1917 год от Р. Х. смена парадигм

Георгий Асеев
          Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: "Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещается на земли о всяцей вещи, – еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех. Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их".
          Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим, согласившимся просить Тя об умножении любви и искоренении всякого зла и ненависти в России, о спасении и благополучии страны нашей, о вере, мудрости и укреплении властей и воинстве страны нашей, о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей, да в мире и безмолвии поживем во всяком благочестии и чистоте, яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

          Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет!(Гёте)

         
          Реплика публициста Григория Евгеньевича Исаева «Русский путь в XX веке: Белое движение к истокам Святой Руси» по теме Круглого стола «Диалог с историей: мы и российская революция 1917 года», организованного Российским военно-историческим обществом в Московском Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре в рамках форума «XXV Международные Рождественские образовательные чтения  1917 - 2017: Уроки столетия». Москва, 24 января 2017 года», посвящённого развитию взаимодействия Церкви, государства и общества в деле образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания и иных значимых направлений церковной и общественной жизни.

          Известный американский физик, философ и историк науки Томас Самюэль Кун (1922–1996) в своей книге «Структура научных революций» изложил концепцию философии науки с её извечным основным вопросом: что первично дух или материя? Просвещённая часть общества (аристократия ума), в лице научного сообщества (интеллигенция), генерирует и распространяет в общественном сознании определённые парадигмы (термин обозначает совокупность убеждений, ценностей, технических средств данного общества). Подавляющая масса граждан исходит в своей жизни из моделей поведения, продиктованных господствующей парадигмой и усвоенных в процессе воспитания и обучения, часто, в отличии от интеллектуалов, даже не зная какие именно характеристики придали этим моделям нормативный статус общественного правосознания.         
           Согласно Куну, любая парадигма проходит в своем развитии три стадии: генезис (формирование иерархии ценностей), стабильность (абсолютная идеологическая доминанта), кризис (относительная идеологическая доминанта). Исторический процесс, в концепции Куна, представляется как диалектическая смена парадигм. Смена парадигм совершается через революции, происходящих путём радикального слома новой системой ценностей прежних традиционно-господствующих доктринальных устоев. Несовместимость парадигм связана с тем, что новая парадигма кардинальным образом изменяет не только уклад жизни общества, но и способ интерпретации истории, в частности событий 1917 г.
          Итак, тысячелетняя отечественная парадигма «Святая Русь» от момента Крещения Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром до времён расцвета Российской империи при святом страстотерпце императоре Николае II всегда оставалась идеалистической (христианской по сути), но не всегда выступала как абсолютная идеологическая доминанта.
          По поводу исторической миссии русского народа писатель-мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) в речи, произнесённой 8 июня 1880 г. в Колонном зале московского Благородного собрания в заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника   Александру Сергеевичу Пушкину (1799 – 1837) в Москве, провидчески изрёк: «Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, всё это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей. Если захотите вникнуть в нашу историю после петровской реформы, вы найдете уже следы и указания этой мысли, этого мечтания моего, если хотите, в характере общения нашего с европейскими племенами, даже в государственной политике нашей. Ибо, что делала Россия во все эти два века в своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой? Не думаю, чтоб от неумения лишь наших политиков это происходило. О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!»   
          В Откровении апостола Иоанна Богослова изложен эсхатологический смысл библейской синергии – свободное, любовное соучастие человечества в Божественном Домостроительстве. Православное мировоззрение предполагает свободное, деятельное волеизъявление человечества в выборе пути развития. Евангелие формулирует историософский смысл человеческого бытия – каждый человек, по сути своей, является со-творцом не только всеобщей истории, но и спасения всего рода человеческого.
          В качестве мировоззренческой деятельности общественного сознания (выраженной в культе духовных начал: либо светлых – созидающих, либо тёмных – разрушающих) религию можно рассматривать как способ познания мироздания, чему неразрывно сопутствует приобщение человека к национальной культурной традиции своего народа.  Для несотворенной Пресвятой Троицы невозможно найти имя, являющее Её природу, но все Её имена суть именования Её энергий.  Имя Божие есть Бог, но Бог не есть имя. Сущность Божия выше энергий Её, хотя эти энергии выражают сущность Имени Бога.
          Религия восстанавливает потерянную связь человека со Вседержителем. С этой целью возводятся культовые сооружения – места ритуального общения с Творцом, где возносятся молитвы к Всевышнему и совершаются сакральные таинства. Душа есть жизненный потенциал человека, воспринимающий животворную энергию Святого Духа; изначально обращена к совершенству, истине и добру. 
