Спасение царевны

Сергей Смицких
                            Прекрасный слог великого поэта
                            Среди зимы нам дарит радость лета,
                               Средь осени - дыхание весны
                               И удивительные сказочные сны.

·   -    -  1  -    -

      Сева допоздна читал "Руслана и Людмилу". Завтра - воскресенье, в школу спешить не надо, да и белая ночь искажает ощущение времени суток. Наконец, мальчик улёгся.
      Через некоторое время по улице процокали конские подковы. В северном городе, где жил Сева с матерью и отчимом-пьяницей, основной транспорт - гужевой, машин мало, а автобусный маршрут - только один: от вокзала на восточной окраине до пригорода Канин - на западной. Выглянул Сева в окно и близко увидел всадника в старинной одежде. Между улицей и окном - огороженный участок-палисадник шириной в десяток шагов, где семья выращивала редиску под стеклом и картошку. А углекислотой урожай обильно снабжали: электростанция в сотне шагов к западу, паровозное депо в полусотне шагов к востоку и котельная на таком же расстоянии в северной стороне.
      Мальчик сразу догадался, что всадник - это не конюх из соседнего барака-88 и не кто-то из работников дистанции пути, конюшня которой располагалась в торце того же барака. Да и конь незнакомый, а он знал весь конский двор - только тонкая стенка несколько лет отделяла диван Севы от конюшни, когда семья обитала в бараке-88.
 
      Всадник зычно произнёс: "Великаны выкрали царскую дочь и унесли к старым горам! Их можно найти по оставленным следам. Тому, кто вернёт пропажу, царь-государь обещает её в жёны!"
      Сева быстро оделся и выбежал на улицу. Тут же появился дружок из барака-88, и мальчики решили украсть царевну у воров. Люд, высыпавший из домов-бараков, начал расспрашивать гонца, но тот только показал рукой направление на юг и поскакал дальше. Вот два школьника и пошли в ту сторону.
      Выбрались из города. После перелеска начался пологий подъём. Вскоре был обнаружен первый след. Длина его оказалась большей, чем рост Севы. Но ученики не сробели и отправились дальше. Долго ли, коротко ли шли - неведомо. Наконец, добрались до долины, заросшей высокими травами и кустарником. С трёх сторон её окружали невысокие горы.
      Поднявшись на одинокий холмик, ребята увидели в самом центре долины серого великана. Он шёл боком к ним, а дальше что-то темнело. Быстро сбежав в траву, чтобы не привлечь к себе внимание, дети стали подкрадываться к великану. Вдруг высокая трава кончилась, и путь пересекла дорога. Великан расхаживал по ней взад-вперёд, а на противоположной стороне дороги стояли в ряд пять бревенчатых домиков, соединённых друг с другом то ли тамбурами, то ли короткими галереями. Крыши домиков не доставали великану даже до пояса.

      Кхе-кхе. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пора бы отдохнуть. А пока предлагаю читателям стихотворение, посвящённое бараку-88, чтобы кое-что ещё сказать о том времени и людях.

                  ДВЕРИ

  Весёленьким ямбом и лёгким хоpеем
  Стихи сочинять мне легко -
  Вы только хоpошие мысли навейте,
  Когда мы сидим вечеpком
    Hа нашей завалинке возле баpака
    В кpаю человеко-звеpей,
    А там, за стеной, снова пьяная дpака,
    И хлопанье новых двеpей.

  Ведь стаpые двеpи недавно pазбились
  Во вpемя пpедпpаздничных дpак.
  Все взpослые кpепко тогда пеpепились
  И чуть не сломали баpак.
    Hачальник в контоpе, о дpаке услышав,
    В милицию смог позвонить.
    Поэтому целой осталася кpыша,
    Hо двеpи пpишлось заменить.

·   -    -  2  -    -

      Отдыхать можно долго, но если взялся за гуж, не говори, что не дюж.

