Американский тезка Санкт-Петербурга

Элеонора Мандалян
В Соединенных Штатах можно найти огромное количество городов с европейскими названиями, что вполне объяснимо и даже закономерно для страны иммигрантов. Испытывая ностальгию по оставленной Родине, люди стремятся воспроизвести милое сердцу название родного города, создавая для себя этакий слуховой фонтом, иллюзорную связь с прошлым.
Должно быть именно так появились в Штатах Лондоны, Парижи, Берлины... дюжины Одесс, Санкт-Петербургов и Москв. А может и иначе. Как минимум в 14 штатах США есть тезки “Москвы”. Сколько их всего, никто точно не знает. 22  уже обнаружены. В основном это совсем крохотные поселения на перекрестках дорог, в иных из которых не наберется и полдюжины дворов. Но есть и побольше, в несколько сотен жителей.

То же самое можно сказать и о городах, носящих название северной столицы России. Эти населенные пункты будут размерами побольше, в среднем по 10 тысяч жителей.
Нашлись энтузиасты, пожелавшие разузнать о них как можно больше. Свои исследования они начинали с Русского географического общества, затем наведались в Генеральное консульство США, в Питере. Там поначалу лишь развели руками, мол впервые слышим о таком количестве одноименных городов. Но пообещали разобраться.
“Через несколько дней разводить руками пришлось уже нам, – рассказывает Ольга Боброва, одна из тех следопытов. – По данным Географического указателя США, в стране насчитывается 35 городов под названием Петербург, а по материалам офиса Международных информационных программ Госдепартамента США в Вашингтоне – 52! В штатах Огайо, Северная Каролина и Миссури – по 4 таких города, а в Пенсильвании – целых 5!”
Из всех американских Санкт-Петербургов (в дальнейшем для экономии места буду обходиться сокращением “С-П”) самый известный, самый красивый и самый большой находится во Флориде, в графстве Пинеллас. Этот Saint Petersburg (чаще называемый St. Pete) очень удобно устроился – вроде бы на Мексиканском заливе, и в то же время защищен от его дикого нрава, спрятавшись в глубокой, замысловато изогнутой бухте Тампа, на ее западном берегу.
Воды вокруг и внутри Сэнт-Пита даже больше, чем у его российского прообраза – 55% всей территории. Если смотреть на город сверху, создается впечатление, что часть его кварталов возведена прямо на воде.
Флоридский С-П хорошо известен жителям Северной Америки и европейских стран, как место, где можно прекрасно провести отпуск, развлечься и отдохнуть. В нем проживает около 250 000 человек, что делает его четвертым по величине городом Флориды и вторым в агломерации Tampa–St.Petersburg–Clearwater, с населением 2,7 млн.
До недавнего времени не было единого мнения относительно создателя города. Но стараниями нескольких борцов за истину – и русских, и американских – справедливость восторжествовала. И теперь уже достоверно известно, что заложил Санкт-Петербург во Флориде русский иммигрант, потомок старинного княжеского рода, дворянин, офицер императорской гвардии, предприниматель и литератор Петр Алексеевич Дементьев (1850-1919). Интересно получается: Город на Неве и его тезку на Тампе заложили два Петра, оба не только русские, но и родственных голубых кровей.
Непростая, полная крутых виражей, взлетов и падений, судьба этого незаурядного человека досконально прослежена писателем Б.Антоновым в книге “Петр Алексеевич – основатель Санкт-Петербурга”. Родился Дементьев в семье зажиточных и образованных людей, владевших двумя поместьями (в Тверской и Новгородской губерниях), но в годовалом возрасте лишился матери, а в 5 лет отца. Его опекуном и воспитателем стал брат матери, некто А. Калитеевский, предводитель Весьегонского дворянства.
В 10 лет Петра отправили учиться в Петербург – гимназия, техническое училище, затем военная служба, которая привела его, уже в чине прапорщика, в Императорскую гвардию. Петра Дементьева ждала блестящая военная карьера. Но в 20 лет, в связи с женитьбой, он вышел в отставку, вернулся в свое имение и честно пытался, по примеру родителей, стать помещиком, отдавая себя семье, скотоводству и сельскому хозяйству, попутно принимая активное участие в земском движении. Был избран предводителем дворянства и председателем земской управы Весьегонского уезда. Так прошли 11 лет.
