Не верю!

Осипов Виктор
Геродот о Европе.
Знал ли Геродот Европу?
На первый взгляд, странный вопрос, ведь в его «Истории» много сведений о Европе. Но почему тогда Европа единственная часть света, которой Геродот отказал в описании в целом? Он подробно описал, как в целом выглядят Азия и Ливия, но такого описания Европы Вы не найдете во всей его «Истории». Посмотрите на главу «Геродот об Азии», и вы представляете себе, из блоков каких земель складывается Азия Геродота, какими морями Азия омывается. Прочитайте главу «Геродот о Ливии», и вы можете убедиться, как четко и последовательно он описывает расположение ливийских племен, что свидетельствует о использовании Геродотом  методологии описания при перечислении географических объектов. Ничего подобного о Европе. Как только дело касается Европы, Геродот начинает мямлить.

О чем Геродот не знает в Европе:
«3-115... Что же до самых отдаленных стран Европы, именно на западе, то я не могу сообщить о них ничего определенного».
Вместе с тем:
«1-94...Лидийцы изобрели эти игры именно в то самое время, как говорят, когда выселились в Тирсению...Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков и построили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя [Тирсена], который вывел их за море, тирсенами”.
«1-163. Жители этой Фокеи первыми среди эллинов пустились в далекие морские путешествиия. Они открыли Адриатическое море, Тирсению, Иберию и Тартесс. Они плавали не на «круглых» торговых кораблях, а на 50-весельных судах...»
«2-33...Ведь река Истр начинается в стране кельтов у города Пирены и течет, пересекая Европу посредине. Кельты же обитают за Геракловыми Столпами по соседству с кинетами, живущими на самом крайнем западе Европы. Впадает же Истр в Евксинский Понт, протекая через всю Европу там, где милетские поселенцы основали город Истрию».
«7-165. В Сикелии есть еще другое предание, именно, будто Гелон все же согласился бы помочь эллинам (даже под начальством лакедемонян), если бы как раз в то самое время против него не выступил Терилл, сын Криниппа, тиран Гимеры, изгнанный из Гимеры властителем акрагантинцев Фероном, сыном Энесидема. Войско Терилла насчитывало 300 000 финикиян, ливийцев, иберов, лигиев, элисиков, сардонов и жителей Кирна.»
«5-9...Сигиннами, впрочем, лигии, живущие к северу от Массалии, зовут мелких торговцев, а жители Кипра – копья».
«4-49... Из Иллирии же течет река Ангр на восток в Трибаллскую равнину и впадает в реку Бронг, а Бронг – в Истр. Так Истр принимает обе эти большие реки. Из северной страны омбриков текут на север река Карпис и другая река – Альпис и также впадают в Истр».
О чем Геродот не знает в Европе:
«5-9... Области за Истром, по-видимому, необитаемы и беспредельны».
Вместе с тем:
«5-10. По рассказам фракийцев, в области за Истром обитают пчелы и из-за них де проход далее невозможен. Мне-то такие рассказы кажутся во всяком случае невероятными: ведь эти насекомые, по-видимому, не выносят холода. Скорее, думается мне, эти северные страны необитаемы, именно, из-за холодов». «2-34... Так вот, течение Истра, который несет свои воды по населенным землям, известно многим».
«5-9...Впрочем, об одной только народности за Истром я могу получить сведения: эта народность – сигинны. Одеваются они в мидийскую одежду. Кони у сигиннов, как говорят, покрыты по всему телу косматой шерстью в 5 пальцев длины. [Кони эти] маленькие, низкорослые и слишком слабосильные, чтобы возить на себе человека. Запряженные же в повозку, они бегут очень резво. Поэтому люди в этой стране ездят на колесницах. Пределы земли сигиннов простираются почти до [области] энетов на Адриатическом море. Они считают себя [потомками] мидийских переселенцев».
О чем Геродот не знает в Европе:
«5-9. О том, какие племена обитают дальше к северу от Фракии, никто достоверно сказать не может».
Вместе с тем:
На север от Фракии по Геродоту начинается Скифия.
«4-33. Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы – на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец, прибывают на Делос».
