Куба 15. Первый день

Юрий Игнатюгин
 Остров свободы и остров счастливых людей. Островом свободы в Советском Союзе называли Кубу после свержения диктатора Батисты. Теперь уже не помню, чем он провинился и чем был плох, но вот Кастро пришел и никак не уходит. И страна живет. Нужно сказать, что остров неожиданно велик – 1200 км только в длину.
   Я увидел там много улыбок и лиц вполне довольных жизнью. Измученных социализмом и ждущих победы капитализма не отличал от коммунистов. Может быть это оттого что на острове нет третьей нации, которая всё ищет и подстрекает? Живут в единении два народа – чёрный и белый. Настолько вместе и так дружно, что даже на меня повлияло – проникаюсь симпатией к этому конгломерату в возрасте уже более четырехсот лет. Уже тогда стали испанцы привозить африканцев на остров. А потом и я приехал.
   Прилетел я на Кубу ранним утром. Часов около двух ночи по-местному. Выволок велосипед прямо в коробке на улицу. Разобрал, поставил на место педали и повернул руль. Навесил саквы и сделал пробный выезд. Потом круг уширил и достав из кармана фонарик, велофара не работала потому что я даже и не заморачивался её наладкой, и поехал исследовать окружающие кусты… Минут через десять лазанья по окрестностям аэропорта Варадеро, и я, перетащив через кучу мусора велосипед, уснул в палатке прямо в тупике дороги.
   Сон чуткий – то тут шуршит, то там что-то бежит… Наконец забрезжил рассвет и мне невтерпёж – хочу видеть, как солнце встает из океана. Моря я видел, а океан еще нет. Быстро сворачиваю манатки и, даже не перекусив, еду в ту сторону где шумит и где, по моим представлениям, должен быть океан. Хочется умыться соленой водой. Но кусты сгущаются и дороги-тропы исчезают. Разворачиваюсь и тут же вижу, как мой путь пересекает полосатая животина размером с маленькую кошку. Полосатая поперёк. Рядом с павильоном порта кипит жизнь – кафетерий гремит музыкой и за столом спит официант. Так что спросить где тут океан не у кого. На выезде вижу шильд «Варадеро». Качу туда. Километров семь до автобана, или лучше уж сразу, до аутописты по-местному, еду любуясь пальмами и кактусами. Все необычно… Встаёт солнышко, и я беру его в рамку вместе с пальмой и крестьянским двором.
   
   Вот я пересекаю аутописту и въезжаю в деревушку, где, я чую просто, должен быть пресловутый океан.  Еду поперек и удивляюсь бедности – дороги горбатые в остатках бетона и асфальта, убогие киоски и домики до того маленькие, что диву даёшься.  Дома бетонные с плоскими крышами. Мне сдаётся не во всяком мебель есть. Вот хозяйка моет пол из шланга и выгоняет воду щеткой на дорогу…
Всё пересохшее – пыль под колесами и деревья и трава. Останавливаю мамашу шоколадного цвета с таким же малышом и расспрашиваю где у них тут можно искупаться. Конечно же на чистом испанском выговариваю – агуа. Так написано в словаре – Aqua. Мне пока невдомёк, что нужно выговаривать просто –ава. Но помогают руки – ими я делаю плавные движения в стороны. Изображаю, блин, пловца. Помогает. Мне тычут пальцем именно туда куда и так я уже ехал. Миную деревню и вижу воду. Много! Куча до горизонта. Но подъехать нельзя – метров за пятьдесят до воды берег состоит из каменных шероховатостей. Даже гусеничному трактору будет сложно доехать. Я иду по этим штырям и шершавым буграм к воде, но войти в неё не рискую. Делаю омовение носа и лба. В глаза попадает и щиплет. Мечта сбылась – я прикоснулся к водам Северного Атлантического Океана в западном полушарии!

