Память бессмертна. Выпускники 1953 года

Сергей Федченко 3
 Память бессмертна. Выпускники 1953 года

3-й взвод, слева направо:
сидят- Мышанский Виктор, Павлов Алексей, Новак Юрий, командир взвода Пушкарёв, Дюжиков Дмитрий, Плаченда Виктор.
1-ый ряд- Лучкин Владимир, Борисенко Владимир, Дмитриенко Валентин, Лабунец  Людвиг, Арапов Виктор, Моисеенко Евгений, Богданов Борис, Гуренко Виктор, Гурин.
2-ой ряд- Дейнега Александр, (не помню), Моргун Александр, (не помню), (не помню).
3-ий ряд- Сурмило Эдуард, Пятков Владимир, Бек Анатолий, Москаленко Эдуард, Коржов Владимир.

     Уверенно могу сказать, что на фотографии нет по какой-то причине Добровольского Анатолия, Сасько Виктора, Пиндика Валентина, Рожкова Анатолия. Числились в списках 3-го взвода ещё 5-х спецов (Курта Анатолий, Кучеренко Фёдор, Ревенко Виктор, Резников Геннадий, Скляренко Владимир), но кто именно из них запечатлен на фото, не помню и  не берусь даже предполагать.

Меня на этой фотографии тоже нет, я в это время ездил за тридевять земель в рисосовхоз Черкесский за справкой о “благонадёжности”  (что ни я, ни моя семья не сотрудничали с немецко-фашистскими захватчиками на временно оккупированной территории) для поступления в академию. Таковы были строгие реалии того послевоенного времени,  чтобы выявить всех пособников врага и не пропустить их на руководящие должности.        И тогда это было правильно, хотя и были некоторые неоправданные  перегибы, например, Борису Богданову отказали в поступлении даже в среднее авиационно-техническое училище из-за того, что его мать была осуждена за мелкое хищение.

      А вот потом, в 60-е, 70-е годы настоящих перерожденцев и проходимцев наши “доблестные” органы проморгали и позволили им пролезть, проползти, прошагать по головам и попасть на руководящие посты всех уровней  партийной и государственной власти, а затем совершить ползучую контрреволюцию 1985-1991 годов и последующий разгул криминала в 90-е годы.

    Но все наши выпускники, насколько мне известно, достойно прошли через эти смутные времена, не уронив чести родной Спецшколы ВВС и звания офицера Советской армии. Мы искренне считали себя патриотами нашей  страны, нашей армии и своей Спецшколы. Мой друг Добровольский Анатолий  написал мне на  обороте своей фотографии, приложенной к поздравительной открытке с Новым 1955-м годом следующие искренние слова, идущие от сердца и раскрывающие наш духовный мир, веру в дружбу, в светлое будущее, что было свойственно тогда большинству молодых людей:

    “…Ещё один год встречаем далеко от дома, но ничего, пускай проходят года, но старая дружба от времени лишь становится крепче. Пусть мы в разных концах Родины будем встречать этот новый год, но я верю, что тост наш будет звучать одинаково – за дружбу, за счастье, за будущее”. Что-то похожее написал в ответ тогда и я, что-то и душевное, и патриотическое. И при этом никто из нас не кривил душой. Такие были времена, такие были люди, такие нравы.