Равноапостольные Елена и Константин в России

Страницы Русской Истории
               Выражение «новая Елена» стало в восточном христианстве нарицательным — его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого. Преемственность же царя Константина и русского князя Владимира доказана историей Руси христианской. Высшей степенью при оценке плодов деятельности такого правителя служит именование его новым Константином или новым Владимиром.


                а) Елена и Константин

          Предыстория, запечатленная в Житиях Святых  такова. На рубеже III и IV столетий, римский император Диоклитиан поделил громадную римскую империю на две половины, чтобы удобнее было ею управлять. Восточной половиной империи правил он сам, имея помощником цезаря Галерия. В западной же половине он поставил императором Максимиана, а помощником его – цезаря Констанция Хлора, который управлял Галлией и Британией. Констанций Хлор, будучи по должности своей официально язычником, в душе покланялся Единому Богу вместе со всеми своими домашними. В 303-ем году Диоклитиан издал указ об искоренении христианства по всей римской империи. Констанций Хлор, хотя открыто не мог ослушаться старшего императора, продолжал покровительствовать христианам, особенно после обращения ко Христу своей жены, святой царицы Елены. Согласно Житию Святых, Св. Константин, единственный сын Констанция Хлора и св. царицы Елены, хотя официально рос язычником, но дома воспитывался в христианской обстановке.

          Константин I Великий (полное имя Флавий Валерий Аврелий Константин)- родился 27 февраля 272, Наисс, Мёзия  и  умер 22 мая 337, Никомедия.
Был римским императором, почитаемым в лике равноапостольного (вместе со своей матерью Еленой). Он основал новую, христианскую столицу Римской империи — Константинополь;благодаря ему христианство стало господствующей религией империи. Ранние церковные историки объявили Константина образцовым христианским правителем и нарекли эпитетом «Великий».

И сейчас волнует
Слава Константина.
Не перед кончиной
Стал христианином!

Он пошел навстречу
Сектам столь гонимым.
Оттого ли свечи
В храмах не остынут?

В честь богоприимца
Статуи хранятся.
Базиликам старым
Сны о Сыне снятся.(Елена Грислис).

            Интересной являются родословная Константина, родившегося от простолюдинки. Отцом Константина был Констанций I Хлор (Флавий Валерий Констанций Хлор), впоследствии провозглашённый цезарем, а матерью его сожительница (конкубина) — Елена, происходившая из простой семьи (она была дочерью трактирщика). Согласно историку Евтропию, Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и его жена. Впоследствии Констанцию пришлось разойтись с ней и жениться на падчерице императора Августа Максимиана Геркулия Феодоре. При этом Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а затем и сына. В результате этого брака у Константина оказалось три сводных брата (Далмаций Старший, Юлий Констанций, Аннибалиан) и три сводных сестры (Анастасия, Констанция I, Евтропия II).

           Будучи непосредственным свидетелем страшного гонения на христиан, воздвигнутого Диоклитианом, св. Констатин одновременно видел и торжество веры Христовой, которое проявлялось в бесчисленных чудесах и помощи Божией святым мученикам. Приняв власть, он первым делом объявил в своих областях СВОБОДУ ИСПОВЕДАНИЯ ХРИСТИАНСТВА.

             Еще перед восшествием Константина на престол цезарь Галерия составил заговор против Константина, чтобы лишить его управления своей частью империи. Тогда св. Константин удалился в Галлию к своему отцу, и после смерти Констанция Хлора, в 306-ом году войско провозгласило Константина императором Галлии и Британии. Константину тогда было 32 года.

             О том что император Константин избранник Божий свидетельствует ЧУДО ЗНАМЕНИЯ, ниспосланное ему.  В 311-ом году, в западной половине империи воцарился жестокий тиран Максенций, который захотел избавиться от Константина и править империей единолично. Тогда сам Константин в 312-ом году решил предпринять военной поход против римского императора, чтобы избавить Рим от злого мучителя. 
             И Господь послал необычайное знамение Своему избраннику. Однажды, накануне решительной битвы, Константин и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света и лежавшее на солнце, с надписью: «сим побеждай» (по-гречески: НИКА). Царь был в недоумении, т.к. крест, как орудие позорной казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Но в следующую же ночь царю явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя (хоругвь) с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага, став императором всей западной половины римской империи.

              Своим первым указом новый император объявил подвластным народам полную веротерпимость; одновременно он ПРИНЯЛ ХРИСТИАН ПОД СВОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО, отменил казнь через распятие и издал благоприятные для Церкви Христовой законы.