   Солнце уже палит и пора бы на пляж. В планах посещение курортного города Варадеро, покупка карточки для телефона и бумажной карты острова. В смартфоне моём есть навигатор и я рассчитываю, что, купив симку, смогу без проблем искать пути к Карибскому морю. А для стратегических планов не помешает карта с достопримечательностями. 
   Возвращаюсь на аутописту, где видел указатель на Гавану и Варадеро. Мне пока не в Гавану. Это потом. Налево три полосы в одну сторону. Но я еду по обочине. Машин немного, но многие из них, стоит только мне занять правую полосу, начинают при обгоне сигналить. Понимаю, что делаю что-то не то и двигаюсь по тропе. Но меня обгоняют велосипедисты которых становится все больше и больше. Они едут по асфальту. Держусь в их кильватере. На обочинах у поселений стоят толпы народа и машут-голосуют. И им тормозят! Останавливаются трактора, автобусы, самосвалы, мотоциклы, грузовики с коробами и окнами, с лавками и без… В общем все везут всех. Стоя, сидя, в кузове самосвала, в прицепах…
   Километров через десять показывается что-то высотное. Я сруливаю к заправке и заправляю в живот что-то американское - чизбургер-гамбургер. Невкусная ужасно котлета в булочке. Приобретаю бутыль полторашку лимонада и первый опыт платежа.
Просто протягиваю бумажку из тех что ночью приобрел взамен моих евро в пункте ченч. Продавец дает сдачи монетами. Сажусь в теньке на лавочке и рассматриваю бумажные песы не понимая. Троица лодырей, сидящих напротив интересуется моим происхождением.
    -Руссо? – О! Я учильси Одеса руски. Крим руски. Я стал историком. Я Пётр. Пэдро.
   Кто бы сомневался! Я с детства знаю, что в местных лесах много обезьян, а в городах у них все Пэдры.
   Завязалась беседа. И я узнал где можно приобрести то что я хочу. И покатил дальше, а толпу, их уже собралось человек восемь – лодырей, оставил обсуждать проблему Крыма и ДНР. Наверное, работать сегодня уже не будут.

   Километров пять, и я у торгового центра интернационального Варадеро. Есть еще американский Варадеро, но у меня на америкосов аллергия, и национальный парк, где, видимо шишки местные отдыхают. А мне бы помыться-побриться в туалете. Сидит тётка с блюдечком у входа. Протягиваю ей ладонь с набором монет. Выбирает самую крупную. На ней цифра один и она многоугольная. Потом, через пару дней, когда я уже поднаторел в расплатах-расчётах, понял, что взяла она один кук. То есть один евро двадцать пять центов. Да бог с ней! Зато побрился и потом попробовал за двадцать пять песо кофе по-кубински – эспрессо. Это когда три столовых ложки растворимого кофе заливают одной ложкой кипятка… Суровые мужики кубанцы!
   У соседок по столику, мамы с дочкой, узнал где у них тут пляж, а когда они встали и пошли то увидел, как должна ходить кубинка. Да и ваще любая женщина, хотящая понравиться. Эта дочка так пошла! Так она двигала мускулами… И это при том что ни на что не намекала. Некому было в окрестностях меня. Значит такая стать! Говорят, что у лица много мускулов. Так вот у неё сзади не меньше было. Там всё улыбалось и радовалось, и радовало окружающих. Мужики думали – вот это дааа! А женщины – вот сучка!
   То безобразие что называется «моделями» и дрыгает суставами на подиумах иначе как уродством и не назовешь, а тут само совершенство провиляло мимо моего открытого рта. «Мимо рота носят чачу, мимо носа алычу…» - как пел Высоцкий.