          Призвание человека – стать личностью (обоженной ипостасью): раскрыть Божий замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в сердце своём. И тогда в какой-то степени преобразится мир к лучшему! Ибо одухотворённая Божественной благодатью человеческая душа, добровольно исполняя волю Бога Вседержителя, самобытно, интуитивно, в меру ограниченных возможностей, материализует в своей земной жизни «трансцендентный идеал небесного совершенства».
          Русская парадигма «Святая Русь», преображённая учением о Нетварном Свете афонских исихастов, отличается интуитивным чутьём «идеала». Отсюда стремление русского народа к соборно-иерархической гармонии (в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь) в государстве, к одухотворённому единству содержания в многообразии форм общественной жизни, в которой каждый человек способен стать личностью. Здесь целью православного христианского государства является создание благоприятных условий (например, созидания сакральных пространств, таких как «Русская Палестина» в Подмосковье) для свободного обожения самовластной личности, т. е. для её уподобления Совершенной Личности Богочеловека Иисуса Христа – Великого Архиерея и Царя Славы.
            В 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре (http://www.patriarchia.ru/db/text/3692183.html) в своей проповеди сказал: «Святая Русь — это то, что мы называем метареальностью, то, что за границами человеческой реальности. Но если мы употребляем слово «реальность», значит, то, что находится за границей, имеет отношение к нашей повседневной жизни. И становится ясным, что Святая Русь — это неумирающий духовно-нравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала, его доминантой является святость.
            Удивительно, но что если задать простой вопрос: а где еще святость была основным, главным идеалом жизни людей? Ведь речь идет не о монастырях, не о закрытых группах людей, посвятивших себя служению Богу, — речь идет об огромном народе. Обычно у народа другие идеалы, связанные с земной жизнью, — идеалы богатства, власти, могущества. Но идеалом нашего народа была святость, это была общенациональная идея, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями — героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись люди — и князья, и бояре, и правители, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне. А из всех тех, кто воплотил в себя идеал Святой Руси, на первом месте — святой преподобный Сергий, игумен Радонежский».
             «Главная заслуга преподобного Сергия перед русской землей в том, что он поверил в саму возможность Руси стать святой, переступить через мирскую вражду и подчиненность иноверцам и увидеть Божественное призвание русского народа — стать полноправным преемником византийской христианской традиции, которая к тому времени уже приближалась к своему закат… В Византии греческий исихазм противостоял западному гуманизму; на Руси деятельный исихазм преподобного Сергия и его учеников стал источником собирания народа в единую духовную целостность — которая впоследствии получила наименование Святая Русь. Святость, состояние преображенности действием Святого Духа стали для наших предков главной ценностью. И в этом прежде всего заслуга преподобного Сергия...    Главное чудо преподобного Сергия — он сам. Человек, который ушел из мира — и стал центром Руси. Бежавший любой власти — и светской, и церковной — он стал абсолютным авторитетом в государстве и Церкви...    Преподобный Сергий открывает новый подход к пониманию святости: не традиционная для византийского Православия «эксклюзивная» святость, прежде всего пребывающая в тиши монашеской кельи, а святость всенародная, когда нет никакого чина или звания, дела или образа жизни, где было бы невозможным стяжание Божественной благодати и глубинного преображения жизни и самого человека, и всего народа.  Если бы не было в истории Руси преподобного Сергия — никогда не появилось бы и Святой Руси...  Феномен «русского духа» неотделим от Православия, а русское Православие — от образа смиренного монаха, примиряющего князей и вдохновляющего на защиту родной земли — преподобного Сергия. Его жизнь — объективное свидетельство силы личности, когда она освящена близостью к Богу…» (выдержка из интервью Святейшего Патриарха Кирилла, 2014 г.  – http://www.patriarchia.ru/db/text/3693883.html).
          Отсюда следует важнейший вывод: именно деятельная сила одухотворённых личностей святых претворила символический метареализм Святой Руси как харизматического искусства метафизических прозрений и мистических интуиций в историческую реальность. Реальное созидание Святой Руси в лоне Матери-Церкви есть преображение народа в «род избранный, царственное священство» (1Пет. 2, 9), «сохраняющее единство духа в союзе мира» (Еф.4, 3).  Христиане, участвуя и освящаясь в Церковных Таинствах, становятся «причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1. 4).
          Проводимые в России (XVI – XX вв.) царским правительством последовательные социальные реформы, касавшиеся решения стратегического вопроса о земле и воле, стимулировали благоприятные процессы в русском обществе: инициировали социальную мобильность, доблестную гражданскую активность, просветительскую и научно-практическую деятельность с целью значительного увеличения народонаселения, прежде всего русского, для рационального обустройства необъятных пространств Российской империи с учётом самобытности и природно-климатических особенностей губерний. Последним успешным исполнителем этой гигантской работы стал председатель совета министров  Российской империи  Пётр  Аркадьевич  Столыпин (1862 – 1911).         
