Только за деньги

Шендрик Виктор Геннадьевич
                «Только за деньги».

   23 марта 2015 года умер известный венгерский писатель-прозаик Э.Двести. Его перу принадлежат такие шедевры как «Кусок хорошего камня», «Лунный оркестр», «Город у моря», «Безжалостность» и многие другие. Искрометный юмор диалогов и философская глубина затрагиваемых этических вопросов, доскональная проработка деталей и совершенно непредсказуемое развитие сюжета отличают Э.Двести от других мастеров художественного слова. Также Э.Двести известен и как драматург: его трагедия «Человеческий фактор» и по сей день является культовым произведением – каждый режиссер мечтает поставить эту пьесу своим, оригинальным способом. Например, В.Ректюк использовал в постановке в качестве актеров огромные размалеванные валуны, задрапированные в алую и белую парчу. Выбегающие из-за кулис полосатые собаки с привязанными к загривкам репликами в виде красочно размалеванных плакатов подбегали к тем персонажам, чья очередь пришла говорить, лаяли на них, и стоящая в углу сцены говорящая лошадь прочитывала реплики специально для присутствующих на спектакле слепых зрителей, причем делала это, искусно меняя голос.  Скрытые от глаз механизмы, перемещающие валуны, ежесекундно меняющееся освещение, вращающиеся зеркала и ароматический дым создавали эффект, который критики назвали «отталкивающим» и «противоестественным», но благодаря которому у пьесы всегда был аншлаг. А. Бертолини, прежде всего известный своей  гигантоманией и страстью ко всему в хаки, ставил «Человеческий фактор» на полигоне, расположенном на средиземноморском побережье Северной Африки. В безветренную погоду зрители  поднимались в гондолах воздушных шаров на тысячу метров над пустыней и смотрели пьесу, исполняемую самолетами, танками и военными судами. Реплики персонажей создавались при помощи трассирующих пуль, флуоресцирующих ракет и торпед, а также художественных взрывов, ибо спектакль  шел ночью. П. ван Готт ставил пьесу с актерами, у которых вместо лиц были гибкие мониторы с постоянно меняющимся изображением, и было невозможно понять, кто из героев перед зрителем, ибо все актеры были одеты в одинаковую одежду, весьма похожую на смирительные рубашки, а произносили реплики спрятанные в специальные ниши шимпанзе, которым была сделана дорогостоящая хирургическая операция на гортани, вследствие чего понять некоторые слова было совершенно невозможно.
   Одним из неоцененных современниками творений Э.Двести является повесть «Только за деньги». Сразу после публикации критики набросились на нее, словно свора гончих на зайца. Одни считали ее «полным провалом модного автора, который в одночасье исписался», другие – «заказной макулатурой для богемы». Третьи, наиболее осторожные, говорили, что «автор не нашел себя», что «Э.Двести не смог перешагнуть через экзистенциальный барьер, созданный им самим».
   Не все, однако, отнеслись к повести как к провальной. Наоборот, некоторые узрели в ней гениальное пророчество, или, если быть точным, один из вероятных путей развития общества. Идея, которая лежит в основе повести, фантастична, но не невозможна. Э.Двести последовательно и логично развивает ее, в результате чего приходит к интересному выводу, который критики весьма образно назвали «утенком, который утонул в луже».
   Давайте обратимся к самой повести. Действие её происходит в далеком будущем. Место действия – Земля, вернее, то, что от нее осталось после безумной и безжалостной эксплуатации, осуществляемой родом homo sapiens. Три человека (автор не упоминает, кто они: мужчины или женщины, поскольку различия между полами – как видно из дальнейшего повествования – стерлись под влиянием фактора, о котором пойдет речь ниже) сидят у костра и лениво перекидываются словами. Понять их невозможно: Э.Двести демонстрирует свою знаменитую манеру повествования, артистически запутывая читателя неологизмами и длинными последовательностями цифр. Внезапно в небе появляется яркая звезда и привлекает внимание присутствующих. Звезда за считанные мгновения увеличивается в размерах, и люди понимают, что это неопознанный летающий объект, который нацелился прямо на них. Они прячутся в находящихся неподалеку руинах. Затем следует страшный удар, сотрясающий землю до самого основания. Оседает пыль; люди выходят из своего убежища и с опаской направляются к появившейся неподалеку воронке. Взбираются на земляной вал, образовавшийся от падения небесного тела, и смотрят вниз.
