Как меня коллега домогался

Гаянэ Добровольская
   "Строительство Храма Христа Спасителя".1996 год. Работа автора

    Я проработала в Парке Горького около месяца; уяснила, какие тут порядки,  перезнакомилась с другими художниками (больше с теми, которые сами ко мне подходили).
       Двое мужиков, Александр и Георгий,  меня по-дружески опекали, помогали советами, и сигаретку у них всегда можно было стрельнуть. Лет им обоим было за пятьдесят. Оба члены Союза художников, о себе высокого мнения, но вот не почурались таких заработков: угождать портретами и шаржами гуляющим в Парке Горького людям.

       Александр был щуплый, невысокий, с бороденкой и в очках –биноклях
       Георгий – крючконосый, с цепкими карими глазами

       Александр лишился мастерской со всем хранившимся в ней имуществом: уехал куда-то, а приехав, увидел на дверях помещения новый замок и новых хозяев. А у Георгия мастерская все еще была, и недалеко от Парка, на Пречистенке.
        Александр пил, Георгий – нет

        Еще там был очень хороший шаржист Константин, художник-текстильщик по образованию. Больше не помню никого

     Я с удивлением узнала, что они не платили за разрешение работать на территории парка.
 -----А как же вы? Если подойдут да спросят?
------Попросят, уйду на другое место, - ответил Георгий, - Я – член Союза!
        Вот какую уверенность дает членство в Союзе! А я-то, дура, сразу платить побежала, не попробовав сначала поработать так.

****
    Самым трудным было – «держать цену». Тогда «нормальной» ценой за портрет считалось 100 рублей. Но для меня почти невозможно было  уговорить кого-то , не снижая цены!
     Однажды я нарисовала портрет за пятьдесят рублей, подошел Георгий, и прочитал мне нотацию, что так дешевить нельзя: «Ты не уважаешь свой труд!»
      Я побоялась ослушаться, стала цену держать, и в результате два дня просидела без работы. В конце второго дня   Георгий  плюхнулся на лавку рядом со мной  и сказал: «Уф! За весь день –  один портрет  за тридцать рублей!»
      Вот так, значит! Мне нотации читает, а сам-то ещё как применяется к обстоятельствам!
      Тогда  я и усвоила, что своя рубашка ближе к телу: других слушай, сама не плошай. Без «гибкой ценовой политики» с голоду помрешь
       Дело пошло лучше, но иногда все же бывали «пустые дни»

********
       Александра я сильно зауважала после одного случая. В дождливый день не было работы, и только под вечер я нарисовала наконец круглолицего круглоглазого мужика, который оказался поваром из Костромы. Он был слегка поддатый, может, поэтому захотел продолжить знакомство. Остаток вечера сидел возле меня и гнал пургу. А я не могла его прогнать, ну, из вежливости, что ли. На следующий день он снова приперся и снова уселся возле меня. Сидит, болтает, а народ валит мимо, и я зря время теряю…
      Вдруг Александр отделился от толпы остальных художников, подошел к нам и попросил огоньку. Протягивая зажигалку, я кивнула головой на повара из Костромы:
---------Вот, нарисовала вчера на свою голову!
---------И что, жениться пришел? – весело спросил Александр
---------Почему сразу жениться? – испугался повар
---------А в нашей деревне так: прошли  по улице вместе – женись! – сказал Александр так же весело.
            Костромской мужик помялся, помялся, да и ушел наконец. А я подумала: «Как же здорово Александр его наладил! И, главное, с юмором, никому не обидно!»
            Жаль, спился он потом.

