1. О беззакониях, которые позволяли себе в Иудее римские прокураторы
После того как Иудея сделалась римской провинцией, дела здесь со дня на день приходили во все больший упадок. Победители безжалостно грабили население. Страна наполнилась множеством разбойников.
Положение еще ухудшилось при прокураторе Альбине (исполнял должность в 62–64 гг.). Не было такого злодейства, которого бы он не совершил. Мало того, что прокуратор расхищал общественные кассы, он лишил состояния массу частных лиц и весь народ отягощал непосильными поборами. Многие преступники вновь за взятку получили при нем свободу, а в тюрьме оставались лишь те, кто не мог заплатить.
Приемник Альбина Гессий Флор (исполнял должность в 64–66 гг.) оказался еще большим негодяем. Он постоянно позволял себе всякого рода разбои и насилия и вел себя так, как будто его прислали в качестве палача для казни осужденных. В своей жестокости он был беспощаден, а в своей наглости не знал никакого стыда. Обогащаться за счет отдельных лиц казалось ему уже чересчур ничтожным: он грабил города и разорял до основания целые общины. Многие области при нем совершенно обезлюдели. Страшась алчности прокуратора, жители покидали свои родные жилища и бежали в соседние провинции. Сердца иудеев переполняли ненависть и отчаяние. Достаточно было небольшой искры, чтобы народ взялся за оружие и поднялся на борьбу с римлянами.
2. Иудейская война
Словно специально раздувая пламя мятежа, Флор велел взять из храмовой сокровищницы большую сумму денег, якобы на нужды императора. Народ пришел в ярость. Многие вслух хулили Флора и его ненасытную жадность. Хотя во всех этих поступках еще не было открытого мятежа, Флор явился в Иерусалим с большим количеством солдат. Последние ворвались в город и повели себя здесь так, словно овладели им штурмом. Рынок и множество домов было разграблено. Более 3 тыс. иудеев, включая сюда женщин и детей, были перебиты и казнены без всякого суда.
Это беспримерное злодеяние склонило в сторону возмущения даже самых кротких. Священникам, однако удавалось еще держать народ в повиновении. Узнав, что по приказу Флора в Иерусалим движутся свежие войска, горожане вышли поприветствовать их. Но тут римляне внезапно набросились на безоружную толпу и многих перебили. Сотни людей были задавлены во время бегства в воротах города. Ворвавшись внутрь, солдаты попытались овладеть храмом и цитаделью. Но тут горожане, обернувшись против нападавших, вступил с ними в отчаянную схватку. Часть иудеев забралась на крыши и стала сверху обстреливать римлян. Последние, увидев, что не могут справиться с возбужденной толпой, отступили к своим казармам, располагавшимся у царского дворца. На другой день Флор покинул город и отступил в Кесарию.
Началась ожесточенная война, подробное описание которой оставил нам иудейский историк Иосиф Флавий. Весной 70 г. к Иерусалиму подошло войско, возглавляемое Титом, сыном императора Веспасиана (правил в 69–79 гг.). После нескольких месяцев упорной осады римлянам удалось поджечь храмовые ворота. Огонь охватил сначала деревянные балки створок, оттуда распространился на северную галерею храма и в короткий срок уничтожил ее всю. Спустя несколько дней пламя перекинулось на внутренность храма. Иудеи, забыв обо всем, бросились тушить свою святыню. Тем временем римляне предприняли штурм и прорвались за внешние укрепления храма. Защитники не успели отступить и были большей частью перебиты. Пожар между тем разгорелся со всей силой. Треск пылавшего повсюду огня сливался со стонами умирающих. Все смешалось в один общий гул: и победные клики дружно подвигавшихся вперед римских легионов, и крики окруженных огнем защитников, и смятение покинутой наверху толпы, которая с воплем бежала навстречу врагу. Храмовая гора словно пылала от самого основания, так как она со всех сторон была залита огнем. Около 6 тыс. иудеев, среди которых находилось множество женщин и детей, оказались застигнуты пожаром на галерее наружного притвора и сгорели все до последнего человека.
Оставшиеся в живых защитники отступили в Верхний город. Тит велел подвести к его стенам валы и двигать машины. Несмотря на отчаянное сопротивление иудеев, они вскоре сделали несколько проломов. Увидев свою окончательную погибель, последние защитники города укрылись в подземных ходах. Римляне с обнаженными мечами устремились по улицам, убивая без пощады всех, кто попадался им на пути.
