Испания. Скульптура Челлини -Распятие-

Борис Готман
  Boris S. Gotman, Ph.D

  В  своей заметке "Бенвенуто Челлини - гений из Флоренции",  помещённой в итальянском разделе "Мозаики путешествий" (http://www.proza.ru/2015/05/02/1790), я умышленно не привёл некоторые сведения о нём и умолчал о его известнейшей сохранившейся работе "Распятие".
 
  Потому что для того, чтобы увидеть "Распятие", из тёплой Италии надо было отправиться в солнечную Испанию.

  Здесь, недалеко от Мадрида,  в   Королевской резиденции  де Сан Лоренсо де Эль Эскориал  (El Real Sitio de San Lorenzo de El Escorial)  установлена эта скульптура, занимавшая, как пишет в своей книге сам Челлини, особое место в его жизни.

  И вот ранним утром, чтобы успеть добраться без пробок, мы выезжаем из Мадрида в Эскориал.

  Ехать нам почти час, и, как говорится, прежде, чем говорить об Испании, есть время опять поговорить немного об Италии и  вспомнить, что  имя  Бенвенуто Челлини связано с римским замком Святого Ангела, как минимум,  дважды. 

  Он проявил себя превосходным артиллеристом при обороне этого замка от германских войск  в 1527 году, а через несколько лет, когда Челлини  заключили в тюрьму этого же замка, он стал единственным за всю историю удачливым  из него беглецом.

  Теперь  некоторые уточнения. На самом деле, формально, он стал не первым, а вторым успешным беглецом из замка Святого Ангела. Просто первый  беглец бежал, подкупив стражу: с той башни, с которой Бенвенуто  спускался по простыням, первого беглеца спустили в корзине.

  Поэтому о нём, как правило, никто и не упоминает.

  Далее, назвать Челлини удачливым беглецом можно с большой натяжкой: при спуске с высокой  стены замка он сорвался, упал и сломал ногу.

  Сломал потому, что в голенище у него был спрятан кинжал с массивными стальными  ножнами, которые заканчивались  большим стальным шаром. 

  Этот шар и стал причиной перелома, когда беглец сорвался с импровизированной "лестницы"  - связанных заранее полос из простыней.

  Тем не менее, ему удалось попасть в Рим через подкоп под городской стеной.  Тут уж кинжал помог Челлини отбиться от стаи диких голодных собак.
 
  Ему удалось добраться до дворца одной знатной дамы, на покровительство которой он рассчитывал.  У неё как раз гостил кардинал, хороший знакомый Челлини.  Он приютил беглеца в своих комнатах и нашёл нужных врачей.
 
  Но очень скоро папа "вычислил", кто прячет беглеца.

  И вспомнил, что этот самый кардинал, приютивший Челлини, не так давно просил  епископскую должность для своего родственника.

  Когда папа намекнул, что продвижение родственника целиком зависит от поведения кардинала,  последний  недолго боролся с дружескими чувствами к Челлини…

  Так  наш герой уже в третий раз, теперь уже со сломанной ногой,  оказался в замке Святого Ангела.

  Условия  заключения теперь стали просто невыносимы  – комендант тюрьмы неоднократно угрожал повесить Бенвенуто на том самом зубце крепостной стены, к которому тот при побеге привязал свои простыни.

  Через несколько месяцев пребывания в мрачной тюремной келье, в которую свет проникал лишь один час в день, у измученного узника осталось только одно желание - увидеть солнце хотя бы во сне. Зато его нога за это время прекрасно срослась.

  Вот что пишет сам Челлини:    "…продолжая мои великие молитвы, все обращенные с любовью к Христу, я постоянно говорил: «О, истинный Сын божий, я молю тебя ради рождества твоего, ради твоей крестной смерти и ради славного твоего воскресения, чтобы ты меня удостоил, чтобы я увидел солнце, если не иначе, то хотя бы во сне; но если ты меня удостоишь, чтобы я его увидел этими моими смертными глазами, я тебе обещаю прийти посетить тебя у твоего святого гроба» (все отрывки из книги даны в редакции указанного ниже сайта.Очень советую прочесть самим книгу Челлини,  которую назвали самым выдающимся литературным произведением  XVI века (http://www.litmir.info/br/?b=92223).