   Их взорам открывается невиданное до сих пор зрелище: огромный металлический саркофаг в форме веретена, выступающие части которого сгорели при спуске от трения об атмосферу. Саркофаг, остывая, потрескивает и покашливает, словно куряка-старик. Через несколько минут его оболочка, будто двери лифта, расходится в стороны, и показывается капсула, спрятанная внутри саркофага. В капсуле лежит мужчина. Лицо его спокойно, глаза закрыты. Он спит. Срабатывает таймер, и под прозрачный щиток поступает пробуждающий газ. Мужчина просыпается и недоуменно оглядывается вокруг. Хочет сесть, но ударяется лбом о прозрачный щиток. Начинает шарить руками, пытаясь открыть капсулу, и, в конце концов, ему это удается. Щиток откидывается вверх, и мужчина выбирается из капсулы. Он карабкается по стенке воронки, время от времени сползая вниз, но не сдается и продолжает карабкаться. 
   И вот он стоит наверху. Приложив руку к глазам, внимательно осматривает окрестности.  Взор его останавливается на живописно одетой троице. Он немного напуган внешним видом людей; делает непроизвольное движение, будто хочет спуститься вниз, но понимает нелепость своего поведения. Приободрившись, и к тому же видя, что люди ведут себя дружелюбно, подходит к ним и здоровается. Протянутая ладонь смешит туземцев, они одновременно начинают говорить, размахивая руками; пришельцу их язык незнаком. Жестом он просит его подождать; спускается в воронку и возвращается с миниатюрной коробочкой размерами не больше сигаретной пачки. Надевает крохотные наушники, прикосновением пальца включает прибор. И – о чудо! – начинает говорить с туземцами на их языке. Впрочем, полноценного общения не получается – бОльшую часть слов переводчик не в силах перевести, а остальные слова представляют собой длинные последовательности цифр.
   Туземцы вместе с пришельцем возвращаются к костру. Пришелец, зовут его Питер, просит накормить его.  Поев, он начинает задавать вопросы о том, что произошло, пока он был в анабиозе, но туземцы не в состоянии ответить на них, поскольку совершенно не знают историю. Один из туземцев, разразившись тирадой, состоящей из последовательностей цифр, в конце замечает, что Питеру нужно поговорить с Ответственным, ибо Ответственный точно знает все-все-все и даже чуть больше. А что не знает, то можно выяснить, обратившись к БД. 
   Они отправляются к Ответственному, который живет в нескольких днях пути на юг.
   Проводив к нему Питера, туземцы уходят.
   Ответственный с удивлением и радостью узнает, из какого века сюда попал Питер. Он даже делает несколько танцевальных па. Но, смутившись, останавливается. Питер просит его рассказать его, что произошло в мире за время его сна. Ответственный заученным движением трогает себя за мочку правого уха и быстро дважды прижимает её к черепу. Заметив вопросительный взгляд Питера, объясняет, что подключился к базе данных.

   Первой ласточкой эпохи перемен – нового устройства мира – было тотальное очипение. Каждый законопослушный гражданин должен был вживить себе чип в специальном государственном техническом учреждении, имеющемся в каждом населенном пункте. В любое место тела либо конечностей по его выбору. Некоторые маргиналы, а также деятели контркультуры вживляли чип в пенис, а эпатажные женщины  – в грудь. В чипе содержалась информация о его владельце, имуществе, работе, состоянии здоровья, номера всех его счетов и остальные персональные данные. Верующие и бунтари всех мастей не захотели вживлять себе чипы. Власти не заставляли подвергаться очипению, но поскольку ассигнациями население практически перестало пользоваться, им, чтобы не умереть с голоду, волей-неволей пришлось подвергнуться очипению для того, чтобы иметь хоть какие-нибудь средства расчета. Впрочем, самые непримиримые ушли подальше от городов и, еле-еле сводя концы с концами, стали заниматься сельским хозяйством. 