Тит велел разрушить те дома, которые еще уцелели и срыть стены. Место, где прежде находился богатый, многолюдный город было обращено в пустыню. Нетронутыми остались только три древние башни, сооруженные из огромных, тщательно пригнанных друг у другу камней, да часть стены, использованная для укрепления римского лагеря.
3. О политической и религиозной жизни иудеев после подавления их восстания
Страшная Иудейская война внесла в жизнь евреев значительные перемены. Старые партии сошли с исторической сцены. Еще до начала войны растворились в среде христиан и гностиков ессеи. С падением Иерусалима исчезла партия саддукеев. Без храма и культа жертвоприношений официальное саддукейское духовенство не имело права на существование, а без государства или политической автономии саддукейская аристократия не могла представить себе дальнейшее существование народа.
Между тем, народ продолжал существовать. Оставшиеся в живых иудеи перенесли разрушение храма, запрет первосвященства и уничтожение поддерживаемого ими автономного правительства. Единственной сектой, сохранившей свое влияние, были фарисеи. Один из влиятельных фарисеев, почтенный купец и судья по имени Йоханан бен Цаккаи, получил от императора Веспасиана разрешение отправиться в приморскую Ямнию (Явне) и основал там поселение беженцев, выросшее затем в выдающийся центр и академию иудаизма. Со временем римляне признали за советом ямнийской академии право контроля над религиозной деятельностью в Иудее. Чреда гонений, невзгод и поражений положили конец Иерусалимской храмовой общине, созданной Ездрой, и, вместе с тем, всему древнему религиозному укладу. Многие евреи покинули Палестину и постепенно расселились по всему миру.
Когда (между 80 и 85 гг.) умер Йоханан бен Цаккаи, ямнийский синедрион возглавил рабби Гамлиель. По свидетельству предания, римские власти официально утвердили его в звании начальника иудейской общины и позволили носить титул патриарха. При слабом телосложении Гамлиель отличался необычайной силой воли и умением повелевать. Глубокое знание еврейских законов и религиозных преданий соединялось у него со значительным для того времени светским образованием. Ему удалось предотвратить раскол между последователями различных школ и традиций, сохранив единство иудейской общины. Под руководством Гамлиеля была также проведена важная реформа богослужения. Прежде, при существовании храма и культа жертвоприношений, молитва занимала в иудейском богослужении второстепенное место. В Иерусалимском храме она служила только придатком к официальному жертвенному культу. В синагогах молитва также являлась только дополнением к чтению отрывков из Торы. Теперь молитва сделалась центральным пунктом общественного богослужения - «жертвоприношением сердца». С помощью своих учеников Гамлиель выработал полный текст ежедневных молитв и переделал формулы главной молитвы шмона-эсре. Эти молитвы были признаны обязательными как для частного, так и для общественного богослужения для всех евреев Палестины и рассеянья. Реформа Гамлиеля стала краеугольным камнем синагогального строя, который в конце 1 в. повсеместно пришел на смену храмовому.
4. Апостол Иоанн и его проповедь в Эфесе
С гибелью Петра и Павла самой значительной фигурой в христианском мире сделался апостол Иоанн. К проповеднической деятельности он приступил позже всех остальных апостолов, избрав местом для благовестия малоазийский Эфес, где до него проповедовал апостол Павел. Сначала Иоанн и его ученик Прохор нанялись работать в баню, хозяйкой которой была женщина по имени Романа. Иоанн поддерживал огонь, а Прохор наливал воду. Баня та пользовалась среди горожан дурной славой, и тому были свои причины, ибо под полом здесь жил злой демон. Раз в год он поднимался на поверхность и убивал одного из моющихся.
Однажды в баню пришел юноша по имени Домна. Он был сын городского старейшины Диоскорида. Когда Домна мылся в бане, на него напал бес и похитил у несчастного душу. Юноша рухнул на пол и лежал без дыхания, словно мертвый. Когда распространилась весть о кончине Домны, по всему городу поднялся плач, ведь очень многие искренне любили его. Вместе с тем горожане стали доискиваться до причины его смерти. Они схватили Прохора и Иоанна и стали говорить им: «Это вы убили сына Диоскорида! Больше было некому!»
