Университет Алеши

Галина Вольская
О своей учебе я уже писала, немного об учебе младшего сына и почти ничего об учебе старшего. А об этом стоит написать, хотя бы потому, что все его университетские годы пришлись на самый разгар перестройки, на дикие девяностые. О том, что Алеше обязательно нужно учиться, я твердила ему постоянно:
- Ты не смотри на других. Они встанут к станку и будут работать. А ты не сможешь, у тебя здоровья нет.
Возможно, если бы ему сразу поставили правильный диагноз и стали лечить, как нужно, до такого бы не дошло. Но правильного диагноза не было два года, соответственно, не было нужного лечения. Поэтому артрит коленного сустава перешел в полиартрит. Были поражены все суставы, боли периодически обострялись. Три раза я отправляла сына в детские санатории. Один раз ездила с ним сама, путевку для меня, как постоянного члена профкома воинской части, запрашивал председатель профкома.

В девяностые годы многие молодые люди решили, что учиться не обязательно. Кто-то занялся бизнесом, кто-то подался в бандиты. Состоятельные люди старались отправить своих детей учиться за границу, внимания на образование в своей стране обращали немного. Десятый класс Алеша окончил в 1992 году, я в это время работала у предпринимателя. Сын решил идти по моим стопам, то есть стать программистом, поступать на отделение «прикладная математика» механико-математического факультета университета. В мое время такого отделения еще не было, я оканчивала физический факультет, но это к делу не относится.

Никого родных или знакомых в Саратове у меня уже не осталось, оборвались все прежние связи. Адрес своих родственников, у которых можно остановиться на время вступительных экзаменов, мне дала подруга. Я добилась отпуска и даже выплаты отпускных денег, что было тогда не очень просто. Причем отпускные мне выдали мелкими купюрами, в кошельке они не умещались, я их сложила в обложку от записной книжки и сунула в сумочку. Родственников подруги мы разыскали, нам выделили комнату, мы расположились там и поехали в университет отдавать документы. Никаких ЕГ еще не было, все сдавали экзамены, предоставляли только подлинники документов. Папку для документов мы должны были купить сами, у приемной комиссии ничего  не было. В ближайших магазинах папок не нашлось, пришлось ехать в Торговый центр на Третьей дачной. И тут я как-то расслабилась, забыла,  где нахожусь. Купили папку, я сунула ее в сумку, сумка перестала закрываться.  А я смотрела кроссовки для Алеши, приоткрывала сумку, кто-то, видимо, заметил стопку купюр. В троллейбусе возле меня крутились, толкались. И когда я полезла в сумку, уже сойдя с троллейбуса, обложки с деньгами там не было. А у Алеши экзамен через день! Хорошо еще в кошельке сохранились деньги на билет до дома.  Оставила Алешу одного и поехала домой. Заняла деньги у подруги, работавшей в сберкассе, и вернулась в Саратов. Матери объяснила, что забыла один нужный документ, чтобы не расстраивать ее лишний раз.

Письменную математику Алеша сдал на «три», но неожиданно получил «четыре» за сочинение. По устной математике тоже «четыре», то есть одиннадцать баллов, а проходной балл – двенадцать. Результаты приемных экзаменов объявляли на общем собрании абитуриентов и их родителей. У нас такого собрания точно не было, хорошо помню. А тут собрали всех в большой аудитории. Я хотела забрать документы до собрания, но мне предложили подождать, пойти на собрание. Стали зачитывать списки поступивших, на «прикладной математике» Алеши не оказалось, мы приуныли. Но в конце собрания вдруг объявили, что десять человек сдали экзамены на одиннадцать баллов, решено зачислить их всех. Только в те группы, куда они сами сочтут нужным. И Алешу зачислили на отделение «общая математика». Дальше сообщили, что часть студентов поедет в колхоз (в том числе Алеша), а часть начнет учиться. Потом их поменяют местами.

В колхоз поехали в основном иногородние, саратовские учились. Менять местами никого не стали, читать пропущенные лекции для тех, кто был в колхозе, тоже не стали. Жить в общежитии, куда поселили Алешу, было невозможно. Кроме студентов там отиралось множество каких-то подозрительных личностей. В комнату первокурсников могли ворваться в любое время дня и ночи, заставить их бежать кому-то за водкой, могли сломать замок, отобрать вещи. Сын не писал мне об этом, а один из его соседей по комнате описал все подробно своей матери. Она приехала, нашла на окраине домик, который сдавался квартирантам, и ребята переехали туда все вместе. Все пять лет учебы Алеша жил на квартирах.

