Секрет успеха

Борис Готман
    
  В декабре 1990 года такси привезло нас из аэропорта Бен Гурион в небольшой    город  Беер Шеву.
 
  С этого  стоящего на самом краю пустыни Негев городка должна была начаться наша новая жизнь.

  Нас приютили  дальние родственники тёщи, приехавшие в Израиль  в 70-х годах.
 
  До этого мы  даже не были знакомы. Несмотря на это, вопрос, где нас устроить  не обсуждался,  мы вчетвером, плюс наш старенький пёс получили пищу и кров.
 
  Надо добавить,  что я приехал с сильнейшей простудой и температурой под сорок, полученной  в длинных очередях  во все бюрократические  инстанции  в по-настоящему зимнем  декабрьском Киеве.

  К счастью,  мать приютившей нас семьи, наша ровесница, была врачом, поэтому  уже  через день я был, как новенький.

  В этой семье было трое детей, две девочки и мальчик. Старшая – красавица Лана только-только вышла замуж, младшая - Маринка недавно родилась, а мальчик Миша учился в предпоследнем классе средней школы.

  Через несколько дней нам помогли найти квартиру, с которой началась наша самостоятельная жизнь. И хоть была квартира в другом конце городка, родственники  продолжали помогать нам в организации  новой жизни.

  Когда  хуссейновский  Ирак начал ракетные обстрелы Израиля, родственники звонили нам после каждой сирены удостовериться, что у нас всё в порядке.

  Тем временем мы начали учиться ивриту в ульпане,  но  через месяц я ушел  работать  слесарем  в  гараж, а сын – водителем  пятнадцатитонного грузовика  в большую продуктовую сеть.  Причём, очень часто он должен был быть ещё и грузчиком…

  Нас  с ним совершенно не смущало, что я – кандидат технических наук, а он – бывший студент-отличник  Киевского  политеха. 

  Только жена, отстирывая по ночам наши грязные  робы, тихонько плакала.
 
  Конечно,  я говорил ей, что это всё временные трудности. 

  Потому что сам свято верил в это.

  Естественно, что мы были в курсе многих событий в жизни приютивших нас в трудную минуту родственников. Многое в новой жизни было для нас непривычным. Например, школьникам старших классов разрешалось параллельно посещать лекции в Университете и даже сдавать там зачёты и экзамены.

  Вот и Миша посещал лекции. Хотя родители считали его компьютерным гением,  мне он, честно говоря,  казался избалованным и взбалмошным…

  Через пару месяцев мне предложили поработать геодезистом у бедуинского шейха Абу-Джафера. Очень скоро я стал у него не только геодезистом, но и инженером на площадке, и вообще самым главным...

  Примерно в мае месяце нас навестили родственники и попросили, чтобы я взял на работу этого самого компьютерного гения Мишу.

  -Вы, вообще,  представляете себе, что такое работать на стройке под белым солнцем пустыни?! – только и спросил я.

  -Ничего, он справится! – ответил Мишин отец. – Ему нужен новый компьютер и деньги на него он должен заработать сам.

  Назавтра спросил Абу-Джафера о новом рабочем. Он разрешил – под мою ответственность.

  Когда хилый на вид Миша поинтересовался,  что он должен будет делать, сказал ему,  что будет помогать мне в геодезических работах – подержать рейку или вешку,  забивать разметочные колья и т.д.
 
  -А кто Вам помогал раньше? – спросил компьютерный гений.

  -Младший сын шейха.

  -Вот пусть и продолжает, - заключил Миша. – А я буду работать вместе с остальными, землю копать,  камни носить, в общем, всё,  что может делать подсобный рабочий.
 
  Поначалу у меня сердце кровью обливалось видеть, как  он пытается не отставать от привычных к такому труду арабов.

  Конечно, он не мог не отставать… Поэтому он оставался после рабочего дня, чтобы выполнить всё порученное.

  Тогда я понял, что Миша сможет достичь в жизни многое!

  Несмотря на кровавые мозоли, он проработал оба месяца своих летних каникул и у него появился желанный и очень нужный ему компьютер.

  Но Миша не был бы Мишей, если бы делал всё, "как надо": закончил бы школу,  потом университет, потом …

  Нет! Кто-то где-то узнал о Мише, встретился с ним и предложил работу прямо сейчас, да с такой зарплатой, которую большинство людей не получат никогда!

  Тянуть одновременно работу и  учёбу не получилось…

  Ещё через три года нашего гения-недоучку пригласили в Америку.

  Миша уже был женат,  даже обзавёлся сыном. Но такое предложение! И вот молодая семья срочно собирает вещи в большой контейнер и убывает в Штаты.
 
  На американской границе их  заворачивают вместе с контейнером обратно:  оказывается,  для работы в этой сфере по закону  нужно иметь диплом о высшем образовании… Самой фирме не нужно, а вот пограничники требуют!

  Другой  бы в психбольницу слёг от такого сюрприза.
 
  А Миша нашёл  университет, где можно получить диплом экстерном, благо американская фирма обещала подождать два года…

  Через два года опять с тем же контейнером, но уже с дипломом!

  Прошло десять лет. Мишу вижу только в его редкие приезды. До сих пор он занимается любимым программированием.  У него виллы в Америке и здесь. Родителей каждый год он забирает на всё лето к себе, вместе с ним они объездили  уже весь мир…

  Когда знакомые с удивлением и восхищением говорят о Мишиных потрясающих успехах,  я  вспоминаю стройку под белым солнцем пустыни  и его руки с кровавыми мозолями...