Иоанн возразил им: «В случившемся нет нашей вины! И юноша ваш не умер. Просто демоны похитили у него душу!» Он стал горячо молиться Господу, чтобы тот помог ему в беде. В тот же миг демон, почувствовав сильное жжение и тесноту, отпустил душу несчастного и бежал прочь из бани. А Домна вдруг очнулся, словно ото сна, и поднялся на ноги. Диоскорид так удивился этому чуду, что взял Иоанна с Прохором в свой дом и вскоре крестился.
Когда о происшедшем узнал тот демон, что жил в храме Артемиды и выдавал себя перед людьми за богиню, то сильно обеспокоился. Приняв образ воина, он сел на видном месте и стал горько плакать. Проходившие мимо спрашивали у него откуда он пришел. Демон отвечал на это: «Я из Кесарии Палестинской и служу там начальником над темницами. Мне было поручено стеречь двух колдунов, пришедших из Иерусалима - Иоанна и Прохора, - которых за множество злодеяний осудили на смерть. Утром они должны были погибнуть лютой смертью, но благодаря своему колдовству сумели бежать. Из-за них я и попал в беду, так как меня хотят теперь казнить вместо них. Я насилу сумел бежать и теперь ищу беглецов, чтобы поймать их и оправдаться перед судом». Говоря так, демон показывал грамоту, в которой предписывалось схватить Иоанна и Прохора. Кроме того, он показывал слиток золота, обещая наградить тех, кто ему поможет.
Вскоре нашлось несколько воинов, которые решили помочь своему сотоварищу. Они возбудили народ против Иоанна, пришли к дому Диоскорида и стали кричать: «Или выдай нам колдунов, или сожжем твой дом!» Диоскорид между тем так полюбил Иоанна, что готов был скорее погибнуть вместе со своими домашними, чем предать своего учителя. Однако Иоанн не мог принять от него подобной жертвы. Он вышел из дома и отдался в руки народа.
В сопровождении большой толпы он дошел до храма Артемиды и тут помолился Господу. В ответ на его мольбу с демона вдруг спало человеческое обличье, и он предстал перед всеми в своем истинном виде. Апостол спросил у него: «Ответь, нечистый бес, сколько лет ты здесь живешь?» Демон ответил: «Уже 109 лет живу я здесь, верно служа Сатане и отводя этот народ от Бога». Иоанн приказал: «Во имя Иисуса Христа исчезни немедленно!»
Нечистый тотчас исчез, а все, кто был свидетелем этого чуда, прониклись к Иоанну великим почтением и вскоре уверовали в Истинного Бога.
5. О том, как апостол Иоанн был сослан на остров Патмос
При императоре Домициане (правил в 81–96 гг.), когда начались новые гонения на христиан, Иоанн был сослан на остров Патмос. Случилось так, что на пути к месту ссылки на корабль обрушилась сильная буря и унесла его далеко в море. Вскоре вышла вся пресная вода. Моряков и воинов стала донимать сильная жажда. Тогда Иоанн велел Прохору: «Наполни кувшины морской водой!» Когда сосуды были наполнены, апостол сказал: «Во имя Иисуса Христа черпайте и пейте!» Воины попробовали воду, и оказалось, что кувшинах содержится пресная вода, такая свежая и прохладная, словно только что взятая из ключа. Пораженные этим чудом, многие спутники Иоанна крестились.
Поселившись на Патмосе, Иоанн продолжал проповедовать христианство и многих обратил в свою веру. На этом острове был храм Аполлона. Жрецы храма увидели, что последователей Христа становится все больше, а приверженцев их бога - все меньше, и сильно встревожились. Они стали думать над тем, как бы им опорочить Иоанна и тут вспомнили об одном знаменитом колдуне по имени Кинопс, который жил неподалеку. Они приехали к нему и стали молить о помощи. Кинопс сначала не соглашался на их просьбы, но потом уступил их настояниям.
Колдун приплыл на Патмос и явился к тому дому, где жили Иоанн и Прохор. Увидев, что они проповедуют перед народом, Кинопс сказал: «Мужи славные! Гладко говорит Иоанн, но вы не верьте ему. Пойдемте на берег, и там каждый из нас покажет, на что он способен. Если Иоанн окажется сильнее меня, значит его Бог Истинный. А если я окажусь сильнее, значит истинный бог - Аполлон!»