Что побудило зажиточного, обремененного семьей помещика все бросить и совершить марш-бросок на другой конец земного шара, неизвестно. А только в 1881 г он оказался в Штатах – один, без английского и с $2 тыс в кармане. (Есть версия, что Дементьев бежал от возможных преследований после бомбы, брошенной 13 марта 1881 г в царя Александра II.)
“Я ехал в Америку, как в последнее убежище, – весьма пространно написал он позднее, – рассчитывая сделаться там заурядным фермером, пахать землю, и физическим трудом переработать нравственно изломанную натуру…”
Осесть было проще всего во Флориде, которая в ту пору только заселялась, и земли там стоили дешевле. Оказавшись в местечке Лонгвуд, что совсем близко от современного Орландо, Петр купил 80 акров земли под апельсиновую рощу и вошел в долю небольшого лесопильного предприятия, после чего в кармане у него осталось $40. А тут, практически следом за ним, приехала жена с четырьмя детьми (старшей 8 лет, младшей 6 месяцев). Семья бедствовала 2 года, питаясь апельсинами и лесными орехами, ютясь в 2-комнатной хибаре, с фанерой на окнах вместо стёкол.
Петр работал как каторжный – с 7 утра до 10 вечера, расчищая участок под плантацию и сажая апельсиновые деревья. Когда сад был наконец заложен, он включился в работу на лесопилке. Дела потихоньку пошли на лад. Он выкупил лесопилку, потом открыл деревообрабатывающую и мебельную фабрики и торговое предприятие, начал брать подряды на строительство домов. Стал хозяином крупной лесной и строительно-подрядной фирмы с годовым оборотом свыше $1 млн.
Флорида заселялась ускоренными темпами, рос и Лонгвуд, практически полностью построенный россиянином, превращаясь в город. Петр Дементьев был избран его первым мэром, выдвигался кандидатом в сенаторы от республиканской партии. Только звали его теперь уже Питер Деменс.
Для отправки леса, которого требовалось все больше, нужна была железная дорога, и Петр, став совладельцем местной ж/дорожной компании, взялся за ее строительство, проложив первые 3 мили – от Лонгвуда до Окланда, с вокзалом в русском стиле. Он вынашивал идею связать судоходную реку Сент-Джонс с Мексиканским заливом и заложить там новый город, а для этого нужны были нешуточные средства, которыми Петр не располагал. Ему удается привлечь инвесторов с “Большой Земли”, его железная дорога становится все длиннее.
“В течение последних 2-3 месяцев, когда пришлось класть рельсы, мы работали и днем, и ночью, – пишет в своих воспоминаниях Дементьев. – Лунные ночи во Флориде, почти также светлы, как петербургские летние, а в темноте мы зажигали смолистую сосну, освещавшую дорогу на большое расстояние. К концу постройки я совсем выбился из сил, проспал целые сутки, и долго потом не мог окончательно поправиться.”
В 1888 г, когда первый поезд достиг полуострова Пинеллас, у бухты Тампа, Питер Деменс приступил к реализации своей главной мечты, основав там для начала небольшой поселок и назвав его Санкт-Петербург.
 К закладке нового города Петр подошел со всей серьезностью и рвением, привлек компаньонов, архитекторов, составил генеральный план застройки и лично утвердил его в соответствующих инстанциях. Он задумал сделать свой город на Тампе похожим на Город на Неве, на знаменитый Васильевский остров, в частности. В C-П прокладывались непривычные для Америки тех лет широкие прямые улицы, бульвары, парки и каналы, с доминирующей ролью воды и зелени в городском ландшафте.
Ж/дорожный вокзал, построенный Петром, воспроизводил, в визуальном плане, Царскосельский вокзал Санкт-Петербурга (он же Витебский, Детскосельский). Решив вопрос с железной дорогой, Петр занялся обеспечением морского сообщения. Он начал строительство гавани и причалов для океанских судов, расширил и углубил бухту, все больше обрастая долгами и разоряясь. Его скромного капитала конечно же не могло хватить на осуществление столь грандиозных замыслов, хотя оборудование и материалы он получал в кредит. Местные промышленники и финансисты целиком и полностью доверяли Питеру Деменсу – до тех пор, пока его не подставили компаньоны, втянув в финансовые авантюры.
