Про дочку и про кино

Гаянэ Добровольская
Иллюстрация: "Портрет дочери", работа автора
Ноябрь 2015
Вчера, дня рожденья ради, дочка пригласила меня сходить с ней в кино на фильм «Интерстеллар» . И хотя не люблю фантастику «про космос», я, конечно, согласилась. Разве можно упускать возможность пообщаться со взрослым отпрыском несколько часов!

Ох, как меняются со временем отношения матери и дочери!
Когда-то связь между нами была нерушима. С самого её рождения я чувствовала  нас соединяющие невидимые, но прочные нити. Она НЕ МОГЛА  без меня. Однажды она болела, а мне надо было сбегать в магазин; я убеждала дочку, что она не должна бояться, и, казалось, убедила. Но вернувшись, обнаружила её плачущую, закрывшуюся одеялом с головой. Согревало несказанно,  что есть существо, которому я необходима, хотя и было очень трудно временами; когда надо было уйти по делам, а оставить её было не с кем, и тогда приходилось брать её на работу, и в разные присутственные места, мучая и себя, и её.
Впрочем, матерью я была весьма не безупречной. Тошно вспомнить… Но маленькая дочка мне все прощала, и любила меня такой, какая я есть. Однажды, когда она ещё ходила в садик, случилось вот что… Я утром , как часто бывало, проспала и, не успев приготовить завтрак, отвела ее в детский сад, не покормив. Обычно в таких случаях ничего страшного не случалось, она там и завтракала. Но в том день мы опоздали особенно сильно. Остатки еды со столов уже убрали. Поняв, что оставила ребенка голодным, я испытала стыд и раскаяние. «Вот какая у тебя мама противная!» простонала я. И тут дочка, нежно коснувшись ладошками моего лица, сказала проникновенно, глядя мне в глаза: «Нет! Не противная!» Как много в детях любви! Чего только они не прощают своим родителям…

А про то, как я забывала про неё из-за какого-нибудь мужика… Никогда не решусь рассказать ни ей, и никому. Но самой-то  вспоминать мучительно!
Хорошо, что бабушка у нас была самоотверженная

По мере того как она взрослела, я чувствовала, что невидимые нити, нас соединяющие, не то, чтобы исчезают, но начинают как бы провисать. Она становилась все самостоятельнее. Подруги, друзья и разные их общие увлечения становились для нее значимей, психологическая зависимость от меня все слабее. Она теперь смело отправлялась в разные поездки: в Крым с одноклассниками, на ролевую игру – с подругой… Главное – без меня.
Выросла, выучилась. Вышла замуж.
У неё все нормально. Если я укоряю её, что  долго не звонит, она отвечает: «Мама, когда у тебя что-то не так, ты звонишь сама и истеришь!»
Жаловаться  не на что. Она приходит мне на помощь во всех ситуациях, материально или психологически, стоит только намекнуть. Но видимся мы редко. А общение с ней  действует на меня так благотворно…
Вот поэтому-то мне было все равно на какой фильм идти  вместе с дочкой. Тем более, что и в кино не была лет пятнадцать.

Раньше, очень давно, я была киноманкой, как многие мои друзья.  Потом что-то произошло с кинотеатрами. Сначала их задавили видеосалоны. Потом – домашние видаки. В конце 90-х я пару раз забредала в кино, когда очень хотелось развеяться. Посмотрела пресловутую «Эмманюэль» и «Тупой и ещё тупее». Представьте: огромный пустой зал в типовом кинотеатре, в зале – два-три человека, считая меня. Эротическая «Эмманюэль» не зацепила ни в малейшей степени. А на «Тупом и ещё тупее», кажется, и не засмеялась ни разу. Не потому, что я такая уж интеллектуалка, и простецкий юмор меня не смешит. Вовсе нет. Но холодный огромный пустой зал странно действовал: ощущала себя  аутсайдером, который совершает нечто бессмысленное. Предполагаю, что раньше, когда залы были полны хотя бы наполовину, внимание всех зрителей соединялось в какое-то общее поле, и чувства каждого отдельного человека усиливались, поэтому любой фильм сообщал душе  хоть что-то.

Итак, мы пришли в один из кинозалов в торгово–развлекательном центре «Капитолий». Ого, отстала я от жизни! Зальчик небольшой, а уююютный!  Ряды кресел расположены амфитеатром, сидящие впереди не мешают. Мы сидели в четвертомм ряду. И наши головы были где-то на уровне одной трети  высоты экрана.

Сначала была реклама других фильмов. Махаловки, мочиловки, фэнтэзи, экранизированные комиксы… И все – перед тобой, вокруг тебя, -   огромное, горящее, сверкающее, взрывающееся… Дааа, это не  на диване перед телеком валяться!
Потом начался фильм. Трогательная мелодрама из жизни землян в тяжелый будущий  период, когда наша Планета уже умирает, а новую, пригодную для существования, еще не нашли…
Я спросила у дочки: «А кончится хорошо?» - «Да, да, смотри!»
Но мне все равно было страшно. Так же страшно, как когда-то , когда я была в кино в самый первый раз, года в четыре, на фильме «Синдбад-мореход»… Тогда на экране появился ужасный Циклоп, и я спряталась под кресло…

Не буду фильм пересказывать. Скажу только, что Голливуд свое дело знает. Меня всегда поражало, как точно в голливудских фильмах подобраны актеры на ВСЕ роли, включая эпизодические. То, что актеры поголовно отличные, это само собой.
От страха я все время хваталась за дочкину руку. Под креслом мне уже не поместиться.

… После фильма дочка спросила: «Тебе понравилось? Пойдешь ещё?» - «Конечно!» - «Обязательно сходим как-нибудь!»

Хорошо бы это было не про Космос…

*********