«4-49...Из Иллирии же течет река Ангр на восток в Трибаллскую равнину и впадает в реку Бронг, а Бронг – в Истр. Так Истр принимает обе эти большие реки. Из северной страны омбриков текут на север река Карпис и другая река – Альпис и также впадают в Истр».
О чем Геродот не знает в Европе
«3-115...С другой стороны, несмотря на все мои старания, я не мог ни от одного очевидца узнать подробности об этом море на севере Европы».
«4-45. Омывается ли Европа морем с востока и с севера, никому достоверно не известно...Что до Европы, то никто из людей не знает, омывается ли она морем, откуда ее имя и кто ее так назвал».
Вместе с тем:
«3-115...Впрочем, верно то, что олово и янтарь привозят из самых далеких стран.
Вместе с тем:
116. На севере же Европы, по-видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать...»

Как следует из таблицы, в части Европы Геродот опровергает Геродота. Заявляет, что не знает запада Европы — и приводит массу сообщений о западных странах. Заявляет, что никто не знает о севере Европы — и подтверждает, что золото поступает в Элладу с крайних земель севера Европы. Как относиться к подобному противоречию? Конечно, можно утверждать, что перед нами картина последовательности познания Геродотом пределов Европы. Но посмотрев на правые и левые колонки, убеждаемся, что в них часто фигурируют одни и те же  параграфы. И не прослеживается у Геродота стремления познакомить нас с последовательностью изменения взглядов на территорию Европы, как это видно на примере Азии (например, «большая часть Азии стала известна при Дарии», то есть по Геродоту «неведомым ионянам» эта часть Азии должна быть неизвестна).
Наоборот, складывается впечатление, что Геродот пытается приуменьшить знания «неведомых ионян» о Европе. Опровергая мнение «неведомых ионян», Геродот пытается представить дело так, что именно его описание Европы: «я не могу сообщить о них ничего определенного», «по-видимому, необитаемы и беспредельны», «никто достоверно сказать не может», - является самым передовым взглядом на географию его времени.
Именно поэтому Геродот и разбросал  сообщения о Европе по всей «Истории» и отказался от описания Европы как единого целого. Иначе пришлось бы описывать север и восток Европы и затронуть проблему Каспийского моря, чтобы не противоречить собственному сообщению «Так, в длину Европа простирается вдоль двух других частей света, а по ширине, думается, она и несравнима с Азией и Ливией» (4-42), «Мы знаем лишь, что по длине она равна двум другим частям света» (4-45).
Из приведенных сообщений делаем вывод, что Геродоту известна ширина Европы (ее протяжение с юга на север), что следует из сообщений 2-33 («...Истр течет, пересекая Европу посредине»), 2-34 («... течение Истра, который несет свои воды по населенным землям, известно многим»). Из этого вытекает, что Геродоту, раз Истр разделяет Европу посередине, известны по крайней мере границы северной Европы, и такой границей может быть только море, ибо если нет морской северной границы, надо заявлять о бесконечности земель Европы на север. Но если Европа бесконечна на север, о каком течении Истра посредине Европы может идти речь? Ведь Истр на большом протяжении верхнего своего течения действительно рассекает западную Европу почти на две равные части, если не учитывать Скандинавский полуостров (сведения о котором появляются лишь 400 лет спустя после Геродота). И, опять — таки, Истр течет по населенным землям, известным многим (2-34), и если вспомнить о том, что «области за Истром, по-видимому, необитаемы и беспредельны» (5-9), получается какая — то мистическая граница — южнее Истра, как всем известно, населенная земля, севернее Истра -  необитаемая земля. Именно в подобную мистическую границу, какую играет Истр, и заставляет поверить Геродот.  Между тем Геродот сообщает о сигиннах, живущих за Истром, и Скифию он расположил к северу от Истра (из скифской земли текут пять северных притоков Истра, 4-48).
Интересно, а чьи сведения о северной Европе отрицает Геродот, обвиняя в отсутствии достоверности в этих сведениях, и вводя мистическую границу - Истр? Следует признать, что это сведения «неведомых ионян», и  в описании  северной Европы до Геродота присутствовали река Эридан, впадающая в северное море, аримаспы, живущие на северных окраинах Европы, Оловянные острова на западе.  А следовательно, и северное море, в которую впадает Эридан — это северное море из географии «неведомых ионян», то есть северная половина Океана, северное побережье Европы, а не Северное море Геродота, то есть современное Средиземное море.