          П. А. Столыпин охарактеризовал свою программу реформ следующим образом: «В основу их положена одна общая руководящая мысль, которую правительство будет проводить во всей  последующей деятельности. Мысль эта – создать те материальные нормы, в которых должны воплотиться новые правоотношения,  вытекающие из всех реформ последнего времени. Преобразованное по воле Монарха Отечество наше должно превратиться в государство правовое». В начале XX в. стержневой стала «столыпинская аграрная реформа». Выступая в ноябре 1907 г. перед депутатами Государственной Думы (в которой большинство составляли правые русские традиционалисты), П. А. Столыпин сформулировал суть аграрной реформы: «Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшения землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы». Его крылатое выражение «ставить ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных» актуально по сей день!
         Космополитическая компрадорская олигархия и интернационалисты люмпен-пролетарии – две стороны одной «капиталистической монеты». Устойчивой гегемонии нуворишей нужна аморфная, нищая, безземельная масса трудящихся!
         П. А. Столыпин утверждал: «Все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния – земли». «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»
         Всё возрастающая повсеместно с середины XIX в. апостасия (угасание веры и народного благочестия из-за увлечения «передовых слоёв общества» богоборческой марксисткой парадигмой, обещавшей безбожный коммунистический земной рай после победы мировой пролетарской революции) привела в 1917 г. воюющую с внешним неприятелем Россию, уже стоявшую на пороге победы над врагом, к революционной замене идеалистической парадигмы «Святая Русь» материалистической парадигмой «светлое коммунистическое будущее» и к краху Российской империи как православного самодержавного царства.
          Материалистическая парадигма научного коммунизма основана на постулатах о «первичности материи» – «бытие определяет сознание» и «классовой борьбе как двигателе общественного прогресса», где уровень развития производительных сил определяет преходящий тип производственных отношений. Эта парадигма, насильно утверждаемая её адептами в качестве абсолютной идеологической доминанты в течение всего советского периода отечественной истории, упорно игнорирует как «пережиток мрачного средневековья» духовную интенцию человека к богопознанию, оставляя его наедине со своим «вечно ненасытным чревом», оперируя абстракциями, вроде «удовлетворение растущих потребностей трудящихся масс».
          Горизонт видения перспективы общественного прогресса у сторонников исторического материализма не выходит за пределы внешнего описания «производственных отношений общественно-экономической формации» эсхатологических времён «воцарения антихриста».
          Согласно Апокалипсису, или Откровению любимого ученика Христа святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова –  последней  пророческой книге в числе Новозаветных книг Священного Писания – кульминация истории человеческого рода заключается не в явлении зверя-антихриста в лице мирового правителя с его пособником – лжепророком; а во Втором Пришествии  Христа Спасителя во славе на землю, в  брани Господа Бога нашего Иисуса Христа, Агнца  Божьего  со зверем  и воинством  его и погибели  последних, во Всеобщем Воскресении и Страшном суде; и  наконец,  в  открытии Нового Неба и Новой Земли: «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их ... И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истины и верны. И сказал мне: совершилось!
          Я есть Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Ап.21, 2-3, 5-7).
          Возрастающее число паствы Русской Православной Церкви, стремление   русского народа, рассеянного на постсоветском пространстве, к единению – наглядно свидетельствует о истинности диалектического закона «отрицания отрицания», демонстрирующего связь старого и нового в развитии, их борьбу и взаимное превращение друг в друга: на смену богоборческому отвержению иерархической Божественной симфонии мироздания вновь приходит евангельское понимание сотериологической ценности парадигмы «Святая Русь». Реальное созидание Святой Руси в лоне Матери-Церкви есть преображение народа в «род избранный, царственное священство» (1Пет. 2, 9), «сохраняющее единство духа в союзе мира» (Еф.4, 3). 
          После столетнего экспериментирования российское национальное самосознание вызрело к пониманию своего пути и определило новый вектор развития России – заимствованное марксистско-коммунистическое мировоззрение постепенно сменяется консервативно-патриотическим, на смену сырьевым приоритетам в экономике приходят инновационные, опирающиеся на свой исторический опыт.