   После полного очипения населения Земли международная группировка какеров (так стали называться хакеры) устроила какерскую атаку и взяла под контроль население всех материков, за исключением Северной Америки, поскольку тактовая частота, с которой работали чипы в Америке, была выше принятого стандарта. В связи с тем, что вживленные чипы были устройствами с обратной связью, т.е.  посредством чипа можно было управлять человеком, какеры при помощи ведомых ими людей собрали всю наличную американскую валюту – в Америке продолжали пользоваться наличными –  и в одночасье потратили ее в США, скупив все доступные товары и тем самым практически разорив ее. Затем они вывезли все купленное из США, оставив американцам лишь десятки тысяч тонн бумажек. Доллар рухнул в один день, погребя под собой американское правительство и американский modus vivendi (образ жизни, - прим. переводчика). Правящий в те времена президент, индеец из племени навахо, приказал собрать все доллары и свезти их в Оклахому, где и сжечь, устроив огромный погребальный костер по американской мечте, после чего сложил с себя президентские полномочия. По слухам, его видели во время сожжения долларовой макулатуры: он прыгал, визжал и всячески кривлялся, походя на буйного, но очень счастливого сумасшедшего.  Во время сожжения легального средства расчета безостановочно  проигрывалась песня Фрэнка Заппы «Bobby Brown goes down».
   После падения американской империи новое виртуальное правительство, которое возглавил Пекущийся и Заботящийся Какер, издало указ, согласно которому Америка переименовывалась в Колумбарию, ибо, по его мнению, все-таки Колумб открыл новый материк, а Веспуччи был всего лишь вторым, и теперь пришла пора восстановить историческую справедливость. ШОК –  Штаты Объединенной Колумбарии, в состав которых, кроме бывших США, также вошли Канада и Мексика, –  перестали печатать денежные знаки и паразитировать на остальном мире, а принялись выращивать виноград, ячмень, яблоки, груши и кукурузу, полностью превратившись в аграрную страну. Разумеется, эти глобальные перемены произошли не сами по себе, а были проделаны Мировым Комитетом Какеров, перепрошившим чипы населения Северной Колумбарии и поменявшим тактовую частоту, приведя ее к стандартной. 
   Владеющее всеми богатствами Земли мировое закулисье в лице таких известных кланов, как Бортшильды и Гопфеллеры, а также их компаньон по бизнесу Вульпекан, было отозвано обратно на Ион его хозяином – Господином Уже. Это событие произошло после неудачной атаки финансовых воротил на международную группировку какеров. Демарш власть имущих был предпринят в связи с тем, что возникла реальная угроза потери их контроля над населением Земли, ибо очипение было задумано и осуществлено марионетками Господина Уже, вышеперечисленными Бортшильдами, Гопфеллерами и Вульпеканом. Очипение было проделано с целью получения полного контроля над каждым человеком для участия в глобальной компьютерной игре, в которую собирались сразиться Господин Уже и Канигул Цифра, более в повествовании не встречающийся. Разумеется, и до очипения финансовые воротилы играли целыми народами в свои грязные игры, тихонько посмеиваясь, когда финансовые аналитики пытались найти закономерность в скачках мировых валют и изменениях биржевых котировок. При глобальном очипении точность манипуляций во время игры возрастала пропорционально числу включенных в игру очипованных граждан. Сценарий игры поручили написать Дж. Р.Р. Мартину, автору бестселлера, по которому когда-то был снят телесериал «Игра престолов». Ради такого случая Мартина воплотили в новое тело, скопировав и вживив его матрицу, хранящуюся в Главном сервере мирового оптоволоконного кольца.
   Воцарившееся на Земле после отбытия восвояси мирового закулисья  благоденствие было недолгим: какеры были людьми, и их тоже, как и всех остальных людей, обуревали страсти. Первый правитель Земли, получивший титул ПСР  (первый среди равных, - прим. переводчика), был отравлен своим соратником цифровой жидкостью (digital fluid, - прим. переводчика), меняющей не только физические, но и химические свойства в зависимости от заданной программы. Попав в кровоток, жидкость превратилась в лед, разорвав в мозгу несколько сосудов, чем вызвала обширный геморрагический инсульт, после чего снова стала жидкостью. Патанатомы, проводившие вскрытие, пришли к выводу, что она была вызвана естественными причинами.
   Вслед за первым убийством последовали другие. Средневековые методы устранения неугодных спустя пятьсот лет снова вошли в обиход. Население не успевало запоминать состав правительства.
   Смутные времена длились около ста двадцати лет. В конце концов, власть над Землей захватила ВОЗ (всемирная организация здравоохранения). Она подвергла критике политику очипения, предоставив каждому землянину право выбирать, вживлять чип в тело или остаться неочипованным.
   Кульминацией повествования становится издание Всемирным обществом здравоохранения закона, ради которого Э.Двести и рисовал перед читателем апокалипсические в своей сюрреалистичности картины: употребление спиртного и курение табака было официально признано опасным для жизни фактором, и производителей алкогольной и табачной продукции обязали выплачивать деньги их потребителям. По мнению властей, деньги должны были пойти на восстановление здоровья употребляющих органические яды людей.