      Прежде, чем продолжить сказку, попытался я вспомнить: кто же из дружков Севы отправился с ним в опасный путь. Сын конюха и ещё два малыша, с которыми он иногда играл, не в счёт, Толик с пороком сердца, доживший потом только до восемнадцати лет, тоже. Остаются - Олежка и Коля. Приземистый Олежка, сын начальника, упомянутого в стихотворении "Двери", был на полгода моложе Севы, а Коля, отец которого недавно "свихнулся", на два года старше и уже учился в шестом классе. За год до описываемых событий он изобрёл самопал: вырезал из дерева рукоять, из жести - скобы, медную трубку сплющил на конце и загнул, приладил трубку к рукояти, скрепляющие скобы прибил гвоздиками, пулю скатал из свинца обухом топора. Во время испытаний он приказал всем зрителям спрятаться за угол сарая. Сева тоже спрятался, но краем глаза выглядывал.
      Прогремел выстрел, пуля полетела вперёд, а ствол, оторвав скобы, просвистел под колиным ухом. Для следующей модели Коля взял детский пистолет, вставил в ствол ту же трубку и залил всё свинцом, расплавленным на костре - он ведь не знал: насколько свинец опасен для психики и ядовит. Новый самопал успешно выдержал испытания...

      Но вернёмся к повествованию.
      ...Переглянулись друзья, выбрали момент, когда великан стал удаляться, перебежали дорогу и юркнули в крайний правый домик. Дверь открылась легко и без скрипа. Внутри оказалась пустая квадратная комната с маленьким окошком, без потолка. Посмотрев снизу на пирамидальную крышу, они направились к другой двери, видневшейся в середине противоположной стены. Осторожно приоткрыв дверь, увидели переход во второй домик. В том домике оказалась точно такая же пустая комната. За следующей дверью - опять тёмный переход. Прошли и по нему, а когда отворили дверь в центральный домик, то в нём обнаружили железную кровать у глухой правой боковой стены напротив такого же маленького оконца, как в предыдущих домиках.
      На кровати лежал матрац, а на нём - девочка, чуть старше Севы, в светлой ночной рубашке, в которой, видимо её и выкрали из своей спальни-опочивальни. Тёмные волосы выразительно окаймляли симпатичное бледное лицо. Руки девочки были странно вытянуты к изголовью кровати.
      Спасатели подбежали к ней и только тут заметили цепь на руках пленницы. Цепь была обмотана вокруг стойки кровати. Девочка не спала и, увидев их, шёпотом произнесла:
      - Мальчики, меня вам не спасти, убегайте отсюда, расскажите батюшке-царю всё...

      Кхе-кхе. Может, кто-то из читателей подскажет, как освободить бедняжку, на руках которой - толстые металлические браслеты, соединённые цепью, обмотанной вокруг кроватной ножки?

·   -    -  3  -    -

      - Мальчики, меня вам не спасти, убегайте отсюда, расскажите батюшке-царю всё... - грустно прошептала девочка.
      - Надо найти рычаг, - перебил её Коля, - чтобы разорвать цепь.
      Стали дёргать части кровати, но они оказались соединёнными наглухо. Сева обнаружил, что шары на четырёх ножках кровати вывинчиваются. Выкрутили один шар и стали им бить по звену цепи, расположив его на перекладине спинки. Звено начало расплющиваться.
      Вдруг угол крыши приподнялся, и сверху в дом заглянула огромная образина. Нос у неё был приплюснутый, а нижняя губа наезжала на верхнюю, создавая выражение застывшего удивления. Девочка взвизгнула, пареньки изо всех сил дёрнули цепь в разные стороны, а великан сунул руку под крышу и стал шарить. Цепь лопнула. Подхватив девочку, спасатели метнулись в четвёртый домик. Когда его перебежали, приподнялась крыша, и сверху заглянул тот же великан. В пятом домике беглецы проскочили мимо чьей-то лежанки, толкнули дверь и помчались дальше по полю. Дорога оказалась слева от них.
      Неожиданно из-под земли справа начала подниматься стена. Такая же стена вылезла впереди, а в месте их пересечения, куда и вела дорога, стал расти резной деревянный проём ворот. Трое бросились туда. Из-за правой стены в проём вошло существо с метлой наперевес, похожее на бабу-ягу из сказок.
      - Отвлеку её влево, а вы потом прошмыгните... - быстро сказал Сева спутникам, с сожалением выпуская руку девочки и выдвигаясь вперёд.
      Бабка приняла позу хоккейного вратаря. Почти добежав до неё, герой прыгнул в левый верхний угол, в "девятку", но реакция карги оказалась столь же стремительной. Она высоко подскочила, пытаясь ударить смельчака метлой и зацепив ею ворота. Тут же ворота покрылись серой каменной коркой, а Сева, еле увильнув от удара, очутился на передней стене. По ней и побежал прочь, влево. Яга бежала внизу, махала метлой, стараясь стукнуть бегуна по ногам, и верещала, призывая великанов.
      Впереди замаячила третяя стена. И тут мальчик понял, что бежит в ту сторону, откуда он с другом пришёл. Мелькнула мысль: "Нужно отвлечь погоню от этого направления. Если не удастся вернуться, пусть царевна достанется другу!"
      Сева, увеличив скорость, соскочил со стены и метнулся влево, чуть не попав под очередной удар метлы. Новая, третяя стена теперь оказалась справа от него. Пробегая вдоль неё, вскоре возле этой стены Сева увидел будку. Она была похожа на будки стрелочников, расположенные у железных дорог, но высотой двукратно превосходила эти будки. Проскакивая мимо будки, мальчик заметил сидящего за ней дремлющего великана. Тот открыл глаза и встрепенулся. Слева и сзади слышен был топот других великанов. Погоня настигала.
      Вот впереди появилась четвёртая стена, замыкающая прямоугольник. Мальчик с трудом перескочил через неё и тут же нырнул в какой-то кустарник. Великаны перешагнули следом и побежали дальше, а он пополз в сторону.
      - Стойте, остолопы! - послышался голос со стены. - Он не мог убежать и где-то спрятался. Выстройтесь в ряд, идите назад и ощупывайте всё. Лазутчика нужно поймать, чтобы не донёс до царя-правителя то, что узнал и увидел.
      Великаны развернулись и пошли назад, как цепь автоматчиков в военном фильме, на ходу шаря в кустах и траве. Они неумолимо приближались к герою, а он неподвижно лежал под кустом и не знал, что предпринять...

