Поэтический сборник Из осени в лето...

В августе 2014 года вышел в свет мой второй поэтический сборник
«Из осени в лето кочующий странник». ISBN 978-5-91945-636-0.
Москва. Издательство «Авторская книга».
Предисловие к которому любезно согласился написать мой замечательный друг
и администратор сайта «Дом Стихов» – Олег Жданов:


"Когда-то мы были самой читающей страной. Огромной популярностью пользовались поэты – их называли властителями дум, повелителями духа; ждали их книг, ходили на творческие вечера и даже говорили о них в оскароносных фильмах. С тех пор прошло много лет. И сегодня, даже, несмотря на довольно широкое распространение стихотворчества в глобальной сети, мы признаем как факт, что поэзия отошла на второй и третий планы. Поэтов не знают. А уж их стихи тем более. И виноваты в этом во многом... сами поэты. Однажды я брал интервью у замечательной поэтессы Татьяны Кадниковой, которая в конце беседы сказала следующее: "Поэзия  должна вернуться к людям, снова искать внимания читателей". И действительно, эстетизм превратился в самоцель, в маниакальность. Авторы считают настолько важным независимость от читателя, что даже гордятся его полным отсутствием. Читатель бы и рад сделать шаги в направлении осознанного восприятия современной поэзии, но на него глядят с презрением, при этом требуя сотворчества. Разумеется, сотворчество – необходимый читательский акт, но почему есть непонятые гении, а непонятых читателей быть не может?! Сложилась парадоксальная ситуация, когда читателям нужна поэзия, но ей не нужен читатель...

К счастью, у нас всегда остаются авторы, в хорошем смысле слова ориентированные на читателя. Одним из них является Яна Варшавская, чью новую книгу стихотворений мы сейчас держим в руках.
Каковы же особенности современной поэзии для читателя?

В данной книге вы не найдете ничего неестественного и вымученного. Вас не станут стращать пугалом зауми и эстетическим избранничеством. Не будет нещадной эксплуатации двух наиболее популярных поэтических тем последнего времени –
о сексе, в который не верят, и о боге, который не удовлетворяет. Вас ждет встреча с изысканной простотой, уютной гламурностью, прирученной осенью. Этой книгой Яна Варшавская снова в центр внимания любителей поэзии ставит Женщину, и мы видим, сколько в ней теплой душевной красоты без вычурных экзальтаций, столь любимых и поэтессами в последние годы.
Очень похоже, что девизом лирической героини данной книги является знаменитое высказывание Тютчева " Всё во мне и я во всём". И действительно, героиня самостоятельна и самоценна. Странно, но она ищет созвучия и гармонии более с Природой, чем с противоположным полом – и это очень современно.
В стихах не ставятся мучительные вопросы перед собой и сверхзадачи перед миром. Мы видим состоявшуюся женщину со сложившимися ценностями и приоритетами. И в книге лёгкими мазками изображены её душевные порывы. Никакой бури! Лёгкие штрихи, красивые оттенки, волшебные полутона – это всё Яна Варшавская!
Основной талант лирической героини – это дар жить легко.

«За окном умирают листья.
Пономарь отзвонил с утра…
Смысл искать?.. Не имеет смысла:
у природы своя… Игра...»

Нам зачем-то внушали часто совершенно нам не нужное и даже вредное стремление к навязанной сверхцели. Поколения прожили жизнь, стремясь выполнить чужие задачи, пройти чужой путь.
Это нашло отражение в поэзии: создавался культ несчастья, тоски, беды, грусти. И в быту у нас появились соответствующие поговорки, отражающие наше затемнённое психологическое состояние: "смеётся как дурак" (дурацкий смех), "нам не до улыбок", "смеешься не к добру" и так далее. Героиня Яны Варшавской свободна от навязанных сверхцелей – она живёт своей жизнью и потому открыта для гармонии. А великий дар жить легко – награда и прекрасная возможность быть счастливой. У героини всегда распахнуты глаза на мир, именно за пределами себя она ищет ответы на вопросы о себе. Парадоксально? Но сама поэзия есть парадокс, особенный строй речи, способ мышления и взаимодействия с миром. Мы не замечаем, как стихи пишут нас. Ещё одна особенность лирической героини – сентиментальность. Она часто предается воспоминаниям, при этом не эксплуатирует чувство утраты, но благодарит мир за то, что с ней было, – а это уже свойство исключительно высоких натур! Вообще, при чтении книги стихотворений возникает устойчивая уверенность в экологичности мировоззрения героини, а следовательно, и самой поэтессы – иначе и быть не может, ибо одним из свойств лирики является её безусловная автопсихологичность.

Можем ли мы говорить, что лирическая героиня Яны Варшавской гламурна?
А почему нет! Давайте отбросим ту негативную эмоцию, которую начали в последнее время вкладывать в это слово. У лирической героини гламур осмысленный и даже осознанный. Гламур – как метод моделирования себя и мира. И действительно, героиня в каждый момент весьма хороша и привлекательна. Хороша, как на модной картинке. И мы придаем данному высказыванию исключительно положительные характеристики. Если кто-то видит в картинке что-то мёртвое и неестественное, мы только можем посоветовать расти до умения созерцать и ценить искусство. При этом гламур совершенно не фуршетный, ибо у героини устойчивый культ легкой (осенней) грусти.

