Геополитика для чайников

Серж Готье
Геополитика является довольно молодой наукой (если, конечно, её можно назвать наукой), в которой далеко не каждый хорошо разбирается. Если учесть то море самой противоречивой информации, которая сегодня заполняет интернет, газеты, журналы, теле и радио эфиры, то простому человеку становится подчас сложно понять, что вообще происходит в современном мире.
Поэтому для понимания чего-то сложного можно использовать какую-нибудь удачную аналогию.
Пользуясь случаем, я хочу сказать пару слов об аналогиях вообще. Крайне редко бывает такое, что приведённая аналогия в точности соответствует тому, что человек хочет объяснить. У подавляющего числа аналогий есть один существенный минус — какой-то аспект приведённой аналогии явно не соответствует реальному положению дел. Поэтому при выборе аналогии нужно постараться учесть все нюансы и аспекты. Но с другой стороны, у любой аналогии есть два огромных плюса, которые значительно перевешивают вышеупомянутый минус, а именно:
1) в аналогии приводится пример, который гораздо более понятен простому человеку, нежели какие-то научные тезисы;
2) тот аспект аналогии , который действительно соответствует реальному положению дел, освещается настолько ярко и выпукло, что ситуация становится понятна фактически каждому.

Для того, чтобы в самых общих чертах объяснить, что происходит в мире, я в качестве аналогии выбрал современное французское животноводческое предприятие, а точнее, кооператив фермеров, ситуация в котором и будет отражением современного мира.
Забегая наперёд, хочу сказать, что несмотря на то, что этот кооператив будет мной использован в качестве аналогии, тем не менее, я опишу действительный реально существущий кооператив, или, если хотите реальную схему, по которой в современной Франции работают животноводы и сыровары. Поэтому, если кого-то интересует французская экономика в аграрном секторе, то информация об этом кооперативе в моей аналогии будет подлинная.

Итак, представьте себе регион, который является туристической зоной. Во-первых, этот регион горный, поэтому зима привлекает огромное количество лыжников. Во-вторых, летом, огромный наплыв велосипедистов, дельтапланеристов, да и вообще желающих полюбоваться на горные кряжи, покрытые густой растительностью холмы и отроги, вьющиеся серпантины дорог, голубые озёра, небольшие реки и речушки, леса и прочие красоты данной местности. Одним словом, ни о каком земледелии речь в этом регионе не идёт. Учитывая огромное количество горных пастбищ, местные жители занимаются в основном животноводством. Помимо овец, коз, свиней, и даже бизонов, подавляющее количество фермеров всё-таки держат коров. Значительную часть своего дохода они получают от государства, то есть, из местной казны, за то, что содержат в порядке земли этого региона — постоянно косят траву и убирают сено. И действительно, когда летом человек любуется красивейшими пейзажами с зелёной травкой, с ухоженными пастбищами и с мирно пасущимися коровами, то он вряд ли знает о том, что все эти красоты существуют только благодаря фермерам, которые на этой земле работают. Мне доводилось однажды видеть небольшой участок земли, который какое-то время был не у дел. Картина была удручающая - заброшенный дикий заросший пустырь, по которому даже невозможно было пройти, не говоря уже о том, что этот участок ужасно не гармонировал с расположенными рядом с ним гектарами красивейшей природы со цветущей зелёной травкой. Именно за поддержание этой красоты и за уход за землёй, государство и платит фермерам. Но всё-таки платит какую-то часть, то есть, не столько, чтобы семья фермера могла безбедно жить. С другой стороны, коровы регулярно дают молоко, а куда же его столько девать, если сплошь и рядом фермерские хозяйства?
Чтобы решить эту проблему, во Франции придумали следующую схему. Эта схема, на мой взгляд, далека от совершенства и имеет серьёзные недостатки, но тем не менее, она худо-бедно работает, причём на всей территории Франции, где есть фермерские хозяйства.
Схема заключается в следующем — несколько фермерских хозяйств объединяются в кооператив и общими усилиями строят сыроварню, чтобы из молока от их коров производить молочные продукты, сыр, масло, йогурты и прочее. Затем набирают рабочих. В первую очередь это водитель, который по вечерам объезжает их фермы на молоковозе, забирает молоко и привозит его в сыроварню. Затем рабочие, которые с утра пораньше начинают варить сыр, и, наконец, продавцы, которые тут же в сыроварне в специальном магазине продают произведённую продукцию.
С одной стороны, все довольны. Туристы получают замечательный ухоженный регион, рабочие сыроварни имеют работу и стабильную зарплату, а фермеры, помимо денег, которые им платит местная власть за уход за землёй, получают ещё и прибыль от реализации своего молока и от реализаци произведённой в сыроварне продукции.
Однако, в этой схеме есть огромные недостатки. Первый недостаток заключается в управлении. Официальными владельцами сыроварни являются сами фермеры, которые по понятным причинам никаких управленческих навыков не имеют. Часто они даже не имеют элементарного высшего образования. Во-вторых, владельцев (фермеров) много. То есть, для того, чтобы принять какое-то важное решение, им необходимо собраться на собрание, что для людей, которые работают фактически без выходных всегда сложно. Безусловно, среди фермеров есть некий официальный актив, громко именуемый президент кооператива и два вице-президента, но они выполняют роль не директора и двух его замов, а просто роль официальных представителей данного кооператива. То есть, самостоятельно, без присутствия остальных членов кооператива, они не могут принять какое-то сложное решение. Третий огромный недостаток это отношения с рабочими сыроварни. Фермеры работают каждый день, без выходных. Если какая-то фермерская семья решит поехать в отпуск, она вынуждена кого-то нанять на работу, чтобы их коровы хотя бы кто-то доил. Поэтому фермерам, безусловно, крайне сложно понять рабочих сыроварни, которые, не являясь фермерами, требуют для себя и отпуск, и выходные дни, и оплату сверхурочных, и решения каких-то своих бытовых проблем, связанных с больничными, с проблемами в семье и так далее.

