Свобода совести

Валентин Губарев
Извечная истина нашего земного существования - свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Но в нашем, человеческом, общежитии, на самом верхнем уровне, уже давно прописался еще один Жилец. Жилец этот с незапамятных времен не давал покоя людям, тревожил их покой погодными катаклизмами, громовыми раскатами мировых войн, бесконечной чередой  новоявленных  оракулов, страшными эпидемиями смертельных болезней, каменными Cкрижалями Ковчега Завета,  но более всего вспышками той непонятной и неразгаданной, то ли болезни, то ли наоборот свидетельства выздоровления под названием совесть.

Сообщество людское не раз и не два пыталось этого Жильца выселить, забыть о нем, входы на верхний этаж замуровать, освободить себя от его беспокоящих позывов и, наверное, еще не раз и не два попытается это сделать. Но пока Он все еще наверху и с этим приходится мириться. Жилец этот – Бог.

Свобода человеческая начинается там, где заканчивается Свобода Бога. Не властен Бог что-то приказать человеку, человек делает выбор свободно, по совести.  Но есть ли начало у Свободы Бога и самое главное, почему она конечна? Слово Бог не может иметь ассоциации со словом «конечность». Только бесконечность. Значит, Свобода Бога – бесконечна? Так, может быть, и не было у человека изначально никакой свободы? Может быть, и сейчас ее нет? Может быть, мы только воображаем, что свободны в выборе? В таком случае совесть – это недуг. Примерно как аллергия. Сначала беспокоит он человека, а потом, с годами проходит. Перерастает человек совесть, как аллергию.

Где были Адам и Ева? В Раю. А была ли у них там эта болезнь – совесть? «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что они наги и сшили смоковые листья, и сделали себе опоясание». Эти строки главы 3 Ветхого завета не оставляют сомнений – совесть, изначально, у первых людей была. Выходит совесть это не болезнь, первые люди были совершены. Значит, человек был изначально здоров, а потом, постепенно, совесть свою умертвил.

А за что они были наказаны? Может быть, они поплатились за то, что захотели такой же свободы как у Бога? А может они захотели больше свободы? Больше, чем у Бога. Есть ли этому свидетельства?

Как отвечает Каин, убийца Авеля, Богу на вопрос: «Где Авель, брат  твой?».
Отвечает он так: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?». Если начальник спросит вас о каком-либо из сотрудников, ответите вы ему также? А здесь перед Каином не начальник – Бог! Не чувствуется в словах этих благоговения и смирения,  свойственные последующим поколениям людей. В словах этих чувствуется дерзость, так равный отвечает равному. Каин Бога ничуть не боится и, более того, уверен, что может обмануть Его. Но откуда это в Каине? Кто его воспитывал?  Каин не наивное дитя, неужели отец его – Адам, не  просветил  кто такой Бог? Неужели не научил почтению? Выходит, просветил. И, выходит, мы не знаем чего-то такого, что знали Адам и Каин? Что же это за секрет?

Может дело в том, что Каин  знал, что Бог не в силах причинить ему вред. Не может Бог никого «уволить», как это делает начальник земной. Кто у нас боится доброго начальника? Никто. Ему все дерзят. 
Вот, наверное, это и усвоил Каин, да и все первые люди. Бог для них всего лишь «добрый» Начальник. И неважно, что возможности Его неограничены, воспользоваться Он ими для причинения существенного вреда не сможет. Знал Каин, что ни смотря ни на что, Бог  все равно будет его любить и ничего плохого ему не сделает.

А может быть,  Каин знал, что, убивая Авеля, он никаких законов не нарушает? Не было в то время уголовного  кодекса. И даже больше скажу -   не было на тот момент  заповеди – «Не убий». И заповеди «Не лжесвидетельствуй» тоже не было. Адам и его семейство жили без Закона Божьего, сами по себе, по своему закону, по закону своей совести. Поэтому и дерзил Каин Богу?