«Разливается янтарный
мёд на выгнутые спины
трав пахучих. И кустарник
дремлет около рябины...
Солнце прячется под крышу:
под вьетнамскую нон-ла...»

Высокое качество гламура подчеркивает богемность. Наша героиня общается с особыми людьми, слушает особую музыку и читает особые книги.
В этом смысле её мир закрыт и "с улицы" в него попасть невозможно.
Здесь и тайна, и аристократизм. Героиня состоялась как личность и как женщина, но её консервативность не дает ощущения удушья, но скорее наоборот – мы можем сосредоточиться на созерцании красоты внутреннего мира. Пожалуй, ключевым стихотворением для понимания образа лирической героини мы можем считать строки стихотворения "Словно вкус рябины":

У меня очень тонкая кожа,
а ещё голубые вены...
и замёрзнуть так просто... Возможно,
дом мой – чересчур тонкостенный...
У меня слишком хрупкое сердце,
а ещё золотые кудри...
мне бы где-то под солнцем греться,
я ж спасаюсь от стужи пудрой...

В данной книге временами встречаются совершенно бессознательные фрагменты – и это фантастически хорошо! Ведь стихи являют собой в некотором смысле стихию, потому предсказуемость и осознанность стихии ненатуральна. Эти прорывающиеся на свет фрагменты бессознательного похожи на некий божественный шёпот, волнующую и добрую материю. Из неосознанного мы можем констатировать природное стремление героини к красоте. Красота ею чувствуется, переживается и проецируется в свой мир, в своё представление о мире. А чем богаче наш внутренний мир, тем ярче наша реальность – этот закон зеркала очень явно просматривается в данной книге. Именно бесконечная открытость души для красоты обуславливает такую особенность стихотворений Яны Варшавской, как открытый финал. И это выглядит изящно и обоснованно – и действительно, как можно ставить точку, если завтра случится новый день, – мир и героиня будут смотреть друг на друга широко распахнутыми глазами, при этом умение удивляться чудесам у героини совершенно детское и очаровательное:

«Только стены и заборы... В стенах двери и замки...
Только стены, в стенах окна – это наши городки.
Зарешёченные окна, а за окнами цветы...
Занавешены, закрыты, заколочены мечты...
За забором бродит лето... Отзвеневшее почти.
За окошком льётся дождик. А потом придут дожди...
( «За забором бродит лето...» )

Также нам видится героиня новой поэзии для читателей весьма сексуальной. Если в прошлом поэтессы настолько усердно воспевали духовное начало, что представлялись читателю совершенно бесплотными, то сегодня мы констатируем у героини скрытую притягательную сексуальность. О ней нигде не говорится открытым текстом, но мы чувствуем и, в некоторой степени, предчувствуем её. Это поэзия для здоровых людей, умеющих ловить сигналы - флюиды. При этом выровненная эмоциональность – это не более чем оптический обман. Некоторые стихи являются квинтэссенцией поэтического мировоззрения:

«Пасторально, медово… Тепло…
Растекаются мысли и грёзы…
Зайчик солнечный бьётся в стекло
и роняет янтарные слёзы…
("Пасторальное")

А в ряде текстов нежные метафорические полотна заканчиваются энергетическими сгустками, своеобразным эмоциональным фейерверком:

«Пытаюсь сосчитать оттенки,
сбиваюсь где-то на седьмом…
Цвет мальвы, выросшей у стенки, –
взрыв фейерверков летним днём…
("Мальва")

Новая поэзия для читателей не боится использовать прозаизмы и даже научную лексику ("Ты для меня разрыв шаблонов..."), при этом продолжая литературную традицию. Здесь важен мгновенный отклик, ежеминутное сочувствие и эмоциональное соучастие, которого Яна Варшавская, как один из ярких представителей данного направления, успешно достигает.
И, приглашая вас к прочтению книги, мы благодарим Яну Варшавскую за служение и поэзии и, в ещё большей степени, читателю!"

                                                                                                                                              Олег Жданов


Сборник можно приобрести в Интернет-магазинах:
 
1. my-shop.ru/shop/books/1877742.html
2. www.livelib.ru/book/1001091931
3. www.ozon.ru/context/detail/id/29865199
4. www.flip.kz/catalog?prod=478596
5. www.bookler.ru/bookisbn/978-5-91945-636-0.shtml


Рецензии
Ваши замечательные сборники о двух временах года (осень и лето) читатели увидели, теперь они же с нетерпением ждут ещё, по крайней мере, сборника о весне. А то она может "обидеться" и не сменит зиму вовремя. Жму зелёную кнопку! Удачи!

Петр Панасейко   29.04.2017 07:48     Заявить о нарушении
Есть задумка... Но она посвящена не времени года, а стихии природной.
Даст Бог, издам. Будет много работы. Но есть примета... Лучше не говорить о своих планах...)))
С уважением,
Яна.

Яна Варшавская   30.04.2017 17:05   Заявить о нарушении
Вы правы!!!

Петр Панасейко   30.04.2017 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.