              Тем временем, против Константина выступил войной правитель восточной половины империи, язычник Ликиний, тоже жестокий и коварный тиран. Вооруженный силою Креста, император Константин выступил против Ликиния и полностью разбил его, став теперь государем всей римской империи.
              Победа над Ликинием еще больше утвердила Константина в сознании помощи Божией, и он много потрудился для РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕРЫ ХРИСТОВОЙ среди своих подданных, объявив христианство господствующей религией в империи.



              В деле распространения христианства императору Константину много помогала мать его, святая царица ЕЛЕНА. Когда царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных местах в Святой Земле, (т.е. на месте рождения, страдания и воскресения Христа), а также найти Крест Господень, царица Елена с радостью взялась за это дело. Еленой были сотворены великие дела: она нашла КРЕСТ(ок.326 г.), на котором распяли Христа, а также гвозди и шипы от тернового венца Спасителя.  Это событие Церковь отмечает двунадесятым праздником ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ. Часть Креста, а также гвозди и шипы от тернового венца, царица Елена привезла в Рим своему сыну Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме.

             А в честь ВОСКРЕШЕНИЯ ХРИСТА при ее подвижничестве сыном Константином был воздвигнут главный Иерусалимский храм, где каждый год на Пасху возжигается благодатный огонь. Этот огромный, великолепный храм, построенный над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа, содержащий в себе Голгофу и Гроб Господень,  - по сей день является главным святым местом в Иерусалиме.
             

                За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, император Константин Великий и царица Елена получили от Церкви название святых царей равноапостольных, (т.е. равных апостолам). Святой царь Константин скончался в самый день Пятидесятницы 337-го года. Константина можно назвать первым христианским императором, при котором произошёл перелом в жизни христиан. Язычество отошло на второй план. Историки христианства, восхищавшиеся его деяниями, называют его Константином Великим, но, как бы ни был могущественен император, он не мог остановить упадок империи. Дальнейшая история Римской империи рассматривается как «христианская». При нём столицей стал город Византий, впоследствии переименованный в Константинополь.

              После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим. Согласно историческим данным, она была похоронена в римском мавзолее  на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.


                б) почитание святых Константина и Елены в России

               

                На Руси почитание святых Константина и Елены, которое воспринято было изначально, с самого ее крещения, послужило своего рода прототипом культа святого крестителя Руси равноапостольного князя Владимира и его бабки Ольги, которая при крещении своем в Новом Риме – Константинополе была наречена именем святой Елены. Дело в том, что в домонгольскую эпоху русские люди носили, как правило, два имени: одно бытовое, имевшее славянское, варяжское или иное происхождение, и другое – крещальное, взятое из святцев. Так обстоит дело с крестителем Руси святым равноапостольным князем Владимиром, в крещении Василием.

          Служба, посвященная памяти святого Владимира, которая совершается 15 июля по юлианскому календарю, содержит многочисленные сравнения совершенного им подвига с подвигом святого Константина.  В службе святому Владимиру присутствует параллель между святыми Константином и Еленой, с одной стороны, и святыми Владимиром и Ольгой, во святом крещении Еленой, – с другой:  В посвященной ему службе святой Владимир именуется во многих местах своим крещальным именем Василий, данным ему в честь святителя, чье имя носил император Василий, вошедший в историю с прозвищем Болгаробойца (Булгароктион), в правление которого был крещен креститель Руси.

Ольга заронила Веры семя,
Мужу не покорствуя в одном:
Разглядела и узрела время -
Сам Христос склонился над окном

Родины, которой предстояло
Быть в единстве и царя узнать.
Вся Владимира Святого слава
Есть росток в Христову благодать! (Елена Грислис. "Из варяг в греки").

                Владимир I Святославович (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы своей бабки княгини Ольги. Малолетний внук находился под мудрой  Ольги в Киеве, но воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины. 

        Следуя же заветам своей бабки, Владимир, после воцарения на киевском престоле в 980 году, решил креститься. Но он не желал подчинения Руси грекам, поэтому пошел на них войной и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения.

             В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!» Возвратившись в Киев в сопровожден корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.
 