          Вновь становятся актуальными мысли, изложенные в сочинении «Обновленная Россия» (1908г.), православного мыслителя, публициста, общественного деятеля, князя Александра Григорьевича Щербатова (1850 – 1915) о том, что «русская народность могуча своим христианством, своей самодержавной государственностью и своей творческой самобытностью». Формулируя главную идею этого «манифеста консервативного реформаторства», он писал: «Основная мысль настоящей книги в том, что вся будущность русской народности в ее самостоятельном обновлении. Руководствуясь великим своим прошлым, приспособляясь к современным условиям и пользуясь средствами и указаниями современной науки и современной техники, русская народность должна обосновываться в единении своем с Православной Церковью, всесторонне удовлетворяющей духовные и жизненные потребности приходской жизни, коренящейся в Церкви на началах соборности, вокруг Церкви на началах общественности. В государственном деле русская народность должна иметь своей целью пользу государственную при сильной верховной власти в лице неограниченного самодержавного Царя, Божьего помазанника, Верховного судьи и единого своего представителя, черпающего свою власть из Божьей благодати и непосредственного единения с русским народом».
          Опыт широкомасштабных реформ предыдущих поколений свидетельствует о пагубности классово-партийного разделения для консолидации гражданского общества на путях переустройства страны в условиях глобальной нестабильности. Для возвращения исконно русского обычая делового оборота нужно излечивать историческое беспамятство народа, возрождая проверенную временем парадигму «Святая Русь».
          В итоговом документе «Базисные ценности – основа единства народов», принятом на XV Всемирном Русском Народном Соборе, прошедшем 25 – 26 мая 2011 г. в Москве, указаны в качестве таковых: вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, милосердие, семья, культура и национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение и жертвенность.
           Говоря об актуальности темы XVIII Всемирного Русского Народного 11 ноября 2014 г. в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Чтобы люди, отвечающие за вопросы национальной политики, осознали, что русский народ является не просто полноправным, но важнейшим субъектом национальных отношений в России».
           В итоговом соборном слове, в частности, говорится: «Основой национального самосознания является единство исторической памяти. Перед лицом попыток противопоставить друг другу различные периоды нашего прошлого мы констатируем единство и непрерывность русской истории. Призываем соединить все самое лучшее и ценное из различных эпох нашей истории в великом синтезе религиозных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской Империи, социальных императивов солидарности и равенства, провозглашенных в советском обществе, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Подобную идеологическую модель можно описать формулой «вера — справедливость — достоинство — солидарность — державность». Мы верим, что такой мировоззренческий синтез рано или поздно произойдет, и его итогом станет созидание государственной модели, сочетающей сильную властную вертикаль с опорой на высшую правду, с поддержкой семьи и религиозных институтов, с широкими социальными гарантиями, с соблюдением прав и свобод граждан».             
          В Декларации русской идентичности, принятой на XVIII ВРНС определено: «На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа». 
          «Главное сейчас – дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах – это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России. Приведу в этой связи одну цитату: «Кто любит Россию, тот должен желать для неё свободы; прежде всего свободы для самой России, её международной независимости и самостоятельности; свободы для России – как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, – свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности» (Иван Ильин). В этом огромный смысл и хороший наказ всем нам в сегодняшнее время.
           Уважаемые коллеги! Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны. Все мы хотим одного – блага России», – отмечено в послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г.
           Будущее России немыслимо без сохранения духовных основ русского народа, а успешное решение «русского вопроса» неразрывно связано с творческим осмыслением и претворением в различных сферах (государственной, общественной, семейной) жизни двухтысячелетнего наследия православной христианской культуры.
           «Приведу цитату Менделеева: "Разрозненных нас сразу уничтожат, наша сила в единстве, воинстве, благополучной семейственности, умножающей прирост народа, да и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия". Она очень актуальна для нас и сегодня» (из Послания Федеральному Собранию президента России В.В. Путина от 3 декабря 2015 года).
           P.S. Размышляя над событиями 100-летней давности, когда Временное правительство явочным порядком, не дожидаясь созыва Учредительного Собрания, упразднило российское имперское законодательство, объявив 1 сентября по ст. ст. 1917 года, что «государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский» (а перед этим, 12-15 августа, «Государственное совещание исполнило на сцене Московского Большого театра разлагающую прелюдию к ужасной трагедии, сразу острословами наречённую саркастично как "режь публику"»), вывод напрашивается такой: революционный социальный эксперимент оказался «трупным экскрементом классовой борьбы», потому что даже самое ничтожное беззаконие, завуалированное «благими намерениями», приводит в конце концов к глобальной катастрофе - утрате навыка сознательного поддержания правопорядка по причине замкнутости верховной власти на инстинкте самосохранения.
           Только по милости Божией, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех русских святых, воздавая должное церковное почитание Святым Царственным страстотерпцам, Россия пройдёт нынешнее горнило испытаний преображённой и найдёт своё исконное призвание, уготованное промыслом Вседержителя!
Ред. 24 января 2017 г.