Тетрадь Натана. Часть 1

Вадим Гарин
На фото заглавная страница мемуаров Натана Альтеровича Герценштейна. Фото автора.

Предисловие.

                Поздний вечер. За окном ветер, завывая, гоняет январскую стужу. Вдруг появилось много свободного времени, о чём ранее можно было только мечтать! На столе под мягким светом настольной лампы передо мной обтрёпанная временем общая тетрадь.
                У нас в семье многие писали дневники.  Отец – его записи пропали, о чем я не перестаю горько сожалеть,  мама с бабушкой…Теперь я.
                Не удивился, когда узнал, что и в семье моего отчима Бориса Марковича Герценштейна тоже принято было записывать события жизни, которые в свою очередь выливались в мемуары.
                Мемуары, как жанр, коварнее дневниковых записей: в них автор вспоминает события давно минувших дней и смотрит на них сквозь призму времени, своего жизненного опыта и избирательности человеческой памяти. В мемуарной литературе необходимо учитывать, что это удел в основном публичных или просто известных людей. Кому интересно читать о событиях жизни рядовых?  А известные люди хотят выглядеть достойно со страниц своих мемуаров.
                Фаина Раневская, по этому поводу как-то заметила: «Писать о себе плохо – не хочется, а писать хорошо неприлично».
                Кроме этого субъективного фактора, есть и вполне объективные психологические защитные механизмы, своего рода иммунитет. Я уже не говорю о сознательном искажении событий и их мотивов в угоду определенной конъюнктуры. Н.А. Бердяев в книге «Самопознание» писал:
                - «Воспоминания о прошлом никогда не могут быть пассивными, не могут быть точным воспроизведением. Память активна, в ней есть творческий, преображающий элемент и с ним связана некоторая неточность воспоминания. Память совершает отбор: многое она выдвигает на первый план, многое же оставляет в забвении, иногда бессознательно, иногда же сознательно».
             Дневники этим грешат на порядок меньше, однако до конца не исключают тех же недостатков. Достоверность их выше, но персона автора семейных дневников никому неизвестна, а значит и не  интересна читателю. В этом случае не личность автора, а описываемые события выходят на первый план. Они должны увлекать, быть достоверными и, нести определенную информацию так сказать из первых рук. В этом, на мой взгляд, и состоит привлекательность дневников для широкого круга читателей.
                После смерти отчима, на 93-ем году жизни, у которого все предки были местечковые евреи, осталась старая тетрадка в черном коленкоровом переплете, которую мне передал мой брат. Я долго не брал ее в руки – мы с отчимом не очень  ладили. Но когда я открыл ее и начал листать, то понял, что имею дело с любопытным документом. Это был дневник его деда Натана Герценштейна, который родился в г. Радомысле Киевской губернии 14 мая 1854 года (по старому стилю). На первой странице тетради каллиграфическим почерком с красивыми завитушками было выведено:


Автобиография
и мемуары
Члена Волынской Губернской
 Коллегии защитников
Герценштейна Натана Алтеровича

г. Радомысль. Волынской, бывшей Киевской губернии.


                Пробежав глазами по страницам, я окунулся в неведомый для меня мир патриархальной еврейской местечковой семьи, династии юристов в пятом поколении, проживавших на Украине в уездном городе Радомысле Киевской губернии.  Они стали свидетелями событий, значимых не только для них самих, но и для всей страны. Отдельные эпизоды дневника, которые, как мне показалось, могли быть интересными не только родственникам Натана Герценштейна, но и для широкого круга читателей, которые я и постараюсь  привести со своими комментариями. Кроме всего было жалко бросить такой документ, предать его забвению.    Жанр документа остался до конца мне непонятен, так как, несмотря на заглавие на первой странице далее по тексту было отмечено:
                - «С самого юного возраста в течении более 50-ти лет до 1920 г. я периодически отмечал на бумаге жизненные приключения и всякие эпизоды…»
                То есть дневник это или мемуары сказать трудно. Скорее всего, и то и другое. И последнее: комментируя мемуары Натана Герценштейна, мне пришлось изучить географию и краткую историю описываемых событий, без  чего современному читателю будет трудно понять о чём идёт речь.