Так говорил хитрый Кинопс, хотя прекрасно знал, что Аполлон не бог, но всего лишь мраморный идол. Сам же он общался с демонами и надеялся с их помощью одолеть Иоанна. Когда все пришли к морю, Кинопс спросил у одного юноши: «Жив ли твой отец?» Тот отвечал: «В прошлом месяце он утонул вместе со своим кораблем». Кинопс сказал апостолу: «Теперь, Иоанн покажи свою силу и сделай так, чтобы отец этого юноши явился сюда живым». Иоанн возразил: «Иисус Христос не дал мне такой силы, чтобы извлекать мертвых из моря!» Кинопс захохотал и сказал народу: «Видите теперь, что Иоанн льстец и обманщик? Теперь посмотрите, что я могу при помощи моего бога!»
С этими словами колдун бросился в волны. Вскоре он вышел на берег, держа на руках отца юноши. Все изумились, а Кинопс спросил: «Твой ли это отец?» - «Да, господин!», - обрадовался юноша. Колдун прочитал заклинание, и на диво всем утопленник ожил. Кинопс спросил у Иоанна: «Удивляешься моему могуществу?» Но Иоанн возразил: «Не удивляюсь, и говорю тебе, что во второй раз ты этого не сделаешь!»
Колдун усмехнулся и вновь прыгнул в воду. А Иоанн подбежал к берегу и стал громко молить Господа, чтобы Он лишил Кинопса жизни. В тот же миг море закипело, возмутилось и поглотило колдуна. На берег он больше никогда не вернулся. А Иоанн повернулся к ожившему утопленнику и сказал ему: «Во имя Иисуса Христа стань тем, кто ты есть на самом деле!» С того спала человеческая личина, и все увидели перед собой страшного демона. Апостол сказал людям: «Видите, с чьей помощью хотел смутить вас этот колдун? Ясно теперь, какому богу он служит?» Апостол помолился еще раз, и бес исчез с их глаз.
6. О Евангелии от Иоанна
Иоанн прожил на Патмосе несколько лет и благодаря многим чудесам приобрел большую известность. Когда, после кончины императора Домициана, апостол в 96 г. получил свободу, многие на острове уже приняли христианство. Именно для нужд этой общины Иоанн написал свое знаменитое Евангелие, которое во многих местах отличалось от трех более ранних, написанных Матфеем, Марком и Лукой, ибо оно содержало в себе рассказ о том, о чем не сообщали другие евангелисты. Напротив, многие известные факты Иоанн в своем рассказе опустил. Кроме того, четвертому Евангелию в гораздо большей степени было свойственно догматическое ударение. В особом озарении Духа орлиному взору Иоанна открылось в истории земного служения Христова то, что было закрыто для его предшественников. У Иоанна гораздо резче, чем у других евангелистов, подчеркивается, что Христос – Сын Божий, пришедший с Небес, но в то же время Иоанн едва ли не чаще других евангелистов оттеняет Его человеческую природу, говорит о смирении Иисуса, Его дружеских чувствах, усталости, скорби, слезах. Несомненным достоинством Евангелия от Иоанна является его высокая художественная форма. Иоанн был мастер диалога и драматических картин, от которых нередко веет живыми воспоминаниями очевидца.
7. Свидетельство апостола Иоанна о Боге Сыне
Для последующей истории христианства оказались чрезвычайно важными те свидетельства, которые дал Иоанн о Боге Сыне. Этот вопрос почти не затрагивался у его предшественников. Иисус Христос мыслился ими как вочеловечившийся Бог, но суть этого Боговоплощения подробно ими не разбиралась. Касаясь вопроса о Его домирном бытии, говорили, что Христос пребывал в Боге от вечности (изначально, всегда) и сошел от Бога для сотворения мира. Глубже этот вопрос не исследовался. Впервые природу Христа попытался объяснить Павел, но его свидетельства были очень кратки и не складывались в единое учение.