  И вот утром  третьего дня  октября 1539 года, когда он "… творил молитвы, еще более прилежные, чем когда-либо творил прежде...", открылось ему ослепительное солнце:

" «…Мне казалось это солнце без своих лучей ни более, ни менее как сосудом с чистейшим расплавленным золотом. Пока я созерцал это великое дело, я увидел,  как посередине сказанного солнца что-то начало вздуваться,  и  как росли эти очертания этого самого вздутия, и вдруг получился Христос на кресте из того же вещества, что и солнце; и он был такой красоты в своем всеблагостном виде, какой разум человеческий не мог бы вообразить и тысячной доли; и пока я это созерцал, я говорил громко: «Чудеса, чудеса! О боже, о милосердие твое, о могущество твое бесконечное, чего ты меня удостаиваешь в это утро!» И пока я созерцал и пока говорил эти слова, этот Христос подвигался в ту сторону, куда ушли его лучи, и посередине солнца снова что-то начало вздуваться, как уже было раньше; и когда вздутие выросло, оно вдруг превратилось в образ прекраснейшей Мадонны, которая как бы восседала очень высоко со сказанным Сыном на руках, с прелестнейшим видом, словно смеясь; с той и с другой стороны она была помещена посреди двух ангелов, прекрасных настолько, насколько воображение не досягает. И еще я видел на этом солнце, по правую руку, фигуру, одетую подобно священнослужителю; она стояла ко мне спиной, а лицо имела обращенным к этой Мадонне и к этому Христу. Все это я видел подлинным, ясным и живым, и беспрестанно благодарил славу божию превеликим голосом. Когда это удивительное дело пробыло у меня перед глазами немногим более восьмой часа, оно от меня ушло; и я был перенесен на этот мой одр. Тотчас же я начал сильно кричать, громким голосом говоря: «Могущество божие удостоило меня показать мне всю славу свою, каковой, быть может, никогда еще не видело ничье смертное око; так что поэтому я знаю, что буду свободен, и счастлив, и в милости у Бога; а вы, злодеи, злодеями останетесь, несчастными, и в немилости божьей. Знайте, что я совершенно уверен, что в День Всех Святых, каковой был тот, когда я явился на свет ровно в тысяча пятисотом году, в первый день ноября, в следующую ночь в четыре часа, в этот день, который настанет, вы будете принуждены вывести меня из этой мрачной темницы; и не сможете поступить иначе, потому что я это видел своими глазами и на этом престоле божьем. Этот священнослужитель, который был обращен к Богу и который стоял ко мне спиной, это был святой Петр, каковой предстательствовал за меня, стыдясь, что в его доме чинятся христианам такие тяжкие неправды. Так что скажите это кому хотите, что никто не имеет власти делать мне отныне зло; и скажите этому господину, который держит меня здесь, что если он даст мне или воску, или бумаги, и способ, чтобы я мог ему выразить эту славу божию, которая была мне явлена, я ему, наверное, сделаю ясным то, в чем, быть может, он сомневается».

  Лично мне кажется, что Челлини немного лукавил: его крики были рассчитаны на богобоязненных тюремщиков, а, особенно, на тех, кому будет доложено о явившихся ему видениях. Он продуманно осторожен в своих описаниях – никаких голосов он не слышал! Ведь "беседовать" с богом дозволялось только высшим служителям церкви, другие за это подлежали сожжению – как, например, Жанна Д'Арк…

  Я должен сделать небольшой перерыв в истории создания "Распятия" и сказать несколько слов из нашей новейшей истории.

  Дело в том, что сейчас гид обратила наше внимание на появившийся далеко впереди крест. Он венчает мемориал "Долины павших", детище Франко, его попытки достичь гражданского примирения в стране. Благодаря гигантским размерам креста, его видно на расстоянии до 40 километров! О мемориале надо будет написать подробнее в другом репортаже. Пока же отмечу – со слов гида – что популярностью среди испанцев он не пользуется. В прошлые годы туда началось паломничество фашистов всех мастей, из-за чего тогдашнее социалистическое правительство даже запретило его посещения. Нынешнее правительство опять открыло мемориал, однако любые политические мероприятия в нём запрещены.