 
Глава 1. Детство. Юность

                Натан Герценштейн родился в  городе Радомысле, расположенном в районе северного Полесья Украины. Это места наравне с Житомиром, Бердичевым, Овручем, Коростенем, Яновым, Чернобылем находились в черте постоянной еврейской оседлости* (тхум ха-мошав ивр.), где с давних пор еврейское население составляло более 60 процентов |1|.
                Город Радомысль (Радомишль) имеет древнюю историю и она настолько любопытна и содержательна, что, несмотря на уход от основной темы мемуаров, я не мог, хотя бы в сжатом виде, не рассказать о ней. Впервые о Радомысле упоминается в летописях 1150 года, когда князь Владимир Володаревич Галицкий - последний в роду младший сын Володаря Ростиславича после войны с венграми по  пути домой взял город "на щит" и потребовал большой выкуп. С городом связано много исторических событий древней Руси. Он располагается на крутой возвышенности, ограниченной сплавной рекой Тетерев и впадающими в нее реками Мыкой и Сухарной. Прежде город был на другом месте, между реками Мыкой и Тетеревом в девяносто километрах от Киева.
                На древнем гербе города щит, на котором изображена церковь, а внизу тройка летящих голубей, которые несут в клювах пылающую паклю. Это отображение событий из жизни древней столицы восточно-славянского племени древлян Искоростеня (впоследствии город Коростень), который сожгла в свое время киевская княгиня Ольга, отомстив за смерть убитого древлянами мужа с помощью птиц.
                В Третьяковской галерее находится рисунок В.И. Сурикова «Ольга встречает тело убитого мужа», где изображена княгиня,  её малолетний сын Святослав и тело князя лежащего на знамени. Рука Ольги простёрта к дружине взывая к отмщению.

                Есть разные версии смерти князя: самая знакомая нам это его убийство древлянами за непомерную жадность при сборе дани.
                Не хочется вносить в эту древнюю историю ноты натурализма, однако, несмотря на то, что Суриков, увидел именно так финал этой трагедии, на самом деле древляне казнили князя страшной казнью: они привязали его к двум согнутым вершинам деревьев и он был разорван на части, так что если бы они и выдали Игоря Ольге, то все это имело бы далеко не суриковский  вид.

                Ольга жестоко отомстила древлянам: согласно Повести Временных Лет первую депутацию древлян с политическим предложением выйти замуж за их князя Мала, она бросила в яму вместе с ладьей и засыпала ее, похоронив их всех заживо, вторую депутацию сожгла в бане. Третьей депутации послов Ольга ответила, что «первые две идут за ней в дружине мужа моего» и перебила их всех!
                Особенно коварно она отомстила им в четвертый раз: Она осадила древлян со своей дружиной и заявила им, что больше не желает им мстить:
                - «Хочу взять с вас мало, заключив мир, уйду прочь… Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу с вас мало:  от каждого двора по три голубя и три воробья. Не возлагаю  тяжкую дань, как муж мой. Вы изнемогли в осаде, оттого прошу мало».
                Этот повтор слова «мало» Ольга использовала как каламбур: древлянского князя звали Мал. Таким образом, она коварно потребовала всей их независимости! Дальнейшее известно: Ольга приказала привязать к ногам птиц зажженную паклю и птицы, прилетев домой спалили весь город древлян. В 946 г. Ольга присоединила их к Киевскому княжеству |2|. 
                Именно город Радомысль использовался в качестве военного лагеря киевской дружины, откуда и начался главный поход княгини Ольги на Искоростень.
                В ХV1 веке город Радомысль входил во владения Киево-Печерской лавры. По указанию настоятеля лавры архимандрита Плетенецкого Елисея монахи построили там мануфактуру (папирню) по производству бумаги из крапивы. Там же он организовал типографию, где Елисей наладил печатания религиозных книг и учебников. Здесь в Радомысле находилась и его резиденция.

