Дюжина Разумов - 4

Андрей Тигр
РАЗУМ ШЕСТОЙ - ПРАКТИЧЕСКИЙ

Самый важный в жизни вид интеллекта - практический.
Та самая житейская мудрость и житейская соображалка, которая есть у "плохишей", двоечников и хулиганов. И которой нет у отличников и правильных мальчиков. Знаю о чём пишу, т.к. побывал и отличником и "плохишом".
Практический интеллект - способность воспринимать информацию и обрабатывать её таким образом, чтоб это работало в реальной жизни. Никакой теории, только практика. Умение понять - как действовать в самых различных житейских обстоятельствах таким образом, чтоб жизнь становилась лучше.

Тут, я думаю, никто спорить не будет. Если человек хорошо умеет понять - как сделать свою жизнь лучше в как можно большем количестве житейских ситуаций, то жизнь у него однозначно будет становиться лучше и лучше. При условии, конечно, что ему хватит силы воли действовать так, как он решил.

Разложим по полочкам. Что входит в практический интеллект:
1. Способность понять как правильно наладить быт. Без этого никуда. Реальных принцесс и королей и олигархов среди нас исчезающе мало. Остальным нужно самим себя обслуживать.
2. Способность понять - как заработать деньги. За что люди будут платить деньги, а за что - не будут. Тут тоже всё логично. Без денег нынче никуда.
3. Способность понять - как действовать в нестандартных ситуациях, требующих быстрого решения.
4. Способность понять - что важно для других людей, а что нет. Без этого качественных взаимоотношений просто не выстроить. Ни бизнес, ни карьеру, ни личную жизнь не наладить.
5. Умение планировать свои действия. Отвечать на вопрос - что я буду делать, если...

Исходя из этих пунктов, можно описать признаки высокого практического интеллекта.
1. Человек хорошо может наладить свой быт. Он знает - что и как у него работает в квартире или дома. Может приготовить поесть хотя бы несколько простых блюд. Как правило, ему не нужно вызывать сантехников, электриков, строителей чтоб решить вопросы по дому.Разумеется, профессионал сможет намного больше, иногда он просто необходим. Но, как правило, почти все проблемы в быту можно решить своими силами.
2. Умеет и может зарабатывать приличные деньги. Он либо владеет востребованной профессией, либо у него достаточно связей для трудоустройства, либо свой бизнес.
3. Человек не теряется, когда происходит что-то неожиданное. В таких обстоятельствах, человек с высоким практическим интеллектом быстро соображает - что будет выгодно лично ему (или для его близких). И действует сразу, как только поймёт это.
4. Понимает людей. Что для них важно, что нет. Может дать дельный совет, может быть очень понимающим собеседником.
5. Всегда думает наперёд. Старается спланировать - что делать, если что-то пойдёт не так, как он задумал.
К этому можно добавить крайне полезную способность находиться "здесь и сейчас", в отличие от умников, которые "витают в облаках".

Низкий практический интеллект - печальная вещь. Его признаки аналогичны:
1. Человек не умеет наладить быт.
2. Зависит от работодателя, т.к. является легкозаменимым на работе. Не делает попыток это изменить.
3. Неожиданные события ставят его в тупик, человек теряется.
4. Не знает людей. Не может понять, что для них важно.
5. Витает в облаках, не задумывается над тем, что будет, если всё пойдёт не так, как он ожидает.

Печальная картина, не так ли? Если заметили у себя (или своего ребёнка) признаки низкого практического интеллекта - нужно срочно принимать меры.
Развивать практический интеллект можно всё по тем же пяти пунктам:
Приучаться самостоятельно решать проблемы в быту, учиться готовить.
Обучаться востребованной профессии, стараться научиться делать то, за что люди готовы платить.
Продумывать свои действия наперёд, стараться предусмотреть все возможные варианты событий.
Общаться с людьми, пытаться понять их. Заодно эмоциональный интеллект разовьём.

С ребёнком проще. Всё впитывает как губка. Например, я спрашиваю у своей дочери: "вот мы идём в кино, а что мы будем делать, если кинотеатр закрыт и мы не сможем посмотреть фильм?". Постепенно доча соображает после всяких вариантов типа - "сидеть и плакать", начинают рождаться более адекватные планы действий. Остаётся следить и корректировать - чтоб это реально работало. Учим готовить, мыть полы, забивать гвозди. В общении с другими детьми стараемся объяснить - почему другие дети так поступают, сделать так, чтоб ребёнок сам начинал думать и понимать мотивы других людей. Это намного проще, чем кажется, дети просты, их мысли и мотивы - как на ладони.

С взрослым человеком сложней. Особенно, если это ты сам. Однако, развивать практический интеллект просто необходимо. Думаю, каждый сможет выделить - что важно развить именно ему и составить подходящий план действий. При желании развить практический интеллект до приемлемого уровня достаточно просто. Главное - делать.

Ну а если практический интеллект на высоте - могу только поздравить его обладателя:)