Мир перед лицом одиночества

Бармин Виктор
                Мир перед лицом одиночества.

                ***

                "Вечное безмолвие этих бесконечных
                пространств меня пугает"
                (Б.Паскаль)

                "Боже! пусто и страшно становится
                в твоем мире"
                (Н.В.Гоголь)

     "Нелегко оставаться наедине с горестными мыслями среди Белого Безмолвия.
      Безмолвие мрака милосердно, оно как бы защищает человека,
      согревая его неуловимым сочувствием,
      а прозрачно-чистое и холодное Белое Безмолвие,
      раскинувшееся под стальным небом, безжалостно..."
                (Дж.Лондон)

                "...Томится душа. Томится страшным томлением.
                УТРО МОЕ БЕЗ СВЕТА. НОЧЬ МОЯ БЕЗ СНА..."
                (В.В. Розанов "Опавшие листья. Короб второй и последний")

                "Следует говорить только тогда,
                когда не имеешь права молчать,
                и только о том, что уже победил..."
                (Фр.Ницше)

                "А знаешь, брат, почему мучается душа человеческая?
                Я много думал об этом – потому что одиноко ей,
                потому что нет ей родной души для встречи…"
                (Ф.М. Достоевский)


                ***

          "Как странно, что мы ищем утешения в обществе нам подобных,
           несчастных, как и мы, бессильных, как и мы; они нам не помогут:
           мы будем умирать в одиночку. Значит, нужно поступать, как если бы мы
           были одни" (Б.Паскаль)

          "Только теперь я одинок: я хотел людей, я искал людей - но находил
           постоянно только себя...
           Я не избегаю близости людей: именно отдаленность, вечная отдаленность
           человека от человека гонит меня в уединение" (Ф.Ницше)

          "Тут только узнал я близкое родство человеческих душ между собою.
           Стоит только хорошенько выстрадаться самому, как уже все страдающие
           становятся тебе понятны и почти знаешь, что нужно сказать им"
                (Н.В.Гоголь)

                ***

                "Ни в каком случае не своди глаз с самого себя.
                Имей всегда в предмете себя прежде всех...
                Позаботься прежде о себе, а потом о других;
                стань прежде сам почище душою, а потом уже
                старайся, чтобы другие были чище"
                (Н.В.Гоголь)

                "Величие человека столь очевидно,
                что оно проистекает даже из его ничтожества.
                Человек сознает свое ничтожество. Он ничтожен,
                потому что такова его участь; но он велик,
                потому что это сознает" (Б.Паскаль)   

           "Когда я вижу слепоту и ничтожество человеческие, когда смотрю
            на немую вселенную и на человека, покинутого во мраке на самого себя
            и словно заблудившегося в этом уголке вселенной, не зная, кто его
            сюда поместил, зачем он сюда пришел, что с ним станет после смерти,
            и неспособного все это узнать, - я пугаюсь, как тот, кого спящим
            привезли на пустынный, ужасный остров и кто просыпается там в
            растерянности и без средства оттуда выбраться. И потому меня
            поражает, как это люди не впадают в отчаяние от такого несчастного
            удела. Я вижу вокруг других людей с той же участью... Что до меня -
            я не мог предаваться таким вещам; и рассудив, насколько более
            вероятно, что существует нечто и кроме того, что я вижу вокруг;
            я стал искать, не оставил ли Бог какого-либо свидетельства о Себе"
                (Б.Паскаль)

           "Сверстник Шопенгауэра Байрон показал весь ужас одиночества в Боге,
            безусловно едином, то есть одиноком, когда сказал, что Он творит
            миры за мирами, чтобы наполнить пустоту существования, и что
            тем не менее благодаря одиночеству, то есть отсутствию равных Ему
            существ, уничтожение было бы для Него высшим благом. Это значит,
            что для того, кто понял ужас одиночества, нет иного Бога,
            кроме Триединого" (Н.Ф.Федоров)

           "Излюбленная мысль Блуа – страдальческое одиночество
            и покинутость самого Бога.
            Одиночество человека может быть религиозно пережито,
            как одиночество божественное, как богоподобие…
            Страдание Бога превышают страдания мира и человека.
        Правда всегда распята в мире, это вечное распятие Бога, распятие Христа…
            Л.Блуа и себя всегда переживает распятым. И это дает ему силу жить»
   (Бердяев Н.А. Рыцарь нищеты // София. 1914. № 6. С. 55, 56, 62. // Н.А. Бердяев, с. 464, 1994).