Полог сокровенной тайны над природой Иисуса, как Сына Божьего, впервые был приоткрыт только Иоанном. Именно в его Евангелии впервые было сказано о Слове (Логосе), о Его Божественном Бытии, о Его отношении к Богу и миру и о Его воплощении. Отправной точкой христианского богословия по сей день остается знаменитое начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово (Логос), и Слово (Логос) было у Бога, и Слово (Логос) было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть». Отталкиваясь от этой фразы, первые христианские писатели стали развивать учение о Христе как о воплощенном Логосе.
Кроме того, с первых глав Евангелия Иоанн говорит об Иисусе, как начале жизни для верующих в Него. Только Иоанн приводит беседу Иисуса с Никодимом и самарянкой, а также Его учение о Хлебе Живом, где эта мысль проходит красной нитью. Свое завершение она нашла в последнем поучении Христа Его ученикам во время Тайной Вечери. Здесь окончательно становится ясным, что принятие в снедь Тела и Крови Сына Человеческого является, как исполнение веры, условием жизни вечной и воскресения в последний день. Таким образом, раскрывается смысл таинства причастия.
8. Свидетельство апостола Иоанна о Святом Духе
Еще одной заслугой Иоанна стало его свидетельство о третьем лице Святой Троицы - Святом Духе, сделавшееся Важнейшей частью всего христианского вероучения. Многочисленные упоминания о Духе Божием («духе Яхве») есть и в Ветхом Завете, однако иудеи очень осторожно обращались с этим понятием и не старались разъяснить его. Дух Божий сообщался, по их мнению, только немногочисленным избранникам Господа (Он был на Моисее и других пророках, а также на Самсоне, Сауле и Давиде). Обретение Святого Духа всей массой верующих, согласно предсказанию пророка Иоиля, должно было произойти лишь во времена Мессии. Евангелия сообщают о сошествии Святого Духа на Христа в виде голубя во время Его крещения. Затем, после Вознесения Христа, Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов. Подробнее о природе Святого Духа из всех авторов Нового Завета говорит один Иоанн. Только он указывает на такое свойство Святого Духа, как исхождение От Бога Отца (во время Тайной вечери Христос говорит: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне...»). Только в Евангелии Иоанна Иисус, во время Тайной Вечери, накануне Своего страдания, дает ученикам обещание вернуться и пребывать с ними «до скончания века». Под этим подразумевается пребывание Святого Духа в церкви, которая, в полном согласии с учением апостола Павла, понималась Иоанном как Тело Христово. Церковь есть тот союз любви, в котором ученики Христовы приобщаются к единению Отца и Сына.
9. О видении апостола Иоанна
Одним из важнейших творений апостольского века стал Апокалипсис - книга, заключающая собой Новый Завет. Традиция считает его автором апостола Иоанна и относит его создание ко времени пребывания его на Патмосе. По своей литературной форме Апокалипсис представляет послание к семи азиатским церквам. Произведение это в высшей степени образное, иносказательное и символическое. Поэтому толкование его представляет большую сложность. Во вводной части читаем: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел...» В следующих стихах Иоанн сообщает об обстоятельствах, при которых ему было дано Откровение: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: "Я есть Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Азии: в Эфес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию". Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, Подобного Сыну Человеческому. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный, и голос Его, как шум вод многих. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: "Не бойся; Я есть Первый и Последний, имеющий ключи ада и смерти. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего"».
Вслед затем Подобный Сыну Человеческому обращается к каждой из семи азиатских церквей, а по окончанию Его речей перед глазами изумленного Иоанна раскрывается видение. «Я взглянул, и вот, - пишет он, - дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал, как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего». Сначала Иоанн наблюдает небесную Службу, где Сидящему Триединому Богу воздает прославление вся тварь.
Затем Иоанн видит в руках у Сидящего запечатанную семью печатями книгу. По снятии с нее печатей перед ним проходит последовательный ряд апокалиптических образов, которые относятся к событиям, имеющим совершиться в будущем. Значение многих из этих образов, а также всей картины в целом остается гадательным. Но некоторые из них уже в древности поражали воображение читателя. Так в 12 главе читаем: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце. Она имела во чреве, и кричала от боли и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежало пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и Сатаной, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Очевидно, что речь здесь идет о тайне Боговоплощения, получающей, при таком толковании, космическое значение, а также о вневременной войне ангелов Господних против сил зла.
