Язык жестов. Гималайские заметки

Власов Тихон
       Среди зелени сосен и голубого неба вдруг пронзительной белизной сверкнула вершина горы. Деревья местами скрывали её гигантское тело, разрыв планов был огромен, но тем загадочнее и фантастичнее было это зрелище. Чем-то холодным и неземным веяло от гигантской стены Ламджунга и Аннапурны, уж очень резко она преградила нам путь. Стало понятно, что скоро мы покинем хвойные леса умеренного пояса.
       Но пока еще было тепло, показались первые домики деревни в ущелье.Детишки встречали туристов первыми, они кричали, протягивая руки: "Пен!Пен!". Некоторые были совсем малы и, судя по чумазости, в школу не ходили, не очень понятно, зачем им были нужны авторучки, возможно просто за компанию со старшими они требовали своеобразной дани. Нас обогнал всадник в меховой шапке, лошадь была маленькой и мохнатой, седок спешил и отчаянно хлестал ее плетью, она ускоряла тряскую рысь, но на галоп не переходила. Дети расступились, а один, совсем маленький мальчик, подобрал палку и, оседлав её, вприпрыжку поскакал за всадником. Здесь высоко в горах, среди узких троп, дети не видели автомобилей и как за много веков до этого считают самым привлекательным это образ всадника. Их сверстники из асфальтовых долин уже давно играют в шоферов.
       Мы угостили ребят конфетами, они сразу же, стали их поедать, внимательно глядя нам в глаза, не предложим ли мы еще чего. Но мы двинулись вперед, они побежали рядом
что-то крича.
       Не молодой уже непалец, догнал нас. Как и все мужчины высокогорья, он нес тяжелый груз. Широкий ремень пересекал его лоб и удерживал большую корзину сзади, он твердо и быстро шагал, сильно согнувшись вперед. Поравнявшись со мной, он повернулся и, улыбнувшись беззубым ртом, произнес привычное:
      -"Намасте" - Здравствуйте.    
      Носильщик шикнул на галдящих детей и попытался заговорить со мной по непальски.
      Трудно сказать, на что он рассчитывал, видимо просто поймал мой взгляд.  Зная, что я и по-английски разговариваю еле-еле, мои спутники с сомнением наблюдали за этими переговорами на неизвестном никому языке.
      - Ну, что он тебе поведал? - с иронией они спросили меня
      - Что это его дети, что он переночует дома в деревне, что завтра утром он пойдет вверх, к Манаслу, что там, на высоте, холодно... Что еще у него узнать?
      - Как он тебе это сказал?!!!
      И тут я задумался, а, действительно как? Сначала я даже не сообразил, как я это понял, настолько естественным и очевидным мне это показалось.
      Древний язык жестов, восходящий еще к тем временам, когда, наверное, не было еще языка строителей Вавилонской башни. Когда люди звуками только привлекали к себе внимание, а рассказ шел в изображении руками тех действий, о которых хотелось поведать. Сон, еда, направление пути, поза зябнущего человека - все эти совершенно привычные жесты присущи нам от сотворения Адама и не менялись в веках, это объединило меня и далекого непальца и объединяет до сих пор с давно исчезнувшими народами. Единство всегда укрепляет, это незамысловатое открытие обрадовало меня именно своим живым, ощутимым воплощением. Носильщик по моему лицу догадался, что я все понял и заулыбался, я радостно помахал ему рукой.
     Дети бежали впереди и приближались к большим, сложенным из дикого камня
воротам, украшенным трепещущими разноцветными флагами. Тонкие полотнища их развевались на фоне снежной вершины, ветер отрывал некоторые флажки и уносил прочь.....