                Такова древняя история. А во время гражданской войны 1920-м году в Радомысль   вошла дивизия под командованием А. Голикова, известного больше как писатель Аркадий Гайдар. Тогда же возле Радомысля произошло одно из последних сражений гражданской войны. Дивизия Гайдара схлестнулась с конницей поляков. В кровопролитном сражении последние потерпели поражение и отступили к Малину.
                В том же 1920-м году в Радомысле чекисты разоблачили самого настоящего... японского шпиона, который пытался установить связь с местной резидентурой германской разведки. Именно Радомысль, аж до начала 30-х годов оставался своего рода "столицей" резидентур практически всех разведок мира, работавших на территории УССР. Почему так происходило? Видимо, потому, что Радомысль являлся относительно спокойным городом расположенным рядом со столицей Украины, в котором можно было не опасаться привлечь к себе внимание со стороны советской контрразведки.
                Вошедшие в июле 1941 года в город фашисты организовали в Радомысле разведшколу абвера. Есть данные, что именно здесь проводили свои тренировки немецкие спецназовцы дивизии специального назначения абвера "Бранденбург". В 1943-м году она была уничтожена советской диверсионной группой ОМСБОН, командиром которой являлся знаменитый итальянский коммунист Пальмиро Тольятти, чье имя носит город на Волге |3|.



                Отец Натана Альтер (1836-1902г.), был уроженец города Овруча, находящегося в ста пяти километрах от города Чернобыля Волынской губернии, а мать из города Винница Подольской губернии. Альтер был законоведом, заместителем головы городской думы и председателем сиротского суда. По мужской линии они происходили из выходцев Пруссии и фамилия Герценштейн в переводе с немецкого означает каменное сердце. В Курляндии до сих пор встречаются фольварки под названием Герценштейн.
                В пять лет Натан с родителями переехал в город Овруч к дедушке, бабушке и многочисленным родственникам. Его дед Абель Мордухович ранее был тоже в свое время членом городской думы и председателем Сиротского суда. Кроме того он занимался широкой винной торговлей. Дедушка поселил их в дворовом флигеле – особняке, где они, как отмечает Натан  «не имели ни малейших затруднений».

                «В 1861 и последующих годах, - пишет Натан, - в Полесье происходили польские восстания и в окрестностях Овруча был центр их действий. Для подавления их из России были введены войска и во время оккупации этой местности папа с дедушкой с подряда от военного ведомства доставлял для войсковых частей всякие провианты».

                Надо думать, что деятельность семьи Герценштейнов приносила немалый доход.

                События, о которых вскользь упоминает Натан,  имели серьёзные последствия в жизни Российской империи. Дело в том, что западная Украина, где польское население занимало значительную часть территории в образовательной, экономической и социальной сфере продолжали подчиняться традиционным для системы Речи Посполитой правилам, хотя и с определенными отклонениями от нормы.
                Первое польское восстание 1830-1831 гг. произошло по  причине принятия решений Российской империи о закрытии «польских» по содержанию и характеру образования Виленского университета и Кременецкого лицея на Волынском Полесье  |4|.

                Некоторые группы поместной шляхты хотели восстановления польского государства в границах 1772 г. (т. в. с включением в него литовских, белорусскихи украинских земель). Не обошлось и без идей русской революционной демократии, отстаивавшей право польского народа на независимость и горячо ратовавшей за совместную борьбу народов России и Польши против их общего врага - царизма. «Мы хотим,- писал в «Колоколе» Герцен, - независимости Польши, потому что мы хотим свободы России. Мы с поляками, потому что одна цепь сковывает нас обоих».
                Ранней весной 1861 г. массовое крестьянское антифеодальное движение охватило свыше тысячи деревень. Крестьяне отказывались выходить на барщину, требовали ее безвозмездной отмены и признания за ними права собственности на обрабатываемые ими участки.
Ценой огромного напряжения сил царю удалось подавить восстание в Польше. Были пущены в ход беспощадная расправа, казни, высылки жителей в другие районы России |4|.
              Вот этим частям Российских войск, стоявшим в г. Овруче Герценштейны и доставляли вино и провиант.
                Осенью 1863 г. в Овруче произошел опустошительный пожар, затронувший весь город, который сплошь был деревянным.
                Вот как освещает это событие Натан: «город был объят пламенем со всех сторон и сгорел дотла, уцелела лишь его далекая окраина. Во время бегства в безумии от пожара я, не знаю причины, разъединился с нашей семьей и примкнул к другим родственникам. Пожарище согнало нас в лесок под названием «Болявский». Папа и мама целую ночь, отчаялись моим исчезновением, хотя инстинктивно не допускали мысли, что я поглощен пламенем. Пожар бушевал целые сутки, после чего я разыскал своих родителей за городом со своими пожитками. Мое появление погасило их горе и отчаяние. С наступлением холода мы ютились, где только можно. Потом нас пустили в избу  владельца Яблонского, находящуюся на опушке вышеназванного леска. Однажды  мы испытали там неописуемые волнения и огорчения: братик Мотеле-Марк внезапно исчез, все поиски не дали результатов, а ему шел 6 год от роду! На поднятую набатную тревогу собрались родные и близкие во главе с дедушкой и бабушкой. Раздавались голоса и мнения, судили-рядили и остановились на том, что мальчик, играя с товарищами, забрел в горелый город и где-нибудь, на пожарище упал в развалившийся погреб или развалину ледника и там находится в беспомощном положении. Запаслись лопатами, шестами, лестницами и фонарями  - ночь была очень темной, и отправились всей вереницей. Искали до утра в пепле и золе. Отчаявшись, пришли домой. Папа полез на чердак за бельем, и к удивлению там оказалась наша потеря – мальчик реб-Мотеле преспокойно спал на чердачном песке и храпел. Когда папа его разбудил, так он еще капризничал. Молодец!