  Возвращаюсь к Челлини и его "Распятию".

  После того, как о чудесных видениях Челлини стало известно коменданту (Челлини называет его "кастелан"),
узнику передали и бумагу, и воск, и другие инструменты.

  Когда вскоре его освободили, он покинул замок с эскизами и моделями будущего "Распятия".

  Чем он занимался в последующие годы написано в первой, "итальянской", части репортажа.

  Воплощать "Рапятие" в мраморе он начал через семнадцать лет. Но вновь вынужденный перерыв – Челлини опять арестовали.  За что – читайте сами.

  Челлини удаётся упросить герцога Медичи, теперешнего своего хозяина, заменить тюремное заключение домашним арестом, чтобы  продолжить работу над "скульптурой его жизни".

  Челлини хочет установить "Распятие" в одной из церквей Флоренции с условием, что он будет потом под ним похоронен.  Но условие это не принимают, и он находит другую церковь. Однако, по словам Челлини, его недруги и здесь помешали.

  Историки считают, что Бенвенутто просто решил продать эту скульптуру Медичи из-за острой нехватки денег – на его попечении, кроме всего прочего, находилась ещё и его сестра - вдова с шестью дочерьми.

  Челлини показал своё творение герцогской чете, подробно расписав при этом свои огромные издержки на его создание.  Не удивительно, что когда после этого он сказал, что преподносит  его в подарок герцогине, та  отказалась его принять. Сравните её поведение с поведением нынешних власть предержащих!

  В 1565 году её супруг Козимо I Медичи купил его у Челлини за 1500 золотых скудо (из которых скульптор получил  лишь 700).
 
  Позднее его сын Франческо I в 1576 г. подарил "Распятие" испанскому королю Филиппу II, который велел поместить его в Эскориале.
 
  Наш автобус  въезжает на подземную стоянку автостанции элитного  посёлка, выросшего за несколько столетий вокруг Дворца.
 
  Посёлок  элитный, но на стенах там и сям вызывающе  тусуются "граффити".

  Через несколько минут пешей прогулки взгляду  открывается величественный дворец.

  Гид предупреждает, что снимать  внутри Эскориала  категорически запрещено – даже без вспышки. И этот запрет установлен именно из-за тех, кто пытался использовать вспышку.  Сейчас при подозрении охраны на то,  что кто-нибудь пытается фотографировать,  удаляется вся группа!

  Заходим в базилику. Два молодых охранника сопровождают нашу крохотную группу с двух сторон, всё время внимательно нас оглядывая.

  Размеры поражают не меньше,   чем строгая красота сооружения.

  Проходим мимо алтаря, за нами закрываются массивные двери.

  Ещё несколько шагов  - вот и знаменитое "Распятие", о котором лучше всего сказал его автор, обращаясь к герцогине:

  «Государыня моя, я взял себе за удовольствие сделать одну из самых многотрудных работ, которые когда-либо делались на свете; и это — распятие из белейшего мрамора, на кресте из чернейшего мрамора, и величиной оно как большой живой человек».

  Читатель видит "Распятие" на моей иллюстрации. Причём, без набедренной повязки "скромности", которая  "украшает" сейчас  эту скульптуру.

  К большому сожалению, фотография, взятая с итальянского сайта произведений искусства, очень плохо передаёт всю красоту и величие  скульптуры…

  О высочайшем уровне её исполнения говорит  следующий факт: много лет  не понимали, как Челлини выполнил руки Христа – никаких следов соединений их с туловищем найти не могли, поэтому считали, что скульптору удалось сделать всё из цельного камня.


  Конец спорам специалистов положил солдат  наполеоновской армии, рубанувший в припадке вандализма по мраморному предплечью и обнаживший своей саблей стальные стержни каркаса.

  Ещё раз советую прочесть книгу Бенвенуто Челлини (http://www.litmir.info/br/?b=92223).

  А об Эскориале будет отдельный репортаж…