                ***

           "Я хочу показать ему здесь другую бездну... пусть он увидит там
            бесконечное множество миров, у каждого из которых есть свой
            небосвод, свои планеты, своя земля, на этой земле свои живые
            существа... Ведь кто не изумился бы, что наше тело, которое
            только что не было заметно во вселенной, а она и сама незаметна
            в лоне всего сущего, теперь стало колоссом, целым миром, вернее,
            всем по сравнению с той малостью, куда нельзя проникнуть. Кто
            задумается над этим, тот устрашится самого себя, и, сознавая себя
            заключенным в той величине, которую определила ему природа между
            двумя безднами - бесконечностью и ничтожностью, - он станет
            трепетать при виде этих чудес..." (Б.Паскаль)

                ***

                "Я один, но это не значит, что я одинок"
                (В.Р. Цой "Ночь")

                "Мне и одному хорошо, и со всеми. Я и не одиночка
                и не общественник. Но когда я один - я полный,
                а когда со всеми - не полный. Одному мне
                все-таки лучше.
                Одному лучше - потому, что, когда один, -
                я с Богом..."
                (В.В. Розанов "Уединенное")

             "В конце концов, Бог - моя жизнь...
              Мой Бог - особенный. Это только мой Бог; и еще ничей...
              "Мой Бог" - бесконечная моя интимность,
              бесконечная моя индивидуальность...
              Так что Бог
              1) и моя интимность
              2) и бесконечность, в коей самый мир - часть..."
                (В.В. Розанов "Уединенное")

           "Одна мудрая женщина мне говорила: безнравственно помогать другому
            с расчетом, что он ответит благодарностью.
            Сначала эта идея меня ошеломила и ужаснула,
            но со временем я понял ее суровую правду.
            Будь щедрым. Твори добро, дари себя
            миру без надежды на ответный дар.
            Верь, что ответ обязательно будет, но не жди ответа.
      Большая обида человеку - отвергнутый дар. "Я хочу стать красной дорожкой
      для твоего победного шествия, а ты доказываешь, что по лужам и кочкам
      топать значительно интереснее". "Я хочу подарить тебе целый мир, а ты
      отказываешься, говоря, что это слишком хлопотное приобретение". Отвергая
      мой дар, ты отвергаешь и меня. Что же мне делать? Смириться. Переориенти-
      роваться. Не помог любимому человеку - помоги лягушке, кошке, ослику с
      печальными глазами...
      Научишься быть благодарным - станешь родным миру, мир станет родным тебе
      и обязательно поможет. Не бойся тратить свою силу и свое "спасибо" миру.
      У мира ресурсов и возможностей значительно больше, и он тебе обязательно
      поможет..."
             (А.Ф.Управителев "Советы, наверное, никому не нужные").

"…Можно преодолеть то, что пережито в опыте жизни, но самый пережитый опыт навеки останется достоянием человека, расширенной реальностью его духовной жизни. Зачеркнуть самый факт испытанного нет никакой возможности. В претворенном и преображенном виде испытанное продолжает существовать. Опыт жизни, борения духа созидают образ человека. Человек не есть окончательно готовое и законченное существо, он образуется и творится в опыте жизни, в испытаниях своей судьбы. Человек есть лишь Божий замысел..." (Н.А.Бердяев, с. 14-15, 1994).

                ***

                "Мир как будто просто опровергает эту великую истину,
                которой исполнено все мое существо. Это ввергает меня
                в не меньшее смятение, чем если бы отрицалось мое
                собственное существование. Если бы, взглянув в зеркало,
                я вдруг не увидал в нем своего собственного лица,
                я ощутил бы то же чувство, которое охватывает меня,
                когда я смотрю на этот живой, полный суеты мир и не вижу
                в нем отражения его Творца... Мир, подобно свитку пророка,
                полон "плача, и стона, и горя"..."
 (Дж.Г.Ньюмен "Апология моей жизни" / из книги С.Л.Франка "Реальность и человек")




                (1994-2015 г.г.)