В реальности всё происходит так. В сыроварне имеется профессионал по варке сыра, который несёт ответственность за качество всей выпускаемой продукции и фермеры всеми силами хотя переложить именно на него все проблемы, связанные и с сыроварней и с рабочим персоналом. И этот старший сыровар вроде и не против всем этим заниматься, то есть, взять на свои плечи некоторую нагрузку по управлению, но он вполне естественно требует в этом случае немного больше времени, свободного от технологического процесса. Иными словами, старший сыровар просит фермеров нанять ещё одного человека, который бы позволил ему часть рабочего времени посвящать управлению, а не быть постоянно занятым в произвдстве продукции. Фермеры наотрез отказываются, мотивируя это тем, что для сыроварни это слишком накладно.
Водитель молоковоза, в свою очередь, тоже сталкивается с проблемой, потому что не понимает, кто у него начальник. Если с грузовиком возникает какая-то проблема, то он не знает, к кому обращаться — то ли к сыровару, который в автотехнике ничего не смыслит, то ли к фермеру (ещё неизвестно к какому), у которого и без водителя полно работы и своих собственных проблем.
Одним словом, подобная ситуация приводит просто к огромной текучести кадров. Рабочие сыроварни, водители, продавцы, старшие сыровары меняются почти каждый месяц, а иногда и чаще. Эта текучесть кадров, то есть, ситуация, когда в течение долгого времени никто ни за что не отвечает, приводит к тому, что некогда процветающий кооператив начинает стремительно беднеть. И в какой-то момент вообще встаёт вопрос — сможет ли этот кооператив существовать дальше?
И вот в этот сложный и трудный для кооператива момент на горизонте появляется некий «добрый» дядя. Чтобы было понятно, куда я клоню, назовём его дядя Сэм. Дядя Сэм делает фермерам идеальное предложение.
 - Хотите, господа фермеры, - спрашивает он, - навсегда забыть о своих проблемах?
 - Да только об этом и мечтаем, - отвечают они.
 - Тогда продавайте всю свою продукцию исключительно мне.
 - Нет, - говорят фермеры, - так не пойдёт. У нас же тут полно туристов, которые ежедневно покупают сыр, масло, молоко. Мы не можем их оставить.
 - Вы не поняли, - говорит дядя Сэм, - ваши туристы по-прежнему будут покупать вашу продукцию, только покупать будут  не у вас, а у меня. А в обмен на эту услугу я обещаю решать все проблемы ваших рабочих. С любой трудностью пусть обращаются ко мне. Я этим займусь. И со временем даже зарплату я им платить буду.
 - Ой, как здорово, - сказали фермеры и согласились.
Итак, фермеры согласились, не понимая, что дядя Сэм их очень сильно надул. Мало того, что он продаёт продукцию фермеров по более высокой цене. Это было бы полбеды. Теперь, учитывая то, что именно дядя Сэм является постоянным покупателем, невозможно не учитывать его мнение относительно того, какой конкретно сыр варить, в каких количествах и даже по какой технологии. Но и этого мало. Постепенно дядя Сэм стал влиять и на кадровую политику. Стоит появиться какому-то строптивому рабочему, который требует для себя элементарных условий труда, то дяде Сэму достаточно позвонить фермерам и строптивого рабочего тут же увольняют.
Таким образом, все проблемы в принципе решены, текучесть кадров замедлилась, но рабочие всё-таки периодически меняются и в один прекрасный день в сыроварню устраивается новый водитель молоковоза. Чтобы было понятно, куда я клоню, назовём его Вова.
 - Сейчас у нас просто здорово, - говорят Вове фермеры, - настолько здорово, что мы даже зарплату своим рабочим не платим.
 - А кто платит? - спрашивает Вова.
 - Некий таинственный дядя Сэм, - отвечают довольные фермеры.
 - Но это уже ужасно, - возражает Вова, - это значит, что вы полностью от него зависимы. Это значит, что вы не можете без его ведома или разрешения проявить инициативу, внедрить какую-то новую технологию, перестроить свою сыроварню.
 - А зачем нам это надо? - недоумевают фермеры, - мы доим коров, косим траву, собираем сено и получаем за это деньги. Нам этого вполне достаточно.
 - Отдаёте ли вы себе отчёт, - спрашивает у фермеров Вова, - что у вас психология тупых баранов, которые довольны только потому, что им дали пощипать травку? Что при таком положении дел вы просто медленно морально умираете, даже не пытаясь развиваться и совершенствоваться?
Фермеры жутко обиделись на Вову и объявили его своим врагом.

P.S.
Вот примерно такая ситуация и происходит в современном мире. Конечно, моя аналогия, возможно, не идеальна, и человек с острым интеллектом найдет в этой аналогии изъяны, но ведь она предназначена именно для чайников, то есть, для людей, которые совсем смутно представляют себе современную геополитику.