Сны...

Ирина Геналиева
Сегодня мне приснился сон. Цветной. Про Усть-Каменогорск. То есть про детство...
Наверное, многим снятся сны про детство. Приснился мне дом на проспекте Ленина, где мы жили в общем-то недолго. Но запомнился он надолго и часто снится....
Добротный дом 1950-х годов постройки, которые теперь в Москве принято называть сталинскими, стоял (и сейчас стоит) буквой "П" - ножками на проспект и словно обнимал уютный сквер, где мы любили играть с соседскими детишками: садились обычно на лавочку и начинали игру "В садовника". Помните: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели... кроме...". Или вытаскивали на улицу своих кукол - пластмассовых голышек с их нехитрым скарбом - кроватками да шкафчиками, устраивались в бетонных входах (или выходах) в бомбоубежище, немного похожих на домики. (В 1950-х годах еще строили дома с бомбоубежищами на всякий случай.)
Окно нашей детской комнаты выходило в этот сквер, и в домашнем кино (папа снимал на кинокамеру, привезенную из ГДР) этот сквер у нас запечатлен, только искать теперь долго (но очень захотелось найти)...
Напротив дома (ну почти напротив) построили кинотеатр "Казахстан" - сильное впечатление произвели на меня фильмы "Сампо" по финской "Калевале" и фантастический фильм "Планета бурь" про полет на Венеру (есть такая книга советского фантаста Александра Казанцева). Злая колдунья из сказки про волшебную мельничку и тоскующая инопланетянка, образ которой сопровождался неземным звучанием терменвокса (это я теперь, конечно, знаю) поразили мое детское воображение...
Вспомнилось сейчас, и как мы с братом внимательно слушали бабушку, которая своим тихим голосом читала нам Жюля Верна, и как смотрели диафильмы на белой простыне. Тогда ведь телевизоры были большой редкостью. Во всяком случае ни у кого из моих друзей его не было. А диапроекторы и много-много цилиндрических коробочек с пленками были. Даже наша старшая дочь еще воспитывалась и на диафильмах (уже с пластинками, на которых было записано озвучивание фильма).
Вспомнилось, как ходили мы в соседний магазин - пить сок из граненых стаканов, а наливали сок в эти стаканы из стеклянных перевернутых колб. К томатному соку всегда стоял стакан с крупной солью и алюминиевой общепитовской ложечкой - можно было посолить по вкусу...
По выходным мы с родителями гуляли по городу и заходили в магазин, где продавались московские конфеты: нам с братом покупали там шоколадки...
Так вот, мне приснилось, будто я, уже взрослая, сижу на лавочке в этом сквере, и вместо желтой акации, которая там росла, вижу совершенно замечательные высокие деревья цветущей белой акации - только цветы на них нежно-сиреневые. Прямо душистый цветочный водопад! А рядом - тоже высокие, пышные - деревья с яркой и очень красивой листвой, уже осенней, золотисто-зелено-красной... Вот ведь какие чудеса во сне бывают! Почти как в сказке про 12 месяцев! (Которую, кстати, тоже читала нам бабушка.)
А я сижу и думаю, что вот раньше-то не было здесь такой красоты! И говорю об этом каким-то бабушкам, которые тоже сидят на лавочке. И замечаю, что не могу понять, с какой стороны от меня проспект - а бабушки мне говорят, что выход к проспекту теперь застроен. Я иду смотреть стройку, но это уже совсем не так красиво, и странно, и прохожу я почему-то через какую-то квартиру, и грязь строительная под ногами... И я возвращаюсь в сквер.
Интересно, что, несмотря на такой печальный поворот, ощущение от сна все равно осталось хорошим...