взбудоражило нервы. Кроме того, меня терзают смутные сомнения относительно авторского замысла - как будто это еще не конец, как будто должно быть продолжение. Ведь ГГ нужно издать книгу, найти похитителей письма, разобраться в своих отношениях с любимой женщиной, поднять на ноги пошатнувшийся бизнес (если я все правильно поняла) и т.д. и т.п. А ничего этого в произведении нет, поэтому мысль о продолжении напрашивается сама собой. Сюжет словно оборвали. Хоть и в правильном направлении, с хорошим предпосылом, но все-таки...




           - Иногда о своих близких людях узнаешь что-то новое, но не по своим собственным наблюдениям, а из чужих уст. И каково это, когда столько нужно сказать и спросить, но уже нет человека… Жизнь - сложная штука, если к ней относиться, как к источнику проблем и неприятностей. Боли много, но ведь и радости тоже присутствуют. Если перестать смотреть на мир чужими глазами, через внушение, которое подается нам большими порциями отовсюду, начиная с соседских сплетен и заканчивая враньем в СМИ, то и мир, возможно, заиграет другими красками. Надо слушать свое сердце и нести в мир любовь, а не сидеть сложа руки и с тоской ждать, когда этот мир соизволит одарить любовью тебя. Произведение не одурманивает налетом загадочности, наоборот, подталкивает читателя к вполне ясным выводам.



           - Обычное дело – ученый-затворник. Особенно неординарно смотрится в качестве персонажа для мистическо-психологической прозы. Если бы все в этой жизни делалось по-доброму и с любовью… И Бог тут ни при чем. Точнее, тот Бог, которым его мнят люди. Хорошо бы, присовокупить к этой истории текст книги, которую внуку теперь предстоит издать.




          - Я нахожу массу подобных рассуждений о программировании жизни после смерти и об удивительных свойствах воды, которые пока мало кому известны, но широко обсуждаемы. Парадокс, до чего же простые обыватели лучше подкованы в науках, чем сами ученые. Это как на пожаре, когда зеваки всегда лучше пожарных знают что и как надо тушить. Тема, затронутая в рассказе, безусловно, увлекательная и пока еще новая. Художественное оформление только добавляет вкуса и подогревает интерес. Повезло главному герою с дедом, под опекой такого человека можно многого достигнуть и много чего хорошего дать людям.




          - Мы все связаны информационным полем. Убери тело, что останется? Правильно – душа, то есть информация в чистом виде. Правдивость слов, сказанных на прощание дедом, звучит особенно проникновенно и в то же время тревожно. Внук по-другому воспитан и по сравнению с дедом выглядит желторотым птенцом, которого еще учить и учить. Мне же, вопреки замыслу произведения, больше понравилось описание моря, природы, ранней весны, воспоминаний из детства главного персонажа. Они звучат теплее и радостнее, сразу становится понятно, что для автора это не просто стилистические приемы, а нечто родное, возможно, то, что носит в себе частицу его самого.




         - Повесть обрывается, словно сиганув с обрыва в море, минуя ту самую крутую железную лестницу, которую с таким чувством описывал ГГ. Или это еще не все и будет продолжение? Надо же узнать, что за темные личности преследовали ученого в его научных изысканиях. А вдруг они сейчас за внука возьмутся? Короткая эпитафия в конце ничего не дает и не объясняет. Я считаю, что произведение не только не закончено, а вообще является только зачатком к настоящему произведению.




          - Какое роскошное начало! Весна на море – это редкость в литературных произведениях. Обычно авторы балуют своим вниманием лето или раннюю осень. Но автор постарался на совесть – я воочию в этом убедился. А еще, почти физически ощутил на себе всю эту слякотность и влажность. Вкус сигарет, запах моря, пшенная каша, комната-пенал с абрикосовым деревом у окошка… как удивительно ярко и зримо можно описывать некоторые вещи, при помощи языка донести до читателя их вкус и аромат. Скромные радости бытия, которые только помогают проникнуться в счастливый божий замысел. Автор верно подметил в своих рассуждениях через обращение деда к внуку, что иные молитвы и подношения только отдаляют человека от Бога.




          - В повести поднимается актуальная тема для обсуждения. Теология – это вечно, а вот про воду сейчас только-только начали говорить. Интересно, что будет лет через десять-пятнадцать? И, думается мне, это еще не все. Наверняка это только завязка к более крупному произведению, может быть, к роману. Скромная и торопливая записочка от дедушки никак не тянет на нормальную концовку. Скорее, на заманчивое обещание продолжения.



          - Да все не то вы говорите! Рассказ чудесный! Написан с душой, в нем каждое слово живет, поет, дышит! Я в восторге от такой прозы. Она, как живительный родник, придает сил и вселяет надежду. Если современные авторы не обходят стороной подобные темы, значит, еще не все потеряно! А как прекрасно описана природа… Море – оно вечно, а весна хоть и повторяется из года в год, но все равно проходит. И это сопоставление вечного и приходяще-уходящего настолько живо и красочно описано, что видится не со страниц, а словно описывает твои собственные ощущения, о которых ты всегда знал, но не умел сказать словами. Мне трудно выражать свои чувства так просто и доступно, как автору данного произведения, но впечатление от его слов останется в моей душе надолго, точно так же, как слова деда крепко-накрепко запомнит его внук.

           Что за спор? Это мои читатели спорят о том, стоит ли продолжить мою повесть "Дежавю" и написать роман.  Слушаю внимательно. Думаю.
 

                ***

        Оказалось, что вовсе не пишущий решает, о чем и как писать ему. Прошло всего несколько дней после обсуждения моей повести, как главный герой начал приходить ко мне и во сне, и на яву. Перед глазами появлялись картинки все более захватывающие и красочные. Мне оставалось только описывать то, что виделось. Изо дня в день... Пока, наконец, не наступила развязка. Когда потом прочла написанное, то оказалось удивительное и почти не реальное нечто: у меня получился настоящий детективный роман, в котором не мало и философских прозрений.  Но самое интересное: было такое ощущение, будто это все написала не я...