****
      Чтобы продемонстрировать публике наши таланты, мы приноровлялись по разному. Георгий приреплял свою «рекламу» на какую-то тяжелую металлическую конструкцию, которую, уходя, прятал за палатку с чебуреками
Мой рекламный щит был громоздкий, я сама его сделала из четырех планок и двух листов оргалита ,  приносила и уносила с собой, поэтому сшила для него полотняный чехол.  Георгий говаривал: «Ну что вот ты такие тяжести таскаешь? Была бы налегке, сейчас бы пошли ко мне в мастерскую.» Свои причиндалы он возил в старушечьей тележке на колесиках.
Вообще он ко мне ненавязчиво клеился. Когда я в очередной раз стреляла у него сигарету, начинал рассказывать про то, каким сумасшедшим успехом он пользовался (и пользуется!) у дам. Жена его погибла в автомобильной катастрофе, и женщины ему , видимо, сильно не хватало.
   Заработанное за день  Георгий делил пополам, и половину откладывал на зиму.

Однажды у меня случился «пустой день». Простояла задаром. Весь день голодная, только стреляные у Георгия сигареты. Почему-то я тогда очень расстроилась. Чуть не плакала.
А Георгий, - он рядом стоял, заработал 200 рублей и был в хорошем настроении. И говорит мне: «Пошли в гости! Посмотришь мастерскую. Не понравится – уйдешь.»

      Мне очень хотелось, чтоб кто-нибудь мне сказал: «Ну и что, что ты ничего не заработала. Ты хорошая девочка и очень хороший художник! А люди – дураки!» И чтоб по голове погладил. И положить голову кому-то на плечо, надув губы, и чтоб меня утешали.

И показалось мне почему-то, что Георгий способен меня утешить! Ведь он стоял рядом, видел, что день у меня пустой, должен был понимать , как я расстроена. Старше меня лет на 15. Не отец, но все-таки старший товарищ.
  «Ну, пошли,» - вздохнула я.

Георгий так обрадовался, что готов был тащить мой рекламный щит на своем плече, хотя здоровье ему, видать, не особо позволяло. «Да ладно,- сказала я. - Сама понесу»

Мы сели в троллейбус .
И уже тут стало понятно, что утешать меня никто не собирается. Напротив, по всему было видно:  роль психотерапевта достанется мне. Я должна буду  и выслушивать, и утешать…
  Прямо в троллейбусе Георгий возбужденно заговорил о себе и  своих ужасных несчастьях. Основное несчастье было такое: он был скульптор, в советское время работал за себя и «за того парня»*, и все заработанные деньги вкладывал в облигации государственного займа.
 --------Облигации ни Сталин не трогал, ни Хрущев, ни Брежнев! У меня их на сто тысяч было! А Гайдар, черт его дери...Если б я знал, я бы машин на эти деньги купил и перепродал…

Мне было не интересно… Я уже поняла, что потеряю время зря, так как не получу того, что нужно мне . Никто не станет вытирать мои слезы и сопли. Но не поворачивать же назад. Ладно, посмотрю, какие там мастерские у скульпторов- членов –союза

     Мы приехали на Пречистенку, зашли под арку старого трехэтажного дома. Отметила про себя, что Георгий не озаботился попутно купить хоть какой-нибудь кекс к чаю. Любопытно, как он собирается соблазнять уставшую, голодную и расстроенную женщину? Неужели думает, что он сам подарок?
      Вошли в мастерскую
      Ох! За годы перестройки и всего остального я совершенно отвыкла от соцреализма, забыла уже, что такое бывает. А тут меня обступили головы, бюсты, фигуры, - Дзержинские, Ленины, Гагарины, сталевары, колхозники… Все – из гипса, – с сурово сдвинутыми бровями и сжатыми ртами, выпуклыми лбами и мощными скулами в стиле соцреализм!
Они стояли в прихожей и вдоль перил лестницы. Я поднималась, - а они смотрели! Мне аж поплохело!
 Поднялись на второй этаж (или третий). Помещение было просторное. Только в одном месте провисший потолок готов был рухнуть, его подпирал длинный горбыль
И опять – статуи, статуи. Бюсты, головы. Грешным делом подумала: «Когда он помрет, вот будет его дочери комиссия – вывозить это все на свалку! Ведь просто выбросить такое нельзя. Будет считаться «строительным мусором.» А впрочем, мастерская  принадлежит Союзу, Союз и разберется.»
    Я чувствовала необходимость  что-то похвалить. Озиралась в поисках хоть одной работы, которая не казалась бы противной, чтоб не лгать очень сильно. Увидела на стене задорно-веселый дружеский шарж, портрет хозяина
 -----Ой, а вот эта Ваша работа мне больше всех нравится!
------Эта не моя. Это Константин меня нарисовал
        Облом! Думай вот теперь, что еще тут можно похвалить. Я стала сначала спрашивать: «А это – Ваша работа?». А потом уже хвалила.
          Хозяин стал рассказывать про скульптуры:
-------Вот эту я слепил за три часа! –показал на огромный бюст какой-то толстой тётки.-Это – такая-то (он назвал имя известной деятельницы культуры). Она мне сказала: «У меня только три часа!» И я слепил за три часа. Она хотела познакомить меня со своей подругой (теперь он назвал имя известнейшей киноактрисы). Но я что-то не решился.

