О марафоне Георгиевская лента 4

Екатерина Шильдер
О марафоне «Георгиевская лента» 4

     Кроме книги «Письмо от войны к жизни и любви. 1941-1945» и нескольких стихов о времени войны, у меня в сумке лежит и несколько листочков, на которых записано и название другой книги, как и первая, сделанной на основе писем военного времени. Сделанной только в этом году, можно сказать, что почти в настоящую минуту. 
- Книга родилась здесь, в этом марафоне Георгиевская лента.
 
      Я сморю на обложки красивых новых сборников Георгиевская лента и представляю, что скоро и эти письма найденные незнакомым мне до того времени человеком, а потом попавшие в мои руки, будут напечатаны в книге. Приготовила и несколько строк из писем военного времени, чтобы их прочитать здесь среди тех, кто писал свои строчки памяти на страницах марафона Георгиевская лента.
- Сделаю название книги из строчек писем, - думалось мне.

     Пожелтевшие листочки писем лежат на моем столе уже несколько месяцев. Каждый день, вооружившись увеличительным стеклом, достаточно сильным, старюсь прочесть строчки, написанные чаще карандашом, чем чернилами. На сгибах бывает, что и разобрать часть предложения невозможно.
- Получилось, что и книга и даже ее разделы получили свои названия из строчек писем военного времени.
 
     В том, что ты можешь войти в мир семьи и по письма  чувствовать проблемы, события чужой жизни, есть что-то удивительное. Петр и Мария, молодая семья без детей. Петра мобилизуют в армию 13 июля, дав на сборы несколько часов. Наум и Нюра, семья, в которой трое детей. Наума заберут в армию в конце августа 1941 года.
- Эти люди мне не родственники. Не родственники моих знакомых. Но они шли на войну за жизнь любого живущего.

     В начале войны, в первые, самые тяжелые месяцы, в суровые дни зимних сражений, в начале 1942 года погибнет рядовой, минометчик, Петр.  Он только начинал жизнь, стаж его работы был совсем маленьким, не осталось на земле и его детей, их у него еще не было.  Осталось только жена, Нюра, останется она с болью и горем навсегда.
- Прочитаю несколько строк из писем, - думала я, когда готовилась пойти на награждение победителей марафона. Начну с этих.
 
Наум пишет в письме 1941 года.
Здравствуй, Аннушка!
Ты, верно, знаешь, что у нас идет общая мобилизация, берут по 1905 год, так что верно числу к 1-му, а может быть и раньше, и я попаду в армию. Конечно, это не должно вызвать у тебя волнения,  ведь идут миллионы, и если хотим жить, как следует, то нужно за себя постоять.
- Наум с 1910 года рождения. Взрослый человек.

Наум пишет в письме 1941 года.
Нюрка, прощу тебя только не волноваться и верить, что все будет к лучшему, и мы с тобой еще будем жить в хорошее время.
Думает о том, как помочь и семье. Понимает, что и государство позаботиться, как сможет, но он и сам старается все сделать.
 
Наум пишет в письме 1941 года. 
Если в ближайшее время будут перемены, то напишу и позабочусь о помощи на основе постановления Совнаркома СССР, т.е. о помощи в пределах кажется 150 руб.
 
Наум пишет в письме 1941 года.
Всех ребят почти забрали, не знаю, когда возьмут нас, но пора бы. Когда будут новости, сейчас же напишу.

Петр пишет в письме 1941 года.
Идя в бой, мама, я буду думать и вспоминать, что я иду защищать свою родную мать, перчатки, носки, все это будет напоминать тебя.

Петр пишет в письме 1941 года.
Мама, свою родную землю буду защищать до последней капли крови. Наступают решающие дни. Мама, редко ты пишешь письма. Пиши письма чаще.

    Пройдет всю войну Наум, механиком легкого танка, самого уязвимого в танковом бою, потом на поле боя будет спасать подбитые танки, вывозить их и сразу же ремонтировать, чтобы они сразу включились  в бой.  Все самые главные битвы не обойдут механика гвардии старшину Наума Григорьевича, и защита Москвы, и Воронежа, и Сталинграда, и Ленинграда, форсирование Днепра, потом и сражения в Германии.
     Я рассказываю про этих людей молча, повторяю то, что хотела сказать, здесь всем. И только здесь, сейчас понимаю, что эти военные письма тех, кто сражался уже лежат на  Гвардейской ленточке, среди многих других рассказов тысяч людей, кто вспомнил живших, погибших и ушедших от нас. Это была моя маленькая вахта на этом марафоне Георгиевская лента.
    Писем 49, может быть и не все они напечатаны на Георгиевской ленте, но в книге они будут все. Проявится жизнь в войне двух солдат Отечественной войны, рассказанная ими самими в своих письмах с фронта.