Рецензия на рассказ Ольги Машенкиной Поступок

Виктор Брегман
Сборник «50 писателей  2012».Рецензия на рассказ Ольги Машенкиной «Поступок».
 
Я начал читать «Поступок» О.Машенкиной и сразу же знал, что в нём произойдёт. Сюжет настолько популярен, часто повторяем и прост, что с первых строк ясно как будут развиваться события и примерно понятно, чем всё кончится.
 
Дети о чём-то спорят, и проигравший должен лечь поперёк рельсов действующей железной дороги и пролежать на них 10 минут. Лёха, тот что проспорил, не хочет ложиться. Но Димка, выигравший, его стыдит и увещевает, и Лёха нехотя ложится.  Ромка начинает счёт ... . Славик, младший брат Димки, всё время канючит, просится домой, уговаривает ребята прекратить это испытание, хочет уйти домой, ему страшно, он предчувствует беду ... . 

Этот сюжет многократно встречается в литературе, да и текст, в основном диалог, не содержит никаких изысков. Но что-то во всём вместе в этом есть, что заставляет читать дальше. Чем-то захватывает так, что с середины небольшого рассказа я уже начал пропускать текст кусками, читая только счёт минут, который приближал развязку  рассказа, как бы ускоряя к концу темп повествования. И наконец ожидаемая трагическая развязка ... Ожидаемая? Нет, пожалуй, предполагаемая, а, точнее, нежелаемая. Как в известном анекдоте о фильме, в конце которого альпинист срывается со скалы и гибнет. Суть анекдота следующая. Один зритель смотрит фильм пятый раз. Его спрашивают: «Почему/Зачем?». Он отвечает:  «Я смотрю и каждый раз надеюсь и жду, что, может быть, он всё-таки удержится и не погибнет».

Сегодня мы окружены и фактически находимся в плену оголтелых СМИ, которые заполнили всё информационное пространство вокруг нас негативом. Они как будто соревнуются между собой в освещении всевозможных бед и трагедий. Взахлёб сообщают сколько человек погибли, скурпулёзно уточняют где и когда; сколько женщин, девушек и детей изнасилованы и как это произошло; подробно смакуют глобальные катастрофы и грядущие апокалипсисы. Инстинктивно хочется как-то защититься, прикрыться от этого потока жути.

Казалось бы, этот рассказ из того же разряда «жутей». Но почему же он не производит такого гнетущего впечатления? Я начал анализировать уже прочитанный текст и, кажется, понял. В рассказе есть персонаж, самый маленький из участников событий, который всё время просит прекратить этот взрослый эксперимент, ему страшно, он чувствует, чем может кончиться испытание Лёхи. Этот ребёнок интуитивно понимает, что такая жестокость не соответствует их обстоятельствам, его сознание не замутнено стремлением к атрибутам взрослой жизни, ещё не наполненным содержанием. Славик естественно и адекватно воспринимает окружающий мир, он не хочет чтобы Лёха подвергал свою жизнь смертельной опасности из-за непонятной абстрактной необходимости. Он единственный реально оценивает произошедшую трагедию, крича своим старшим: «Вы убийцы!», - и это вселяет надежду.