                Мое воспитание, как детское, так и юношеское, - вспоминает Натан, -  шло в ортодоксальном направлении. Я изучал науки, свойственные еврейскому народу провинциальной черты его оседлости: талмуд со всеми к нему комментариями, теологию (богословие), законы веры и всякие другие традиции до головокружения. Мои учителя подбирались из клерикалов – прагматического лагеря и вскоре среди своих товарищей и всего городка по своим научным знаниям я выделялся. Древнееврейским языком я владел в совершенстве и на нем свободно писал».

                Система образования детей евреев пусть вас не удивляет. Она была принята в очень древнюю эпоху и служила важнейшим фактором, определяющим жизнь народа. Дом Учения у евреев во все времена был важнее синагоги, а со временем стал синонимом ее. В противоположность народам, оставлявшим детей бедняков без образования, а детей богатых отдававшим на воспитание своим рабам, евреи сами, выполняя эту святую обязанность, обучали своих сыновей или отдавали их в учение к достойным мужам еврейской общины. Изучение Торы — это мицва (Евр. Заповедь), которую каждый еврей обязан выполнять сам и в отношении своих сыновей. Позднее эта мицва стала также функцией общины. На нее возлагалась обязанность строить Дома Учения и содержать учителей. Так что каждый бедняк получал образование. Бедные семьи могли получить помощь общины. Она могла выражаться в денежных знаках, которые каждый еврей отчислял на благотворительность в размере 10% от дохода, однако евреи считали, что лучше бедному «дать удочку», чтобы он мог поймать рыбу, чем дать ему бесплатно эту рыбу!
                Воспитание и обучение детей были с самого начала обязанностью семьи. В библейских книгах, особенно в Притчах, часто говорится о воспитании, которое отец обязан дать сыну. Говорится также о долге матери воспитывать детей. Однако уже в библейский период воспитание и обучение находились в руках учителей, как сказано в книге Псалмов (CXIX.99): «От всех учителей моих набрался я разума». Учитель назывался «меламед», «морэ» или «мэвин», а ученик — «талмид».
 
                В описываемое Натаном время система образования детей в еврейских общинах** не претерпела значительных изменений по сравнению с эпохой Талмуда, однако в нем стало заметно влияние народов, среди которых жили евреи. Получив исконное еврейское образование, юноша мог заняться другими науками только по достижении восемнадцатилетнего возраста. С усилением гонений на евреев они все больше сосредоточивались на изучении Торы и Талмуда, с целью защиты от влияния культуры окружающих народов.
                Дом дедушки и бабушки Натана, проживавших в городе Овруче «служил объединяющим звеном для всех их детей и множества внуков и внучат. Там  происходили сборища для дружеских встреч и бесед, а так же и для шахматных турниров и местом детских шалостей.
                Далее, пропустив рассказы о шалостях детей, которые иногда были небезобидными, впрочем, как у всех и время провождение, перехожу к более зрелым юношеским годам и исправлению огрехов ортодоксального образования, которое мало способствовало жизненному устройству в царской России.
                Между всей нашей компании, теплой и родной, - пишет далее Натан, -  выделялась как центральный цветок в букете по красоте, изящности, развитости и толковитости, двоюродная сестричка (кузина) – дочь сестры отца моего, девушка Ревека Соломоновна Зильберштейн, которая в наших семейных собраниях принимала активное участие и пользовалась большой популярностью. Ее-то, от великого до малого, стали прочить мне в невесту. Мы вскоре изъявили взаимное согласие. Ей тогда было 14, а мне 16 лет. От слов до дела оказалась небольшая область: родители наши заключили по этому предмету транзитную сделку «помолвки», которая была помпезно отпразднована, а через три года, а именно 20 июня 1873 года нас обвенчали».