С этой поры для русского дворянина начинается очередной черный период, длиной в 16 лет. Бесконечные судебные тяжбы. Железную дорогу он отдает кредиторам за долги. И, хотя суд его полностью оправдал, он уезжает из Флориды “куда глаза глядят” - сначала в Северную Каролину, потом в Калифорнию. Оседает в Лос-Анджелесе уже до конца своих дней, снова начиная жизнь практически с нуля. Покупает ранчо, выращивает апельсины, занимается литературной деятельностью.
Как литератор, Дементьев внес весьма весомый вклад в распространение знаний о России в Америке и об Америке в России. В частности, перевел на английский почти все произведения Лермонтова, сотрудничал с журналами “Вестник Европы”, “Современник”.
Осенью 1919 г в LA Times появилась статья: “Капитан Петр А. Деменс, известный русский патриот и писатель, а также прославившийся в США финансист и строитель железных дорог, умер вчера в своем владении в Алма Лома. Капитан Деменс был широко известен и его почитали как демократа из аристократов...” И ни словечка о St. Petersburg.
С отъездом Деменса из Флориды его попытались там забыть. В основатели города записали американца, отставного генерала Джона Уильямса, владевшего участком земли на побережье бухты Тампа. Ну а подоплека названия? Так, недоразумение.
“Город основан Джоном С. Уильямсом (John C. Williams) из Детройта, который купил землю в 1876 г, и Питером Деменсом (Петром Дементьевым), который построил железнодорожную станцию в 1888 г”, - записано в Википедии. При этом на Дементьева есть link, по которому можно узнать о нем все подробности, а на Уильямса нет. И вообще нет никакой информации об этом человеке, кроме того, что: он, как совладелец земли, требовал назвать город Детройтом, но пришло уведомление, что, по запросу компаньонов Деменса, он уже зарегистрирован, как St.Petersburg (в 1892 г). “Детройтом” назвали отель – одно из первых зданий в городе.
Но люди, знавшие истинное положение вещей, не успокоились пока не добились, чтобы точки и акценты были расставлены по своим местам. Русские и американские исследователи подняли архивы и восстановили всю цепочку событий. Большую работу в этом направлении проделали русист Билл Парсонс, преподаватель Эккерд-колледжа С-П, член исторического общества С-П, и А. Сокольский, профессор Южно-Флоридского университета в Тампе.
И, как результат, в 1977 г. Городской совет единогласно признал основателем города П.А. Дементьева, после чего был открыт парк “Деменс Лэндинг”, а в парке воздвигнут ему памятник, на котором написано: “В честь Петра Деменса (Дементьева), основавшего в 1888 г город St. Petersburg”. Так что статус основателя города отныне и на века юридически и документально закреплен за Петром Дементьевым.
Ему до сих пор посвящают книги и статьи американцы и русские. Историк Карл Грисмер так начинает свою монографию: “Петр А. Деменс, родившийся в России, бесспорно должен считаться отцом народа С.Петербурга во Флориде”.
В 2003 г писатель А.Попов выступил в прессе со статьей: “Санкт-Петербург в культуре русского зарубежья: город на берегу Мексиканского залива”, начинавшейся словами: “К плеяде замечательных россиян безусловно можно добавить и самого Петра Алексеевича Дементьева – русского самородка, прославившего Россию на Американском континенте.”

Что же касается детища русского самородка, то для полнокровного развития города с самого начала ему были созданы все необходимые условия. За минувшие сто с лишним лет Сэнт-Пит стал не только хорошо известным, но и любимым городом в стране.
Здесь находится один из академических центров штата, отделение Университета Южной Флориды, С-П-ский колледж, Институт Пойнтера (школа для журналистов), а также – крупнейший центр морских исследований юга США. В нем много частных картинных галерей, музеев – Музей Истории С-П, Музей Холокоста, Международный музей Флориды (подразделение Смитсонианского института), детский музей Great Explorations (“Великие Открытия”).