В следующих главах эта борьба перенесена в план земной. Речь здесь идет о грядущем в конце света торжестве Сатаны и о приходе Антихриста. «И стал я на песке морском, - продолжает Иоанн, - и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились зверю, говоря: "Кто подобен зверю сему? И кто может сразиться с ним?" И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные бараньим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклонятся первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творить великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не поклоняется образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».
Затем следует описание конца света, изображаемого в символической форме в виде благодетельной жатвы и грозном сборе винограда: «И увидел я ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу, и говорил он громким голосом: "Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. И другой ангел последовал за ним, говоря громким голосом: "Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленноев чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере перед святыми ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его". И взглянул я. И вот светлое облако, и на облаке сидит Подобный Сыну Человеческому; на голове Его золотой венец, и в руке Его острый серп. И вышел другой ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: "Пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела". И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. И другой ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: "Пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды". И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила».
В последних главах идет рассказ о двух великих битвах между Христом и Сатаной, о Страшном суде и об окончательной победе добра над силами зла: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. И воинства небесные следовали за Ним. На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих". И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производящий чудеса перед ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне. И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и Сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не кончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не кончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, Сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленных. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».
Заканчивается Апокалипсис видением обновленной Земли, освободившейся от всякого зла и греха: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: "Это, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло"».
10. Ересь Керинфа и послание апостола Иоанна
Когда апостол Иоанн получил свободу, он опять возвратился в Эфес. В это время многие азиатские церкви были взволнованы ересью гностика Керинфа. Керинф разделял старые идеи эллинских философов о двойственности мира. Материя в его глазах являлась сосредоточием злого и пассивного начала и была резко отделена от всего божественного. Он учил, что материальный мир не может обрести спасения, что он обречен в конце времен на гибель и уничтожение. Христос, следовательно, не мог иметь в себе ничего материального и не обладал человеческой плотью. Керинф учил, что сын Марии Иисус и Сын Божий Христос совсем не одно и тоже. Иисус был не Бог, но человек, на которого сошел во время крещения Христос, или Дух, который был чистое божество, принявшее внешний образ человека. Так что на кресте страдал вовсе не Сын Божий, а человек Иисус. Что же касается Христа, то он не мог испытывать мук и оставался бесстрастным. Его тело лишь казалось телесным, имело только видимость материи, а на самом деле оставалось чисто духовным. Людские желания и страсти, телесные немощи, голод, жажда – все это было Ему чуждо. Находясь на кресте, Он не мог испытывать боли и, будучи бессмертным, не мог умереть. Таким образом, Керинф не только разделял в Иисусе Христе божественную и человеческую природы, но также смешивал между собой Бога Сына и Святого Духа.
Опровергая домыслы Керинфа, Иоанн разослал в азиатские церкви свое послание, в котором писал: «И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время (наступило). Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет Отца.
Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! Мы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.
Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам в том открылась, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою, кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство о себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство это состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная».
11. О кончине апостола Иоанна
Последние годы своей жизни Иоанн провел в Эфесе, окруженный глубоким почитанием тамошних христиан. Несмотря на очень преклонные годы, он продолжал аскетические подвиги: питался лишь хлебом и водой, не стриг волос и одевался в простые полотняные одежды. Когда он совсем обессилил от старости и не имел сил проповедовать, ученики на руках приносили его в церковь. И там, встав перед народом, он произносил только одно наставление: «Дети! Любите друг друга!» Тем не менее каждый день в церковь стекалось множество народа, и все уходили глубоко потрясенные видом этого старца и силой его слов.
О кончине Иоанна сохранилась следующая легенда. Когда ему было уже более ста лет, он с семью учениками вышел из города и пришел в одно, заранее им избранное место. Здесь ученики по его указанию вырыли крестообразную могилу. Иоанн лег в нее и повелел засыпать себя землей. Ученики с плачем и слезами исполнили это повеление. Когда об этом стало известно в городе, некоторые христиане поспешили на место погребения апостола и разрыли его могилу. Однако никакого тела они там уже не обнаружили. Из чего многие заключили, что Иоанн не умер, а был живым взят на небо. Случилось это в царствование императора Траяна (правил в 98–117 гг.).
«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189
Конспекты по истории человеческой культуры http://proza.ru/2011/06/02/190
Рим и его соседи в эпоху империи http://www.proza.ru/2011/10/13/1239