Примечания по главе:

* Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговоренных городах и местечках, но не в сельской местности. Результатом этих ограничений, а также ограничений в выборе профессии, явилась чрезвычайная скученность еврейских ремесленников и их семейств в местечках в пределах черты. (Запрет не распространялся лишь на купцов первой гильдии, но только после 10-летнего пребывания в гильдии в пределах черты оседлости), лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал; цеховых ремесленников т.е. сословные учреждения; отставных нижних чинов, поступивших на службу по рекрутскому набору и крещеных евреев.

**  Когда я прочитал в дневнике Натана о еврейских общинах на Украине, а потом справку о том, что еврейское население городов Полесья, особенно Киевской, Житомирской, Волынкой губерний составляло 60-70%, я, естественно заинтересовался откуда на Украине и вообще в России евреи . Просматривая материалы по интересующему вопросу наткнулся на писателя Феликса Канделя |5|, который приводит данные о количестве евреев в СССР, полученные в результате переписи населения в 1989 г.
                В графе "национальность" один миллион четыреста пятьдесят тысяч человек записали - еврей.
                Ашкеназы - составляют сегодня 95 процентов от общего количества евреев Советского Союза. Это, в основном, евреи России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Прибалтики. Ашкеназы - это потомки тех евреев, что жили в средние века на территории теперешней Германии, в особенности - по берегам Рейна. Затем они стали селиться в Польше и Литве, потом они попали в Россию, но название "ашкеназы" сохранилось и по сей день. Когда-то евреи называли Германию - "эрец Ашкеназ", а отсюда и ашкенази - это немецкий еврей или потомок немецкого еврея. Во второй половине прошлого века Россия заняла территории Средней Азии, и часть среднеазиатских евреев стала подданными русского царя. В первой половине прошлого века Россия распространила свою власть на Кавказ и Закавказье, и ее подданными стали горские и грузинские евреи. В 1812 году, после присоединения Бессарабии, очутились в России бессарабские евреи. Крым - 1783 год - вошел в состав Российской империи, и крымские евреи - тоже. 1772-1795 годы, три раздела Польши - и огромные количества евреев Белоруссии, Литвы, Польши, Украины и Курляндии оказались на русской территории. Но и до этого, еще раньше, евреи-купцы приезжали торговать в Россию, - если их, конечно, туда впускали. Евреи-одиночки приезжали в Россию работать - врачи, аптекари, мастера разных ремесел, и некоторые из них приживались и оставались навсегда, а некоторых изгоняли или убивали. Но бывали на этой территории и такие периоды, совсем уж в давние времена, когда не было еще Российской империи, не было еще Московского княжества, не было Киевской Руси, а евреи уже приходили на эти земли и поселялись там. В Средней Азии, к примеру. В Крыму. И на Кавказе».
                В своей книге Ф. Кандель пишет и о трех разделах Польши (1772-1795 гг.). )  Прусское королевство, Российская империя и Австрийская империя произвели раздел территории польско-литовского государства. при которых еврейское население оказалось на территории Украины, а значит и России.
                В результате Третьего раздела Россия получила литовские, белорусские и украинские земли к востоку от Буга и линии Немиров-Гродно, общей площадью 120 тыс.км2 и населением 1,2 млн человек, в том числе примерно 800 тыс. евреев, проживавших на этих территориях.

Использованная литература и средства электронной информации:
1.Редакция электронной еврейской энциклопедии «Ежевика». Черта оседлости http://www.eleven.co.il/article/14679

2. В. Бутромеев. Мифы и легенды древних славян. http://cscagg.ru/article/princes/?ELEMENT_ID=123

3. . Радомысль – древнейший город житомирщины
http://zwiahel.ucoz.ru/novograd/jitomirskaja/radomishl.html

4. Польское восстание. https://ru.wikipedia.org/wiki/(1830)
5. . Феликс Кендель. «Очерки времен и событий из истории российских евреев» Научный редактор Марк Кипнис; Ассоциация Тарбут"; Иерусалим 1988г.


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/06/07/1946