И, наконец, гордость страны – Музей Сальвадора Дали, в котором собрана лучшая и самая обширная (за пределами Родины гениального сюрреалиста) коллекция его работ – от ранних, в стиле импрессионизма и кубизма, до более поздних, “классических” произведений, включая такие широкомасштабные полотна, как “Открытие Америки Христофором Колумбом”. Знаменитый на весь мир музей находится на самом берегу залива Тампа, в живописном парке. А в Музее изящных искусств собраны работы известных французских импрессионистов: Моне, Фрагонара, Ренуара, Сезанна и др., а также – старых мастеров и известных американских, европейских, азиатских художников.
Сегодня С-П занимает площадь в 345 кв км. В его архитектуре преобладает стиль средиземноморского возрождения. Город превратился в курортную столицу штата, в одно из лучших мест отдыха Северной Америки, весьма популярное среди пенсионеров и жителей Нью-Йорка, Детройта, Чикаго.
Великолепные белопесчаные пляжи, теплые воды залива с трех сторон и 360 солнечных дней в году. Море солнца, зелени и воды, за что в Америке С-П называют “Солнечным городом”. Каждый год здесь проходит до тысячи культурных мероприятий – от “праздников еды” до джазовых фестивалей и шекспировских вечеров.
Среди городских парков самые известные: “Затонувшие сады”, с богатой коллекцией тропической флоры и фауны, и парк у красивейшего Зеркального озера – основного источника питьевой воды в городе и излюбленного места отдыха его жителей.
С 1924 г началось строительство длиннющих мостов через бухту, соединивших С-П с Тампой и Брейдентоном. А затем появилось строительное чудо ХХ века, новый символ Флориды – вантовый железобетонный Sunshine Skyway Bridge (“Небесно-солнечный мост”). Став самым длинным в Западном полушарии подвесным мостом (почти 9 км), он получил 14 наград за дизайн. Его строительство обошлось в $245 млн.
В том месте, где под ним проплывают океанские лайнеры, мост круто выгибает спину, взлетая над водой на высоту 19-этажного дома. Мчащимся по его полотну машинам приходится карабкаться вверх, как в гору, и перевалив через “хребет моста”, устремляться вниз. Когда кругом вода – это страшновато.
Главной достопримечательностью города и туристическим центром считают Пирс в заливе Тампа, построенный еще в конце XIX века. Это и не пирс даже, а квадратная площадка на воде, к которой ведет широкая и очень длинная дорога на сваях (общая длина 800 м). Здесь находится знаменитая 5-этажная “перевернутая пирамида”, с которой открывается панорамный вид на город и залив, небольшой аквариум; многочисленные кафе, рестораны, магазины, картинные галереи и пр.
Часто у Пирса стоит на якоре (в промежутках между съемками) действу¬ющий фрегат HMS Bounty – копия английского военного ко¬рабля XVIII в. Корабль был воссоздан в 1960-м для съемок фильма “Мятеж на Баунти”. 40 лет спустя его снова «пригласили» в Голливуд, на сей раз для участия в “Пиратах Карибского моря” (“Сундук мертвеца”). Знаменитым “кинозвездой” можно не только полюбоваться, но и посетить его, встретившись на борту с капитаном пиратского судна “Джеком Воробьем”.
St. Pete в 3 раза моложе российского Питера и в 10 раз меньше. Они на разных полушариях и в разных странах, и все же между ними, помимо имени, много общего, что побудило оба города наладить тесные культурно-дружеские контакты. Во флоридском С-П проживает более тысячи русских. В 1948 г здесь была основана Православная община. Центром ее духовной жизни и украшением города является храм святого мученика Андрея Стратилата, имеющий самый большой русский православный приход на всем юге США.
Есть в городе и весьма влиятельный Русско-Американский клуб, играющий большую роль в сохранении русской культуры и традиций. Поэты обоих городов создали поэтическое содружество, результатом которого стали взаимные переводы и публикации, фестивали на берегах Мексиканского залива и на берегах Невы. (В Санкт-Петербурге старшем была издана книга стихов поэтов Санкт-Петербурга младшего: “Исцеление памяти” – в переводе их русских коллег.) Контакты эти не только продолжаются, но и набирают силу.

В журнале Seagull за 30.05.2015 (США, Балтимор):
http://www.chayka.org/node/6530