Какая все-таки это неуловимая субстанция – совесть. Как  быстро она испарилась. От всей ее полноты у Адама, до полного отсутствия у сына его - Каина. Типичная история наших дней.

Но, может быть, наоборот? Может быть, мы сейчас знаем больше,  чем знал Адам и Каин? Может это нам открылся секрет, неведанный первым людям?
Мы, например, знаем, что совесть может не только испаряться, но и возникать ниоткуда. Полное отсутствие совести у отца не означает, что во всей полноте своей она не проявится у сына. И это тоже типичная картина наших дней.

А может быть, секрет этот в том, что любая человеческая свобода, должна быть ограничена совестью? Нет у Каина совести и к чему приводит его безграничная свобода? К тому, что он становится первым убийцей на планете.

Свободны ли мы сейчас? Да мы, безусловно, можем  свободно мыслить и действовать. Но в определенных рамках. Наша свобода -  это свобода выбора. Хотим - едим мясо, хотим – не едим. Хотим - идем в христианские храмы, хотим  - в буддийские, хотим в  - в мусульманские, хотим – в синагогу. Хотим - строим свои собственные храмы и объявляем себя богами. Хотим - никуда не идем, и ни во что не верим. Хотим - идем направо, хотим – налево. Но все это только в пределах нашего четырехмерного мира  - на крошечные расстояния и на смехотворные отрезки времени. Это не настоящая свобода, это ее суррогат, заменитель.

Мы можем создавать могущественные империи, чтобы через тысячи лет раскапывать их жалкие остатки в виде бронзовых статуй и глиняных черепков. Мы достигли такой степени научной свободы, что можем  взорвать всю нашу планету и никакой Бог нам не указ. Но разве это свобода? Это мышиная возня. Мы можем, даже, сказать, что Бога нет. А можем сказать, что Он есть. На этом и заканчивается наша «свобода». Мы «свободны» между утверждениями, что Бог есть и что его нет.

А Бог? Он свободен? Бог есть Любовь, значит, он не может нас не любить? Не может Бог отказаться от нас и сказать: «До свидания, я вас не знаю». Значит и Он не свободен? Но кто Его может ограничить? Никто. Значит, Он ограничивает Сам Себя? Так же как мы, когда нам хочется купить кусочек вкусного торта во время поста. Кто нас может ограничить – покупать или не покупать? Никто, мы свободны. Но  мы говорим себе: «Нельзя», и не покупаем. Примерно так, наверное, и Бог. Не восхотел Он, однажды, для себя Полной Свободы и превратился в Безграничную Любовь. А потом, со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю», явилась глава 1 Бытия.

Может быть, и нам так надо? Коли уж сотворены по Образу и Подобию? Может быть, нужно нам  самоограничить свою свободу? Появится тогда в нас хотя бы немного любви к ближнему. И потом, неважно в какой главе, запишет кто-либо из Ангелов и наше имя в Книге Жизни.

P.S. На написание этого дополнения меня натолкнула рецензия полученная от Владимира Подволоцкого в произведениях которого, по моему мнению, есть зерна истины.  В моей статье Вы, дорогие мои читатели, может быть, что-то найдете для себя. У кого-то еще - что-то еще. Но это будут только зерна истины, а не вся истина целиком, и не факт, что это будут именно они. На мой взгляд  все 100% доверия заслуживает только одна книга "Новый завет" представленный издательством Русской Православной Церкви. К чтению же и пониманию всего остального нужно подходить только с одним мерилом - не верить безоговорочно. Все нужно проверять и перепроверять из десятков, может быть даже сотен источников, причем источников АЛЬТЕРНАТИВНЫХ. А если возникли сомнения и по "Новому завету" - перепроверяйте и его. И только потом, через несколько лет, делать окончательный выбор. В этом основная трудность нашей свободы - выбор мы делаем сами. Цена же выбора - Жизнь Вечная несоизмерима ни с чем. Удачи на этом пути и будьте осторожны!