Помню, как я разыскивала этот домик. Ходила вокруг и около, никак не могла найти нужный переулок. Устала носить тяжелую сумку. Карабкаюсь в гору по узкой тропинке, руки ноют, но зато на мне блестящий черный костюм и босоножки на каблучке. Навстречу идет мужчина:
- Ну и красивая же ты!
- Вам показалось.
Он даже остановился от неожиданности:
- Да нет, вроде со зрением у меня все в порядке.
Помочь донести сумку не предложил. Домик я все-таки разыскала, посмотрела, как ребята живут. Трое из них решили питаться вместе, двое отказались. Готовить Алеша не умел, но в складчине участвовал, осваивал науку готовки. Один из троих оказался опытным, приспособленным, обучал остальных. Правда, его быстро прибрали к рукам, женился на первом курсе и стал жить у родителей жены. А Алеша еще несколько раз поменял квартиру.

Я работала на полторы ставки, в двух местах, но денег все равно не хватало. Приезжала к Алеше, видела пустой холодильник, продавала на Крытом рынке ваучеры и здесь же покупала ему продукты. Зимой в университете часто не топили, все сидели в одежде, паста застывала в ручках. Алеша подрабатывал в колбасном цехе. Хотел там же  остаться после окончания университета, но я воспротивилась: стоило ради этого кончать механико-математический факультет. Также я настаивала на возвращении в свой город, надежды на приобретение квартиры в Саратове почти не было.

В последней квартире сын жил в центре города в многоэтажном доме. Я приехала днем, Алеша был на работе, в квартире подвыпивший хозяин. Я ушла, сказав, что зайду позднее. Но бродить по городу было холодно, пришлось вернуться, попросить у хозяина разрешения подождать сына в квартире. Двухкомнатная квартира имела на редкость запущенный вид. Хозяин предложил мне дешевого красного вина, налил в рюмку сомнительной чистоты, закуски у него не было. Стал рассказывать про свою тяжелую жизнь. Жена от него ушла, но разводиться и выписываться из квартиры не хочет. Наверно, мудро, иначе бы он давно продал бы и пропил эту квартиру. Вскоре появился Алеша. Я рассказала, что сидела с его хозяином.
- И ты пила эту гадость?
- Ну да.
- Но это же извращение!
- Вы бы хотя бы в своей комнате убирали.
- Мы пробовали, не помогает.

Был эпизод, когда сосед Алеши по комнате в этой квартире звонил мне по телефону и «успокаивал»:
- Галина Павловна, вы только не волнуйтесь, у нас все хорошо. Алеша в больнице, у него сломаны обе ноги, но вы не волнуйтесь, все хорошо. Приезжать к нему не надо, у него же есть девушка, она ему все принесет.
Конечно, я все бросила и примчалась к Алеше в больницу. У него были сломаны обе пяточные кости, гипс уже наложили. Сын возражал против такси, слишком дорого, но как иначе я могла довезти его до дома, ходить он не мог. Выяснилось, что он с друзьями отмечал окончание сессии в общежитии.  Там уже все контролировал ОМОН, приглашать гостей и распивать спиртные напитки запрещалось, вплоть до отчисления из университета. Начался рейд, и ребята, чтобы не подводить хозяев, выпрыгнули из окна второго этажа. Прыгал Алеша не первый раз, прыгал не один, но в этот раз именно у него все получилось неудачно. Попал на бордюр и сломал обе пятки. Почти все каникулы сын провел в гипсе, передвигаясь по квартире с помощью рук на двух табуретках.

Сейчас Алеша работает по специальности уже около двадцати лет, считается хорошим специалистом. У него отличная жена, кстати,  тоже с университетским образованием, хотя она не работает по специальности. У них двое детей, дочка учится на «отлично», сын в школу еще не ходит, но общаться с ним интересно уже сейчас. Рассказывает про своего друга:
- У Артема две (показывает на пальцах) бабушки, поэтому он не ходит в детский сад. У него двое братьев. Старших! И у него много разноцветных собак. А черная собака меня любит, потому что я хороший и ухаживаю за ней. А мама прогнала эту собаку от нашего дома.

Возможно, по нынешним временам образование не дает преимуществ в материальном плане (и раньше не давало!), но все-таки делает жизнь ярче и разнообразнее.