Кроме того, устанавливаем,  во — первых, факт поступления таких товаров, как янтарь, олово и золота, из северных и западных стран, во — вторых, факт знания Геродота о том, что олово, янтарь и золото поступают из западных и северных стран (3-115, 3-116). И устанавливаем факт отрицания Геродотом существования  стран на западе и севере Европы на том основании, что, оказывается, названия тех географических обьектов, которые звучат в описаниях тех стран, -  эллинские, а не местные, варварские, то есть придуманы каким-нибудь поэтом. И об аримаспах писал «поэт» Аристей Проконесский, живший за двести лет до Геродота. «Какой-нибудь поэт» имеет прямую аналогию с Гомером, придумавшим реку Океан и  жившим за 400 лет до Геродота.
Опять, как и в случае с рекой Океаном, виноваты поэты, которые выдумали реку Океан, реку Эридан, впадающую в северное море, и одноглазых аримаспов.  Придумали поэты, и все, причем тут факт существования товаров, поступающих из северных областей? Выдумки все это поэтов каких-нибудь. Товары - есть, стран, откуда товары — нету. Вбейте себе в голову. Между тем аримаспами вполне могли быть люди с «естеством у них, как и у прочих людей», имевшими культ одноглазого божества, то бишь солнца. Видимо, Геродот не имел желания отождествлять своего Зевеса с (боже, какое святотатство!) одноглазым божеством аборигенов. Одновременно помечаем в своей памяти, что у Геродота «неведомые ионяне» связывают аримаспов с окраинами северных земель.
Подобная настойчивость в убеждении нас в отсутствии достоверных сведений о северной Европе на основании объявления предыдущих исторических сведений выдумкой поэтов и введения мистической границы по Истру наводит на вполне определенные мысли — личной заинтересованности Геродота в сокрытии  исторических сведений о северной Европе путем внедрения собственной географии, если не сказать больше — в умышленном искажении географии своего времени. Опять в голову вползают крамольные мысли.
Если верен перевод Геродота, то принуждены признать лукавство Геродота в части незнания северной Европы хотя бы в части предполагаемой ширины Европы.
А что за иберы и лигии в сообщении 7-165? Географическое положение лигиев Геродот привел — к северу от Массалии (современный Марсель, 5-9). Географическое размещение иберов Геродот не привел. Иберы, по твердому убеждению историков, жители Иберийского полуострова (современные Испания и Португалия). Но если обратиться к сообщению 2-33 («Кельты же обитают за Геракловыми Столпами по соседству с кинетами, живущими на самом крайнем западе Европы.»), и учитывая, что самой западной областью Европы является как раз Иберийский полуостров, на котором находятся Геракловы Столпы, приходится признать, что на Иберийском полуострове по Геродоту живут не иберы, а кинеты и кельты.
Если мы в здравом уме, то должны исходить из того, что иберы Геродота живут в Иберии Геродота же, ибо оба эти названия присутствуют в исследуемой нами «Истории» Геродота и никаких указаний Геродота о другой Иберии в других частях света не имеется. Для прояснения вопроса обращаемся к сообщению 1-163, где Геродот впервые сообщает об Иберии:
«1-163. Жители этой Фокеи первыми среди эллинов пустились в далекие морские путешествиия. Они открыли Адриатическое море, Тирсению, Иберию и Тартесс. Они плавали не на «круглых» торговых кораблях, а на 50-весельных судах...»
Поскольку все географические названия относятся к северному побережью современного Средиземного моря, то есть к Европе, можно говорить, что под Иберией все же надо понимать территорию современных Португалии и Испании. 
Кроме того, необходимо помнить, что и через 400 лет после Геродота, в период I век до н.э. - I век н.э., античные географы считали, что Пиренеи тянутся с севера на юг, и будущая Галлия Цезаря находилась не на северо — восток от Иберии, а следовала за Иберией на восток, и потому Галлия не могла быть самой западной страной во времена Геродота.
