О последствиях философской безграмотности

Азамат Джанымбей
Поводом для написания этой короткой статьи стали популярные сегодня идеи ученых, изучающих мозг. В первую очередь, это Т.Черниговская, А.Курпатов и С.Савельев. Их прямой или косвенный посыл о том, что мозг это чуть ли не самостоятельно живущий, думающий и диктующий свои решения человеку организм нашли отклик в широких кругах потребителей популярного научного контента.

Скажем заранее, что ложность их утверждений проистекает из ошибочного отождествления понятия "мозг" и "сознание", представления о человеке как о "примате" ничем особенно не отличающимся от обезьян. Как это возможно?

Понимаю, что рискую навлечь на себя подозрение в "цеховом" научном пристрастии, но должен сказать откровенно - ключевая проблема современной науки (и не только), как и любой сферы СОЗНАТЕЛЬНОЙ мыслительной деятельности, заключается в отсутствии у субъектов этой деятельности должной ФИЛОСОФСКОЙ=ЛОГИЧЕСКОЙ подготовки.
 
Проблема поиска ответов на вопрос "КАК РАБОТАЕТ СОЗНАНИЕ?", в рамках изучения мозга, т.е. нейрофизиологии и иных физиологических исследований, превращается в ту самую попытку определить АРХИТЕКТУРУ здания через химический, спектральный и иные анализы КИРПИЧА, взятого из его - здания - стены. Это предметы РАЗНОГО УРОВНЯ существования и, соответственно, законов функционирования.

ВСЕ проблемы, связанные с исследованием СОЗНАНИЯ начинаются тогда, когда с ним отождествляется МОЗГ. Можно сколь угодно долго препарировать, сканировать мозг, измерять заряды и т.д., но найти там СЛОВО, а тем более МЫСЛЬ не удастся.
 
Подобно нервным окончаниям или синапсам в мозге человека СОЗНАНИЕ, порожденное с помощью мозга, но не сводимое к нему, обладает набором своих инструментов - это ПОНЯТИЯ и КАТЕГОРИИ. При этом сами ПОНЯТИЯ и КАТЕГОРИИ не имеют к физическому мозгу НИКАКОГО отношения, они существуют как ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЛОГИКИ, КАК ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ, под которой подразумевается ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЮЩИЙ МИР.
 
Освещению и разрешению проблем, в том числе путаницы при подмене понятий, вносимой учеными естественниками, изучающими мозг, посвящены работы выдающегося советского ученого, философа Эвальда Васильевича Ильенкова.

Не углубляясь в научные философские споры, следует отметить, что самым сложным вопросом в материалистической философии предстает вопрос об объектах, которые условно можно назвать "ОБЪЕКТИВНОЙ СУБЪЕКТИВНОСТЬЮ": отраженного в нём - сознании - материального мира в виде ИДЕАЛЬНОГО, т.е. сверхчувственных, но ОБЪЕКТИВНО существующих явлений.

Например, в виде научных законов, цифр, архитектуры, стоимости и т.д. Их локализация находится не в мозге, и даже не в материальных объектах их представляющих. Как в мозге невозможно обнаружить мысль, так и в товаре, в том числе деньгах, невозможно обнаружить потребительскую, меновую или прибавочную стоимость; поэзия это не хаотичный набор слов, музыка это не партитура.       

С учетом сказанного есть основания полагать, что НОСИТЕЛЕМ "объективного сознания" может быть только сама ВСЕЛЕННАЯ, а миссия Человека и СМЫСЛ его существования во Вселенной как раз и заключаются в том, что бы БЫТЬ, а перед этим пройти ПУТЬ и СТАТЬ, частью этого Сознания. Не исключено, что люди во Вселенной исполняют ту же функцию, что синапсы в их мозге.
 
Это возможно только на Пути сМИРения, то есть приведения в полную гармонию КАЧЕСТВА индивидуального СОЗНАНИЯ с законами функционирования МИРА, то есть ВСЕЛЕННОЙ. Уточним - РАЗУМНОЙ Вселенной, законы жизни которой подчинены еще более высоким законам.