      Кхе-кхе. Кто бы подсказал бедолаге, как спастись?

·   -    -  4  -    -

      И решил Сева в этой тупиковой ситуации... выбраться из своей телесной оболочки, посмотреть на дальнейшие события "со стороны" - может, найдя его неподвижное тело, великаны уйдут. Воспарив вверх, он обнаружил, что всё вокруг видно нечётко, расплывчато, как-будто в дымке. Вот на стене темнеет пятно бабы-яги, вон серые мутные "каланчи" на коленях, похожие на больших слонов с двумя толстыми хвостами, направляются в сторону своей командирши.
      - Нашёл! - завопил кто-то из великанов. - Он не дышит. Может, от страха помер?
      - Сдох, так сдох, - откликнулась яга, - тогда закопайте его.
      Великаны вырыли яму, похожую на котлован, и опустили туда тельце. (Кстати, Сева ничего не чувствовал - органы осязания остались в теле.) Тут его охватило волнение: "Как же соединюсь снова с оболочкой? Как выберусь из-под земли? Как верну себе нормальное зрение?"

      Кхе-кхе. Вот и добрались мы до третьей критической ситуации. Не много ли для одной сказки?

·   -    -  5  -    -

      Эмоции победили. Сева метнулся вниз, проник в своё тело и свечой взмыл вверх. И где он так научился летать? Великаны только успели рты разинуть. Они удалялись вниз, становились всё меньше и мельче. Между ними металось тёмное пятно яги. Группа постепенно сливалась с окружающим ландшафтом. Вскоре невозможно стало различить даже прямоугольный каменный забор, а мальчик поднимался всё выше и выше к серому постепенно темнеющему небосводу, утыканному бледными точками звёзд, и уже был готов торжествовать победу, но оглянувшись, увидел приближающуюся бабу-ягу верхом на метле. Вот она догнала, выхватила из-под себя метлу и нанесла удар. Сева брыкнул ногой, выбивая метлу из её рук, и оба кувырком полетели вниз: цепенеющий от страха мальчик и яга, лишившаяся опоры. Следом летела метла. А кого она ударит - тот и окаменеет. Окончательно!
      Падение закончилось для Севы потерей сознания. Он очнулся, почувствовав, что кто-то трясёт за плечо.
      - Сева, ты почему кричишь? - послышался знакомый родной мамин голос, - что-то дурное приснилось?
      Её прохладная рука легла на лоб сына.
      - Да ты весь горишь! - ахнула мать. - Опять простудился.

      Тут и сказке конец, а читатель - молодец.

(2008-2009, стихи 2000-ого и 1999-ого года)

      Послесловие

      Если пройти двести-триста километров в направлении, указанном гонцом, то можно попасть на плато Мань-Пупу-Нёр - одно из чудес России. Высящиеся там скалы-останцы напоминают окаменевших великанов.