   Что началось на Земле после принятия этого закона! Все, даже непьющие, стали употреблять алкогольную продукцию, а снабжать  спиртным население планеты стала Колумбария, ибо выращивание злаков, фруктов и овощей целиком было сосредоточено на ее территории.
   Разумеется, производители спиртного и сигарет тут же решили свернуть дела и заняться чем-нибудь более прибыльным, но принятый закон запрещал им делать это, грозя не только огромными денежными штрафами за выход из бизнеса, но также уголовным преследованием с суровым наказанием, вплоть до смертной казни.
   Последствия принятия алкогольного закона, или закона Жизни, как его стали называть после начала действия, поскольку главой ВОЗ, во времена которого был принят этот закон, был Влад Жизнь, известный своими оригинальными взглядами, не заставили себя ждать, и, как правило, имели отрицательный характер.Например, преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, теперь рассматривалось судом более мягко, поскольку быть пьяным стало нормой.
   Увеличилось число смертей, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения. Возросло более чем в три раза число техногенных катастроф. Разумеется, произошедших по причине опьянения персонала. Пьяные хирурги резали насмерть пьяных пациентов. Пьяные диспетчеры направляли мимо взлетно-посадочных полос самолеты, управляемые пьяными пилотами. Пьяные крановщики давили пьяных стропальщиков.
   Разгул пьянства длился около двух веков, то есть в течение всего правления Влада Жизни. После его смерти, ибо председатели ВОЗ выбирались пожизненно, к власти пришел его оппонент Миш Замок. Он рьяно взялся за выведение населения из перманентного запоя. Были значительно сокращены посевные площади ячменя, кукурузы, винограда. С большим боем был отменен закон Жизни. Началось преследование употребляющих алкоголь и его производителей.
   Вскоре Миш Замок был задушен в собственной постели. Убийцей оказалась его любовница, известная певица, системная алкоголичка. Замок запрещал ей пить; после его убийства она напилась до такой степени, что, несмотря на все усилия врачей-реаниматологов, у нее наступила кома, и она умерла, не приходя в сознание.


   Во времена правления какеров многообразие языков, издревле существующее на Земле, почило в Бозе. Наступила эпоха искусственного, синтетического языка, основой которого стал сильно трансформировавшийся английский, вобравший в себя множество символов, возникших в интернете. Часть слов английского, ставших общеупотребительными, стали заменяться рядами цифр. Вскоре каждому предмету либо действию для удобства был присвоен личный номер, код, состоящий из цифр, и с тех пор можно было общаться с представителем любого народа, просто перечисляя цифры на английском языке. Глаголы оканчивались на ноль, существительные на единицу, прилагательные на двойку и так далее. Для передачи эмоциональной окраски предложений в них вставлялись протослова, представляющие собой усеченную  нецензурную русскую брань.
   Изменилась и физическая природа человека. Череда поколений, зачинаемых и рождаемых пьяными родителями, в конце концов, привела к возникновению homo bibitus, человека пьющего. Постоянное пребывание молекулы ДНК в органическом растворителе привело к ее мутации. Женщины и мужчины практически перестали различаться между собой, и не только телосложением, но и лицами, а фигуры их стали похожи как две капли воды, ибо для удобства употребления и лучшей усваиваемости пива нужно большое брюхо, широкая глотка и толстая задница. Мужской половой орган практически редуцировался за ненадобностью; остался коротенький отросток для мочеиспускания, неприспособленный для полового акта. 
   Межполовые отношения прекратили свое существование. Репродуктивные акты, которые алкоголь еще несколько веков назад прекрасно стимулировал, теперь под воздействием спиртного практически не происходили. Яички, ранее бывшие лабораторией по производству сперматозоидов и заодно их хранилищем, теперь размещались в промежности в районе предстательной железы, а спермовыводящие протоки выходили в прямую кишку у самого ануса. Мускульная оболочка яичек при надобности резко сжималась и под давлением выбрасывала порцию спермы. В общем, зрелище эякуляции сильно напоминало выбрасывание вонючего секрета из-под хвоста скунса. Женский половой орган тоже трансформировался, приобретя вид широкой чащи с отверстием посередине, заглатывающей попавшую в нее жидкость при помощи мускулатуры, действующей по тому же принципу, что и мускулатура пищевода.  Расположение влагалища изменилось, теперь оно стало находиться на 7-10 сантиметров ниже пупка. Поэтому для полового акта мужчина садился на живот женщины и напрягался. Часто бывало, что вместо полового акта происходила дефекация. Для стимуляции желания использовалось рукопожатие, поскольку эрогенные зоны стали теперь сосредоточены на правой ладони между большим и указательным пальцами.   