Таким образом, если Иберия — самая западная страна, и кинеты и кельты являются, по Геродоту, самыми западными народами, то и размещать кинетов и кельтов надо в Иберии. Но страна названа по имени иберов, которые, как мы только что выяснили, так же живут в той же Иберии. Но если иберы не относятся к самым западным народам, значит, они живут восточнее кинетов и кельтов на том же Иберийском полуострове, в его восточной половине, то есть на побережье современного Средиземного моря. Либо надо признать, что иберы — это общее название кельтов и кинетов.
Если представляете себе мысленно карту, то получается, что Геродот сообщает об Иберии, Тартессе, Тирсении и Адриатическом море, что  вкупе с лигиями и Массалией показывает полное знание Геродотом западных средиземноморских областей Европы (рис.   ) южнее Истра. А севернее Истра, по утверждению самого Геродота, у него нет достоверных сообщений.
И отметим лукавство Стратановского при переводе сообщения 1-163. При сличении перевода данного сообщения (1-163) с древнегреческим текстом выясняется, что фокейцы открыли не Адриатическое море, а Адрию, то есть область на материке, такая же, как и Тирсения, Иберия и Тартесс. Тогда перечень областей выглядит в последовательности Адрия, Тирсения, Иберия, Тартесс.
Сравним полученный вывод с доводом Геродота: «3-115...  Что же до самых отдаленных стран Европы, именно на западе, то я не могу сообщить о них ничего определенного...» Лукавит господин Геродот, заявляя об отсутствии у него достоверных для него сведений о западных странах.
Принуждены признать несостоятельность утверждений Геродота об отсутствии у него достоверных сведений о западных и северных странах. И как следствие, несостоятельность отрицания единого Океана. «Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли» (4-8), - как и мы знаем, что это верно.
О границах Европы.
Если длина Европы равна сумме длин Ливии и Азии (а Геродот категорически утверждает: «мы знаем», что это так), то с учетом того, что западные границы Ливии и Европы практически совпадают, практически должны совпадать и восточные границы Европы и Азии. Как мы убедились в главе «Геродот о Каспийском море», восточная граница населенной Азии Геродотом установлена по реке Инд, за которой следует пустыня, а что за пустыней — земля или море - неизвестно.
А восточная граница обитаемой Европы Геродотом не приводится. О востоке Европы он сообщает лишь следующее: «4-45. Омывается ли Европа морем с востока и с севера, никому достоверно не известно». То есть так же, как и для Азии, восток Европы — что там, земля или море - неизвестен.
Равенство длин Европы, с одной стороны, и Ливии с Азией, с другой стороны, позволяет утверждать, что речь идет о равенстве длин обитаемых, населенных частей Европы и Азии с Ливией.
Если бы не одно «но». «Большая часть Азии стала известна при Дарии». Геродот сообщает, что практически при его жизни границы обитаемой Азии были отодвинуты далеко на восток. Но границы Европы так же должны были в это время сдвинуты на восток, ибо восточные границы Европы и Азии должны практически совпадать вследствие равенства длин.
Но Геродот наоборот, предлагает сдвинуть прежнюю восточную границу Европы не на восток, а на запад, до реки Танаис. Парадоксально, но факт налицо.
Более того, Геродот предлагает перейти от широтных границ между Азией и Европой, обусловленных равенством длин, к меридиональной границе по Танаису! Отрезая от Европы земли восточнее Танаиса, что значительно уменьшает длину Европы. А как же категорическое утверждение Геродота: что не просто кто-то сообщает, предполагает, рассказывает, а  «Мы знаем лишь, что по длине она равна двум другим частям света»? Мы знаем — в том числе и Геродот.  И предложение о меридиональной границе вопреки знанию?
В который раз убеждаемся, что для Геродота было важно представить запад, север и  восток  Европы как необитаемое, полностью пустынное место на земле. Нет жизни на Марсе, простите, за Истром!
Но мало этого, мистического Истра. Оказывается, у Геродота два «крайних запада»!
И между ними достаточно большое расстояние.
«4-33. Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею...»
«2-33 «Кельты же обитают за Геракловыми Столпами по соседству с кинетами, живущими на самом крайнем западе Европы.»

Кинеты - энеты - венеты - одно и то же?
Так крайний запад для Геродота — это Адрия и Иберия? Италия или Испания? Или иберы жили рядом с Адрией, это возможно? Оказывается, возможно. 

Продолжение следует.