        Ну. за три часа только так и можно слепить. Нам в институте за такие «шедевры» двойки ставили.

   Георгий снова заговорил о своих несчастьях. Повторил про пропавшие облигации на сто тысяч
------Вы так много зарабатывали? У скульпторов такие заработки были огромные?
------Потому что работал за себя и «за того парня»!
------За какого парня?
------Ну, за какого… Встречаю на комбинате** приятеля. Он говорит: «Я взял заказ, а сам уезжаю. Возьмешься?» Я брался. Выполнял заказ, а деньги мы пополам делили.
          Теперь мне стало понятно. У приятеля был друг в комиссии по распределению заказов. Или сам он был в этой комиссии… Слыхала про такое.
--------Когда мне предложили взять эту мастерскую, здесь одной стены не было! Я за свои деньги ремонт сделал
          Разговоры эти только больше тоски на меня нагнали. Я сидела, смотрела перед собой и думала, что надо бы двигаться. Мне до дома почти час добираться.
           На столе стояла литровая емкость с «Фантой»
--------Хочешь? – спросил Георгий. Взял со стола липкий залапанный стакан, покрутил его в руках и поставил обратно.
---------Может, кофе, чаю?
           Я помотала головой отрицательно. Я хочу домой.

           Он видимо, понял, что «интима» не будет. Сказал с досадой: «Жаль! Сейчас бы…,-он кивком головы показал на соседнюю комнату, где была жилая зона, и стояла широкая кровать, - а завтра утром пошли бы на работу!"

       В это время во мне заговорил Здравый Смысл. Он сказал: « Личной жизни у тебя нет. Пройдет время, ты снова начнешь изнемогать от недостатка энергии. И опять кинешься на шею первому встречному. И снова глупости всякие, жизнь под откос. Может быть, стоит принять предложение? Здоровья для?»
Я заколебалась. Да, Георгий мне совершенно не нравится. Но может быть, в романтической обстановке он бы мне понравился? Надо ему намекнуть, чтоб создал романтическую обстановку.
            И я сказала:
---------Знаете что, Георгий. Если Вам уж так хочется, давайте попробуем. Но не так. Покупайте шампанское. Зажжем свечи. Я надену вечерний туалет…
             Георгий посмотрел на меня растерянно и спросил:
----------А ты что, трезвая - не можешь?

             Домой! Немедленно!

******

На следующий день в Парке я подошла к Георгию стрельнуть сигарету. Он дал. Но потом повернулся ко мне и сказал обиженным голосом:
---------Ты говоришь - шампанское! А у меня привратник в желудке не работает. Мне пить нельзя!

        «Ну и сиди со своим привратником, Казанова недоделанный»-подумала я. Но вслух сказала:
--------Спасибо большое. – имея в виду сигарету.

**********
Примечания
"за себя и за того парня»* - строчка из популярной в советское время песни на стихи Роберта Рождественского
комбинат** - имеется в виду Скульптурный Художественный комбинат