О рисунке

Гаянэ Добровольская
"Автопортрет с набросками", работа автора

Художники меня поймут.

Мои отношения с Рисунком были непростые…
Помню в 8 классе я записалась во взрослую изостудию во дворце культуры профсоюзов и целый год два раза в неделю по вечерам усердно рисовала карандашом постановки из драпировок и гипсовых фигур (кубов, пирамид, шаров, призм) и т. д.  А по воскресеньям – писала натюрморты акварелью. Рисовала я тогда без затей, просто как видела, с тенями, полутенями, рефлексами, бликами. И читала , читала про художников!!!!
И в один прекрасный день я обнаружила…  что мне разонравился И. Глазунов (1). В другой день – страшно понравился Матисс (2) (который до этого был совершенно непонятен). Пошло-поехало! Импрессионисты (3)! Постимпрессионисты (3)! Экспрессионисты (4)!!! Я поняла, что совсем необязательно писать картины как передвижники (5)! Можно в картинах выражать что-то такое…  в словах невыразимое… 

И вот тогда-то я услышала про КОНСТРУКТИВНЫЙ рисунок.  Так рисовали в Строгановке. Никто мне не объяснил, что, собственно, это такое. Художники вообще не мастера объяснять. Они все больше «чувствуют».

И что же чувствовала я?
По моим смутным ощущениям КОНСТРУКТИВНЫЙ рисунок, это был какой-то такой непростой рисунок, который передавал некую суть всех предметов, а не только их видимую поверхность, даже совсем – не видимую поверхность. Не надо было изображать такие случайные вещи как освещение, падающие тени, цвета (в черно-белом рисунке – это были разные по светлоте тона предметов). Штрих надо было класть по форме! Штрих должен был выражать суть формы, объема и пространства. В общем , в голове у меня образовалась та еще каша из понятий и ощущений.

Я обрадовалась, что не надо пыхтеть над тенями-полутенями-рефлексами-бликами на гипсовых пирамидах и кубах (мне уж это порядком надоело тогда), и стала пытаться с помощью штрихов передавать свое понимание формы и пространства…
Однажды целое занятие так рисовала постановку из куба и шара… Направление всех поверхностей сторон куба, круглящуюся поверхность шара, и – пространство вокруг этих предметов!  К концу занятия обнаружила, что вся поверхность листа покрыта штрихами одинаковой интенсивности, и невозможно ничего толком разглядеть. Так я поняла, что в моих представлениях о конструктивном рисунке что-то неправильно, и надо немного вернуться к реализму…. Мой рисунок стал… Не помню каким… Наверно, плохим, но, думаю, выразительным. Что-нибудь в духе Ван Гога.

После школы я поступила в Художественное Училище.  Я проучилась там два года. Смутно помню занятия по рисунку: какие-то пыльные натюрморты из тряпок, крынок и чучел птиц. Преподаватели заходили, говорили два слова и уходили. Вообще, они все больше сидели в «Рваных парусах». Так мы, студенты, называли кафе «Дружба», которое находилось напротив Училища. Хотя сами пили, кажется, здорово, уважали мы больше тех преподов, которые не были никогда замечены под тентами «Рваных парусов».

Я бросила Училище и поступила в Текстильный институт. На экзаменах даже получила по рисунку пятерку. Вышло все так. Я немного опоздала к началу экзамена, и все «хорошие» места оказались заняты, свободен был только ракурс в профиль.  Я его и заняла. А натурщица была – старуха , какая-то выразительно- аристократичная, и свет из окна красиво «лепил» формы  ее лица. Я вдохновилась и , не мудрствуя лукаво, нарисовала, как видела

Но потом начались занятия, нам сказали, что рисунок должен быть ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫМ. Линейным, так линейным, я начала рисовать одними ЛИНИЯМИ  и получила двойку на первом же предварительном просмотре. «Покопируйте образцовые рисунки», - посоветовали мне. Я покопировала то, что висело в коридоре факультета прикладного искусства. Ничего сложного  там не было. Я поняла, что не надо обращать внимание на слова. Рисунки самые обыкновенные, но как бы оставлены на стадии построения. Светотень только слегка намечена. Считалось, что этого достаточно для художников-текстильщиков

В общем, я перестала париться из-за терминологии, и рисовала, как бог на душу положит. Тем временем… Меня выгнали из Текстильного Института (это другая занимательная история, с учебным процессом почти не связанная)… Я не буду сейчас рассказывать о том, что со мной после этого случилось. Скажу только, что когда я поступила на Худфак Технологического Института, мне был интересен только рисунок АКАДЕМИЧЕСКИЙ. А про КОНСТРУКТИВНЫЙ я слышать не могла.

Мне повезло… Рисунок у нас преподавал отличный человек и педагог Евгений Васильевич Николаев. Он был скульптор-камнерез-анималист, ученик Ватагина. А главное, сам он учился рисовать еще в сталинское время, когда всем-всем-всем старались дать академическую подготовку.

А теперь скажите мне: разве академические рисунки – не конструктивны? Разве по работам Александра Иванова (6) или Лосенко (7) нельзя слепить скульптуру?  Я уже ясно понимала, что мне не интересно делать условные изображения предметов, когда форма сведена к  сочетанию простых геометрических объемов, как это делают в Строгановке. Стала  интересна ЖИВАЯ ПЛАСТИКА!

Николаеву мои рисунки нравились! Он меня все время хвалил. Мне это так нужно было… Конечно, они не были по настоящему академическими. Для этого нам давали недостаточно времени, ведь это был факультет ПРИКЛАДНОГО искусства.

*******
А потом вот что было. То ли на третьем, то ли на четвертом курсе… В Москве проходила выставка художника Рудольфа Хачатряна (8). Красивые эффектные портреты, нарисованные СЕПИЕЙ НА ЛЕВКАСЕ. Ничего особенного, по правде сказать. Сейчас семьдесят процентов Арбатских мастеров работает так или примерно так. Но тогда основная масса художников работала иначе. И работы Хачатряна производили впечатление.
И вот мы все посмотрели эту выставку. Мне показалось, что хитрого особо ничего нет. Штрихи аккуратно положены, Большая Форма в общем-то чувствуется; в основном красивые девушки нарисованы в несложных позах, да и все.

И вот обсуждаем мы с сокурсниками эту выставку в институте , все восхищаются. А я и сказала, что мол ничего особенного, руку набить можно быстро, чтобы так рисовать. Моя подружка заявила: «Нет! Ты так не можешь». Я жутко завелась! И заявила, что за месяц смогу так набить руку, что сделаю рисунки не хуже чем у Хачатряна (Меня заводило еще и то, что художник был мой однофамилец, так как  Хачатрян – моя девичья фамилия).
Короче, заключила я пари (со всей нашей керамической группой), что через месяц  предоставлю рисунки НЕ ХУДШЕГО, чем у Рудольфа Хачатряна, качества.  На стипендию. То есть я отдаю стипендию, если проигрываю. Что бы я получила в случае выигрыша,  не помню

Я пошла еще раз на выставку и спросила у Автора, который там присутствовал, как он делает левкас? «Да обычно, мел и клей», - ответил Маэстро.
«Отлично», -подумала я, - загрунтую оргалит.»
А вот где взять загадочную СЕПИЮ? Это сейчас ее запросто можно купить, а тогда мы про такие изыски слыхом не слыхали.
Я стала пробовать то, что было мне доступно: цветные карандаши, например (этот портрет потому и нарисован «на пробу» цветным карандашом)

Подруги, которые верили в мою победу, позировали мне самоотверженно. Я для тренировки начала рисовать их простыми графитными  карандашами…
Потом знакомый, который работал на Художественном комбинате на Калужской, «достал» мне сепию (она продавалась в киоске при комбинате, но продавали ее только членам Союза художников). Оказалось, это карандаш такой!
Еще оказалось, что исправлять  рисунки, сделанные на левкасе, просто: вместо ластика служит абразивная шкурка-нулевка. Какие-то светлые места можно процарапать. Никакой мистики, короче.

Дальше вышло вот что: на работе (а я подрабатывала кружководом в Доме пионеров) мне объявили, что надо срочно сделать выставку детских работ. Я провозилась с подготовкой выставки. Грунтовать оргалит начала за неделю до окончания срока пари. Пока левкас высох… Короче, не успела я… Пришлось стипендию отдать

Пропили её. Всей группой.
Как раз было 8 Марта.
«Джентльмены» у нас в группе  были не ахти какие джентльменистые. А тут захожу я в нашу мастерскую, а там… «поляна накрыта», и относительно богато! И со мной все – такие вежливые и предупредительные! Я не поняла сперва, с чего бы это. И вот, отмечаем мы Женский праздник.  И что-то мне всё подливают и подливают. И как всегда,  от портвейна мне стало плохо. И через дурноту я вдруг слышу голос одного из сокурсников, Вовы Ковалева: «Да она же жадная! Решила хоть так себе деньги вернуть!» Тут до меня дошло, почему это они так расщедрились. Это ж моя стипендия  пропивается. И Вова решил, что я таким образом (упившись портвейном) пытаюсь вернуть себе хотя бы часть потерянных денег

Портреты подруг я им и подарила. Остался у меня этот автопортрет. Остальные почеркушки я сделала много позже, году в 2000. кажется. Просто пробовала разные материалы, как они на левкас ложатся

Примечания.

1 - Илья Сергеевич Глазунов (род. 10 июня 1930, Ленинград) — советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова
2 - Анри Матисс (фр. Henri Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) — 3 ноября 1954, Ницца, Франция) — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.
3 - Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть  реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
    Постимпрессионизм – (фр. postimpressionisme, от лат. post – после, т.е. после импрессионизма) – собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца XIX в., возникших вслед за импрессионизмом.
4 - Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.
5 - Товарищество передвижных художественных выставок — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. ...
6 - Александр Андреевич Иванов (1806—1858) — русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу»
7 - Антон Павлович Лосенко (укр. Антон Павлович Лосенко, 30 июля (10 августа) 1737, Глухов, Гетманщина — 23 ноября (4 декабря) 1773, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский живописец украинского происхождения, ученик Ж. М. Вьена. Представитель классицизма, основоположник русской исторической живописи.
8 - Рудольф Лорисович Хачатрян (4 марта 1937, Ереван, Армянская ССР, СССР — 15 августа 2007, Ереван Армения) — советский и армянский живописец, график и скульптор.