    Но вот я и на настоящем пляже! Делаю в океан три захода и две банки пива с консервами. Лежу под пальмой и плюю. Сон не идёт. Фотографирую, по-моему, гекконов. Это такие ящерицы с закрученным хвостом. Помнится, гекконами их называл Даррелл.
   Катаюсь по городу и попутно ищу карту и карточку. Карточку не нахожу похоже по причине полного отсутствия таковых в кубинской природе, а карту покупаю. Много фотографирую рикш, русско-советских автомобилей, экзотических мото и конно такси. И решаю, что мне уже тут всё понятно и пора ехать на другой берег острова. В сторону Южного Атлантического Океана. То есть к Карибскому морю. Варадеро это длинная коса выдающаяся в океан. Я где-то в середине косы и пора назад. По пути заезжаю к Пэдро на заправку чтобы прояснить назревшие вопросы. Но его нет, а полдесятка его собратьев мне бесполезны – я еще не наторел по-испански, чтобы с ними о чем-либо разговаривать. Но выяснить где находится город Карденас я сумел. Оказывается, я проехал поворот, которого не было на карте… Но еще расспросив уже других, а потом третьих и четвертых, и десятых, верчу педали уже около двух часов по лесам и полям, а Карденаса всё нет. А полночь близится… В пути натыкаюсь на ля скоале. Так тут называется школа. Сразу иду к директору и прошу разрешения сфотографировать её подопечных. Она, красавица кстати, тоже любит фотографироваться и даже строит детишек для меня в строй. Покупаю в этом же посёлке бутылку воды и качу дальше. Возникают сомнения в правильности выбранного пути. Мне все время кажется, что я возвращаюсь. Навигатор не работает, а компас я, конечно же, не взял.
   Останавливаю встречного велосипедиста и допрашиваю. Он стопорит другого. Вместе они, взяв меня под руки, идут к недалекой недостроенной фазенде. Там живет мужичок с тётей и двумя киндерами. А также с толстой свиньёй, сидящей на веревочке. Серая такая, волосатая. И, кстати, это была первая и последняя кубинская свинья толстого свойства из встреченных мной. Остальные были беговые.
   Мужики втроём, а потом по телефону и с четвёртым вместе, долго решали мою проблему. Рисовали на бумажке, вырванной из кассового автомата планы. Уехал я от них не убеждённый в правильности выбранного направления, но под конвоем первого из велосипедистов. Через 15 – 20 километров въезжаю в Карденас! Первыми меня встречают мусор на дорогах, вонь из придорожных кустов и пара грифов, клюющих что-то неароматное.
   Дорога плавно вливается в улицу. Она тесна, населена жутко, забита идущим, едущим, тащащим, кричащим народом. Музыка из всех окон. Лужи, с впадающими в них ручьями мутного и неароматного содержимого, канавки вдоль улиц, канавы поперёк, которые я преодолеваю, волоча велик – чёрт вас знает, что вы там на дне забыли… На обочинах сидят и жуют, из торчащих из мостовой трубок набирают в вёдра воду и несут в домы. Тут же выносят из них грязную и выливают в канавы. Срендевековье!
   Я даже не решаюсь снимать. Хотя очень хочется. И зря! Такого безобразия я не видел даже в городе имени Героя Сан Хосе…
   Благополучно выезжаю на авеню. Так тут называется центральная улица. И качу по наитию к океану чтобы уснуть на пляже. Фиг вам! Берег проходим только для танков. Да еще и парапет метровый. А если оставить вел по эту сторону, то неизвестно что я найду после купанья вместо него. Поэтому разворачиваюсь и еду вдоль авеню. Вскоре решаюсь и спрашиваю тётеньку своих лет, с интересом на меня взирающую – каса? Несисито! Комната? Мне нужно!
   И о чудо! Она показывает – тащи вел на тротуар. Пока я затаскиваю своего Росинанта, она уже возвращается и объясняет, что мол, её амига мне поможет. Знакомлюсь с сеньорой Родригес и с её спальней, которую она любезно мне предлагает за двадцать куков. Но! Держит палец в потолок – но чика!  В смысле – никаких чик в моём доме! Чиками тут называются девочки. И те что не прочь заработать туловищем тоже чики. Уверяю её и её подругу что мне бы только уснуть, а там хоть меня самого чикай. Подруга улыбается моей шутке и показывает на престарелую донну Родригес – чика! Мол она бы тоже могла.
    Наконец оставляют меня одного, и я могу идти в душ и потом поужинать и поставить заплатку на сакву.
   Ночь была бурная! Кондиционер ревел с прихлопами как вертолет. За окном ревели и клаксонировали КАМАЗы и Москвичи 2140.  Всю ночь! Авеню, чёрт бы его побрал. А окно не закроешь. Нету его. Есть жалюзи и все в щелях.

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/05/31/1564