   Привлекательными партнерами стали считаться люди, имеющие широкую глотку – через нее можно пропустить много пива, и огромное брюхо – надежную фабрику по переработке продуктов. Также широкая глотка и большое брюхо говорили о солидной потенции едока и питуха.
   В конце повествования Э.Двести рисует жалкую картину мира будущего: толстые ленивые пьяницы, которые ничем, кроме бутылки, не интересуются, Колумбария, производящая выпивку, и какеры, вживившие себе в череп вместо мозгов микрокомпьютеры и играющие сами с собой в примитивные игры.

   Через всю повесть красной нитью проходит главная мысль автора: зачем, ну зачем человек пьет спиртное? Зачем ему нужно превращаться в скотину? Какая радость заключается в этом непродуктивном состоянии? Он цитирует Аристотеля (пьянство - это упражнение в безумии), Достоевского (алкоголь зверит и скотинит человека).
   Задав эти вопросы, автор отвечает на них устами своих героев, но делает это так запутанно, что становится непонятно, где причина, а где следствие. В эти моменты кажется, что Э.Двести страдает шизофренией. Он выстраивает стройные логические цепочки, которые заканчиваются внезапно и окончательно, причем ответы находятся вне плоскости задаваемых вопросов.   

   Несмотря на то что действие в памфлете Э.Двести происходит в далеком будущем, не надо быть семи пядей о лбу, чтобы понять то, что речь идет о настоящем времени, поскольку проблемы, затрагиваемые писателем, характерны для сегодняшнего дня. Сквозь призму гротеска Э.Двести  рассматривает существующие в настоящее время социальные устои, чье уродство и фальшь невозможно не заметить. Писатель с болью пишет об этом, с той болью, какую чувствует отец, когда его сын, его первенец начинает спиваться. Впрочем, устами своих героев он предлагает решение описываемых проблем, но для этого нужно изменить саму природу человека.

   Э.Двести долгое время жил в Москве и после развала империи уехал на родину, но вскоре вернулся. «Только за деньги» написана в последние годы жизни писателя, в те самые годы, когда в России окончательно изменилась парадигма общественного сознания. Возможно, что именно этот фактор послужил отправной точкой для создания памфлета. И если отставить в сторону выдуманные события, становится ясно, что Э.Двести пишет о тех временах, когда в стране вместо специалистов руководителями стали профаны, совершенно не разбирающиеся в сути порученных им дел, но умеющие пускать пыль в глаза, поскольку облеченным властью не нужны умные, а нужны верные. Когда всё, абсолютно всё стало возможно купить и продать, даже то, что ни при каких обстоятельствах не продается. Когда слизанная с западного общества модель жизни вобрала в себя самые негативные ее черты, оставив за скобками положительные. Когда воровство и коррупция стали нормой, а честность оплевывалась во всех СМИ.  Более того, честность стала считаться блажью, а человек, который не хотел марать руки кражей, становился опасным маргиналом, угрожающим своим существованием новому порядку. Когда из производящей страны Россия превратилась в огромный вещевой рынок, которым заправляли спекулянты. Когда правящая верхушка продалась за тридцать сребреников американцам и стала по их указке уничтожать собственный народ, изводя его под самый корень антинародными законами.   
   Э.Двести зло иронизирует над человеческой природой. Над тем, что деньги из средства достижения цели превратились в саму цель. Над тем, что теперь люди всё готовы сделать за деньги. Над тем, что не только подменились, но и исчезли всякие представления о порядочности, честности, уважении человека к себе и другим. Над тем, что общество, лишенное цели существования, обречено на гибель. Над тем, что бесцельность порождает леность, порок и деградацию.
   И все же писатель верит в будущее человечества. Иначе почему последний абзац повести заканчивается фразой: человек может все, даже то, что не может, достаточно лишь захотеть и поверить в свои силы.
   Да, кстати, любимым философом Э.Двести был Кант с его «Критикой чистого разума». 

               
                Николай Полуянов