             Среди русских великих и удельных князей из династии Рюриковичей известно немало лиц, носивших имя святого императора. Одним из свидетельств широкого почитания на Руси после ее крещения святого императора Константина служит то обстоятельство, что его имя нередко давалось русским людям при крещении. Наши древние летописи сохранили в основном имена князей и епископов, и вот среди русских великих и удельных князей из династии Рюриковичей известно немало лиц, носивших имя святого императора. Это были великий князь Ростовский и Владимирский Константин Всеволодович, внук Юрия Долгорукого и дядя святого великого князя Александра Невского, скончавшийся в 1219 году; князь Рязанский Константин Владимирович, праправнук Святослава, сына Ярослава Мудрого, живший в XIII веке; Константин Михайлович, сын святого князя мученика Михаила Тверского и святой княгини Анны Кашинской; Константин Андреевич, племянник святого князя Даниила Московского и внук Александра Невского; князья Константин Романович Рязанский, Константин Ростиславович Смоленский, Константин Ярославович Галицкий. Имя Константина носил также младший (восьмой) из сыновей святого великого князя Димитрия Донского, правивший Угличским уделом и в конце жизни постригшийся с именем Кассиан.

             Среди князей Рюриковичей, носивших имя императора Константина, есть и прославленные Церковью угодники Божии: святой Константин Всеволодович Ярославский, внук упомянутого выше великого князя Ростовского и Владимирского, имевшего то же самое имя и отчество, а также преставившийся в 1321 году святой князь Ярославский Константин Федорович по прозвищу Улемец. Вообще, это имя среди русских княжеских и священнических родов было одним из самых распространенных.
               
               Почитание святого императора Константина на Руси выразилось и в том, что в его честь во все эпохи христианской истории освящались многочисленные храмы и алтари. При этом, поскольку память святого Константина совершается совместно с памятью его матери, храмы во всех известных мне случаях носят имя обоих святых – Константина и его матери Елены. Это название носила одна из кремлевских церквей, разрушенная в 1930-е годы и по сей день не восстановленная. В настоящее время, по приблизительным подсчетам, Русская Православная Церковь насчитывает около 60 храмов, освященных в честь святых Константина и Елены.  В провинциальных епархиях на территории Российской Федерации имя святых Константина и Елены носят еще около 30 храмов, в том числе расположенные в таких древних или старинных городах, как Владимир, Суздаль, Псков, Вологда, Галич, Свияжск, в городах Поволжья, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока. На территории Украины насчитывается, по меньшей мере, восемь приходских и монастырских храмов, освященных в честь святых Константина и Елены, в Белоруссии – два храма, в Молдавии – один: в Кишиневе; один в столице Казахстана Астане. Русские церкви святых Константина и Елены существуют и в дальнем зарубежье: один в Австралии (в Сиднее) и два в Германии, один из которых расположен в Берлине.


*     *     *

            Церковным сознанием святой Константин воспринимается как образ идеального правителя, при том что исторически осведомленный христианин осознает, естественно, не тождественность, но сложную взаимосвязь между реальной исторической личностью и его идеальным образом, его, если так можно выразиться, иконой. Так, князь Владимир был прославлен в лике святых как равноапостольный, известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель в церковной истории и Владимир Красное Солнышко в былинах. И всякий реально действовавший правитель России неизбежным образом сопоставлялся в народном сознании с такой иконой: в масштабах российской истории – святым Владимиром, а на пространстве истории мировой – со святым императором Константином.

             Духовный подвиг святых равноапостольных Константина и Елены для России и всего мира огромен. С царственными именами Константина и Елены связана легализация христианской Церкви и прекращение страшных трехсотлетних гонений на христиан, а также становление одного из первых христианских государств, в котором произошло формирование многих традиций, ставших значимыми для всех Восточных Церквей. С именем царицы Елены связано обретение Честнаго и Животворящего Креста Господня — орудия искупления рода человеческого.

             Память об этих равноапостольных матери и сыне всегда была особенно близка нашему народу. Ведь не случайно в честь этих святых у нас освящено множество храмов, а их имена являются одними из самых популярных на Руси. 3-го июня (21-го мая по старому стилю) Церковь празднует память великих святых – царей Константина и Елены.

                Елена Грислис. 3.06.15


___________________________________

Равноапостольная царица Константинопольская Елена - мать царя Константина. Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере, и через это постепенно весь римский мир стал христианским. Вторая заслуга царицы Елены - воздвижение Креста Господня и строительство ныне именитых и знаковых храмов на Святой Земле. Ее стараниями построены на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит Благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму). Святая Елена покровительница церковного клира, храмоздателей, благотворителей и миссионеров. Ей молятся о даровании и укреплении веры в детях и сродниках, о даровании родительской ревности воспитания детей в вере, о вразумлении иноверцев и сектантов. Ее молитвенно поминают вместе с равноапостольным сыном Константином. Значение святых в христианском становлении Руси неоспоримо. - прим. автора.

Фото(из интернета): Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург.