Война коснулась всех

Александр Попов 8
Какую семью ни возьми, везде война оставила свой след. Речь идет о той войне, которую советские люди называли Великой Отечественной.
Кто-то погиб на фронте, кто-то был в оккупации и нес лишения и тяготы войны. Кто-то получил ранения, и многие годы после войны страдал от их тяжких последствий, ушел из жизни рано. Кто-то перенес тяжелое детство, лишенное достатка…
Некоторых во время этой ужасной войны угнали работать остербайтами в Германию. Они были обречены на рабский труд и унижения.

Накануне великого Дня Победы, 9 Мая мы часто вспоминаем о наших дедах и отцах, принимавших участие в битвах за нашу великую, в то время общую Родину!
В этой битве принимали участие и русские и татары, узбеки и кыргызы, таджики и украинцы, казахи и туркмены. Все, все, все. Представители всех национальностей Советского Союза! И мужчины, и женщины и даже подростки.
В этом была наша сила и величие!

 


Моему отцу, крестьянскому сыну, выходцу из Архангельской области, не выпала доля сражаться на западном фронте, против гитлеровских полчищ и их союзников на Западе. Он, военный летчик бомбардировочной авиации сражался на Дальнем Востоке во время боевых действий за освобождение Южного Сахалина и островов Курильской гряды. Сражался против японцев.
Хронологически дата окончания  войны против милитаристской Японии не полностью совпадает с датой окончания Великой Отечественной. Эта событие  ближе к дате подписания Акта о капитуляции Японии -  2 сентября 1945 года.  Хотя на Курильских островах боевые действия полностью закончились 5 сентября, а на континенте отдельные боестолкновения продолжались вплоть до 10 сентября, ставшего днём полной капитуляции и пленения Квантунской армии. Война против Японии является важным звеном в единой цепи событий общей борьбы нашего народа против своих недругов в ходе Второй мировой войны.
Авиация, в которой служил мой отец, с воздуха помогла советским воинам взять суровые и неприступные, на первый взгляд, острова. Японцы сопротивлялись отчаянно и фанатично, но героические советские воины с моря и воздуха штурмовали противника  и взяли острова. Опыт и мужество советских моряков, десантников и летчиков преодолели все мыслимые и немыслимые преграды.
Были, конечно, потери и с нашей стороны… Особенно со стороны моряков и десантников. Вечная им слава! Вечная им память!
 


В дни накануне Дня Победы я все больше и больше вспоминаю поколение советских людей, современников моего отца. Огромное количество дальневосточных летчиков, до начала боевых действий против милитаристской Японии, просились на Западный фронт, чтобы сразиться с врагом. Но командование их не отпускало в течение всей Великой Отечественной, так как они нужны были на Востоке для охраны  восточных рубежей советской страны, дабы не вводить Японию в соблазн легкой победы над нами.
Просился на Западный фронт и мой отец, но его тоже не отпускали. Его уже нет в живых, он умер в  1977 году. Но, я и сейчас помню, как он в День Победы вспоминал павших героев и всю жизнь как бы испытывал чувство вины перед ними, потому что они отдали свои жизни в расцвете сил, будучи молодыми, а он, мой отец, остался жив. Он, как бы винил себя за это, хотя я прекрасно понимаю, что винить себя ему было не за что…
Это его чувство потрясало меня тогда и, особенно, потрясало в 90-е годы, в годы ярко выраженного космополитизма и шкурных интересов…
Ведь это правда, что наш мир стал более прагматичным и расчетливым. На этом фоне героизм и патриотизм наших отцов явно контрастировал.
Хотя, я думаю, и сегодня, если западные геостратеги  захотят «поживиться» богатыми и обширными землями  наших народов, дружба которых была скреплена в годы Великой Отечественной войны, то они встретят мощный отпор новых героев и патриотов, ибо традиции наших отцов и матерей священны и живы в сердцах и памяти их потомков.

Сегодня, просматривая старые фотографии, я вспоминаю семейные предания, которые дошли до меня от моих дедушек и бабушек, моих родителей, их родственников, моей старшей сестры…
Отец мой, Степан Степанович был 1914 года рождения, имел до войны первоначально 4 класса образования. Военкоматы объявили для желающих призыв в военные училища, куда  брали подростков даже с таким образованием. Потом их доучивали до нужного уровня…
В семье отца было шестеро детей (три сына и три дочери). Но за главного «мужичка» по хозяйству был мой отец, потому что его отец, мой дед, постоянно находился вне дома в  архангельских лесах, где возглавлял бригады заготовителей леса. Зимой они лес рубили, по ледяным дорогам стаскивали к руслу реки Ваги, где формировали огромные плоты, а потом, когда весной сходил лед, сплавляли эти плоты до реки Северная Двина и далее до г. Архангельска, что на Белом море. В общем, дед мой дома был не часто. Два старших брата моего отца погибли в годы гражданской войны. И получалось так, что он, когда его отца не было дома, был единственным мужчиной в доме в окружении трех сестер и матери Серафимы. На него падало много обязанностей по хозяйству…
И вдруг отцу очень захотелось стать офицером Красной Армии… Но что делать? Как быть? Оставлять женщин одних? Ведь его отец бывал дома крайне редко.
Но желание свое подросток Степан не мог преодолеть … Он буквально на коленях стал просить свою мать, отпустить его в армию… И мать пожалела сына… Дала ему благословение…

Отец окончил артиллерийское училище в Ленинграде, стал офицером, служил в одной из воинских частей под Ленинградом. Потом по стране прозвучал призыв: «Кавалеристы в танковые части, артиллеристы – в авиацию!» Стали формироваться новые рода войск. Мой отец стал проситься у командира части отпустить его в авиацию. Но не тут-то было! Командир слабых офицеров отпускал переучиваться, а Степана, чтобы не оставаться со слабыми, не отпускал. И только через несколько лет отпустил…

Потом уже,  когда отец был штурманом эскадрильи, его направили служить на Дальний Восток, на Камчатку, где он и исполнял свой воинский долг до конца Великой Отечественной войны. И только после этого его перевели на континент, в Европейскую часть Советского Союза.

В 1960 году отец был уволен в запас в звании подполковника.

 


У отца  одна из младших сестер - Ангелина была участником войны. Она добровольцем пошла на фронт и, будучи медицинской сестрой, почти до конца войны выносила с поля боя раненых бойцов. Чудом осталась живой. После войны вышла замуж за офицера, Володю Минина, земляка из Архангельской области. Родила дочь и сына. Но прожила не очень долго. Тяготы войны, суровые годы, проведенные и в жару и стужу на передовой, в окопах и блиндажах, потрясения, перенесенные от потерь боевых товарищей со временем стали давать о себе знать… Стала болеть и умерла сравнительно рано, когда ей было всего лишь 42 года.
У меня сохранилось фото юной Ангелины с фронта. Среди своих ее звали Линой. Она прислала это фото своему брату, моему отцу… Надпись сохранилась не полностью, потому что фото со временем дало трещину и с обратной стороны склеено куском бумаги. Сохранились только следующие слова: «Родной брат, в дни Отечественной войны я (далее текст заклеен бумагой – авт.) … защищая наше отечество. Лина. 28/IV.43».