Литературная Система 2. 2. Деталь

Андрей Тигр
  Очень важно в нужный момент описать какую-то подробность, деталь которая характеризует героя, действие или обстановку. Навести на что-то "увеличительное стекло". Особенно важны детали в фантастике - именно они прежде всего вызывают ощущение реальности происходящего.
  Я уже касался детали в работе высшего уровня и сейчас возвращаюсь к ней. Деталь можно "спланировать", вставить заранее в сюжет, а потом она запланировано появится в тексте. Можно расставлять детали по ходу изложения, первого написания текста. Сейчас основная тема - уже написанный текст, который нужно улучшить. Один из способов улучшения - распихать в нужные места детали, которые будут работать на сюжет, интриговать читателя, придавать ощущение реалистичности и "улучшать картинку", делать её ярче.
Ещё раз, цели детали:
1. Работа на сюжет
2. Интрига
3. Реализм
4. Яркость описания
5. Усиление эмоциональности момента, подчёркивание настроения.
  Хоть одной из этих целей деталь должна отвечать. Если нет - она вредна. Отвлекает внимание читателя, рассеивает. Читатель не знает за чем следить, теряет интерес к произведению.

  Типы деталей.
  Первый тип. Апелляция к органам чувств.
1. Цвет. (не обязательно реальный, а передающий настроение)
2. Запах (цвет – какой-то, запах – чего-то. Чем должно пахнуть, чтобы читатель почуял обстановку? Лучше всего два запаха)
3. Вкус (редко, но можно применить вкус к запаху – запах горький, солёный, сладкий…)
4. Звук (звук предмета – звук копыт, можно уточнить – звон копыт. Нужно использовать чаще, чем всё предыдущее. Через звук можно понять больше)
5. Осязание (зрительный ряд – гладкая дорога, шершавая вода, холодный взгляд, но можно и напрямую – тёплый воздух, холодная вода, жёсткое кресло)
  Этот тип деталей отвечает четвёртой цели. Делает описание ярче, насыщенней. Иногда - третья цель - усиливает реализм.

  Второй тип. Описательный.
  Что можно описать с помощью деталей?
1. Портрет
Можно описать с помощью двух-трёх деталей. Или усилить общее описание какой-то характерной деталью.
2. Пейзаж
Аналогично. Можно описать в двух-четырёх деталях, можно добавить деталь в тему к общему описанию.
3. Интерьер
Снова аналогично. Ещё момент – можно за счёт деталей вклинивать описание в действие. То есть изначально информации об интерьере нет, но потом она вставляется в действие в виде деталей.
4. Жест, поза человека
Очень сложно, но можно описать жест не как действие, а как деталь обстановки.
Второй тип детали - тоже либо делает картинку ярче, либо работает на реализм.

  Третий тип. Достоверность.
Вставляем какую-то техническую подробность в нужное место. Повышаем уровень реализма и доверия к произведению. Нужно быть осторожным. Во-первых - знать меру и не переборщить с техническими подробностями. Во-вторых - не ошибиться в них. Ошибочная техническая подробность напрочь убивает реализм и доверие читателя.
 
  Четвёртый тип. Символичность.
Что там у нас? Голубь мира. Грозовая туча. Дуб в "Войне и мире". И т.д.
Для придания пафоса и чтоб подчеркнуть настроение, эмоциональный окрас момента. Тоже аккуратно - передоз возможен.

  Пятый тип. Голый функционал.
В первом акте вешаем на стену ружжо. В третьем оно стреляет. Просто как два пальца об асфальт. Если повешенное ружьё не выстрелило в конце, значит оно должно висеть для какой-то другой из перечисленных выше пяти целей.

  Шестой тип. Интрига.
Тут всё ясно - добавляем что-то с открытым вопросом. А зачем это? А что это? Как это повлияет на события в дальнейшем? Похоже на предыдущий пункт, только вешаем на стену не ружьё, а что-то непонятное, например вехоть. Кто его знает - что это и как повлияет в дальнейшем. Возможно - понятно что это, но не понятно почему и зачем оно тут. Тоже вполне вариант.

  Количество деталей в произведении важно. Много и мало - плохо. Нужна мера. Если много - их нужно не добавлять, а наоборот - убирать. К сожалению, формулу привести не смогу. Всё зависит от накала действия в произведении. Чем больше действия и чем лучше оно объясняется, тем меньше нужно деталей. Вспомним "Три мушкетёра". Читается на одном дыхании, но заметили ли вы, что к середине книги мы даже не знаем цвета плащей мушкетёров?
  Для себя я решил придерживаться правила - одна деталь на 3000 символов с пробелами при среднем накале действия. "Средний накал" приходится находить интуитивно. 
  Вообще говоря, без деталей можно обойтись. Не вставлять их в принципе. Только лучше "обходиться" в рассказах. При наличии качественных диалогов, действия и прекрасной описательной части - прокатит. В романах не рекомендуется. Длинная вещь. Читательскому вниманию нужно хоть за что-то зацепиться.
  Лично я для себя решил, что деталь - необходимый элемент и рассказа тоже. Разве что в миниатюрах, эссе, статьях, уж точно можно обойтись.
  Как поступать с деталями, решать вам, в этой статье я привёл информацию, которая поможет лучше владеть этим элементом художественного текста.