Место встречи... История одной фотографии

Константин Семынин
       С момента премьеры телевизионного фильма «Место встречи изменить нельзя» минуло уже 35 лет, но до сих пор всё то, что, так или иначе, связано с периодом создания любимого сериала режиссёра Станислава Говорухина, окутано неимоверным количеством самых разнообразных мифов и легенд. Сегодня мне бы хотелось подробно остановиться на одной из таких малоизвестных историй и рассказать подлинную историю её героини.

       Думаю, не ошибусь, если предположу, что многим поклонникам фильма «Место встречи изменить нельзя» известна фотография, на которой Владимир Высоцкий запечатлён сидящим на мраморных ступеньках в фойе Большого Театра вместе с неизвестной женщиной в тёмных очках. В интернете и других средствах массовой информации неоднократно говорилось (и даже утверждалось!), что таинственная незнакомка в кадре – Марина Влади, супруга поэта и актёра, приехавшая в тот момент к мужу на киносъёмку из Парижа.
 
       Истину в данном споре помогла установить Нина Кузьминична НИКИШЕВА, которая долгое время работала главным бухгалтером Одесской киностудии и близко общалась со многими создателями популярного телефильма. В беседе c тульским исследователем творчества Владимира Высоцкого Валерием Серковым она рассказала, что на самом деле, на этом легендарном снимке запечатлена сотрудница Одесской киностудии Надежда Попова (фрагмент беседы приводится по публикации в журнале "Горизонт" (Тула), 1996, № 2 (6), с. 18):

       "Надя [Попова] работала на "Место встречи..." режиссёром по актёрам, и очень много общалась с Высоцким. У меня есть снимок, где Надя и Володя сидят на ступеньках в зале Большого Театра в перерыве между съёмками. <...> Однажды Надя уехала с киногруппой в Америку и осталась там невозвращенкой. Несколько лет мытарилась, не могла устроиться на работу, даже посудомойкой подрабатывала. Сколько у неё там всего было! Но потом ей все же удалось устроиться на телевидение, она сняла несколько фильмов-интервью с видными советскими людьми. В общем, всё стало складываться хорошо. И вдруг в октябре 1982 года Надю нашли убитой в своей квартире. (Здесь надо сказать, что в текст беседы закралась досадная редакторская опечатка, или же Нина Никишева оговорилась: на самом деле Надежда Попова покинула СССР в начале 90-х и погибла на чужбине в 1992 году. – К. С.) Одесская газета "Юг" опубликовала заметку "Убийство в Нью-Йорке". Началось расследование, но о его результатах я не знаю. С её уходом из жизни оборвалась ниточка-источник воспоминаний о многих днях работы Владимира Высоцкого на съёмках "Места встречи..." Надя всегда тепло о нём отзывалась... <...> Очень жаль Надю, я с ней долго дружила".
 
       Уже от себя добавлю, что в 1970-80-х годах, помимо своей основной работы вторым режиссёром на Одесской киностудии, Надежда Попова сыграла несколько ярких эпизодических ролей в фильмах "Место встречи изменить нельзя" (1979, директор магазина в 3 и 5 сериях), "Зелёный фургон" (1983, мама Володи Патрикеева), "Астенический синдром" (1989, женщина в вагоне метро).



               На фотографиях:

       1. Справа: то самое фото со съёмок телефильма «Место встречи изменить нельзя» – Владимир Высоцкий и Надежда Попова сидят на ступеньках в фойе Большого Театра, 1978 год.

       2. Слева вверху: Надежда Попова в роли директора магазина в телефильме «Место встречи изменить нельзя», 1979 год.

       3. Слева внизу: Надежда Попова в роли мамы Володи Патрикеева в телефильме «Зелёный фургон», 1983 год.