Портреты животных можно писать только с любовью к

Галина Кириллова
           Портреты животных можно писать только с любовью к ним

        Мои дорогие постоянные читатели уже знают, что я - «юный» художник, рисую с утра до вечера пейзажи, цветы, лошадей и собак. Но лучше всего мне удаются кошки, поэтому, когда я узнала, что в Союзе художников 3 июня открывается выставка «ЗООкультура», понеслась туда, как стрела Робин Гуда.  Именно к открытию, чтобы насладиться «свежими»  впечатлениями, лицами художников, может быть и беседами с журналистами питерского телевидения… ну и вообще, то что называется приобщиться к элите.
         Я-то любитель, причём «подживой» (в переводе с внучкиного «пожилой») и, конечно же, с трепетом взираю на профессионалов.
         Однако в  позапрошлом году (выставка проводится один раз в два года) у меня не было сильного впечатления от картин и «мелкой пластики». Я даже со сложным чувством грусти и злорадства подумала –да и я так могу!
То есть видно было, что художники готовили выставку без энтузиазма, может быть в спешке, може быть с мыслью о том, что животные – это не так глобально и оригинально, как голые синие женщины на красном фоне или какой-нибудь модный авангардизм.
        Но в этот раз мне повезло необыкновенно. И в самом деле было много народу, все оживленно о чем-то переговаривались, тут же ушлые «синхронисты» рисовали дядек и тетек с маленькими собачками на руках, все «селфили» и просто фоткали, в соседнем зале был даже перформанс – девушка рисовала на песке, а на большом экране показывали, как она это делает.
        Картин было много. И все – чудесные! Не поленюсь перечислить то, что мне понравилось больше всего:
        Большое полотно с зайцами, которые на капустном поле с наслаждением завтракают сочными зелеными листьями. Каждый заяц  почти что с меня  ростом, поэтому картина впечатлила больше всего.
        Африканка с русским мощным петухом на руках. Как они совпали – сама диву даюсь.
       Большие портреты овцы и козы в охристых тонах. У них почему-то очень длинные морды и печальные, как у старого еврея-портного глаза. Почему такое сравнение? Потому что я в детстве видела этого человека в маленькой стеклянной будочке на Маяковской и меня тогда поразили его глаза – печальные, тёмные, с большими набрякшими веками, человека, которому в этой жизни много чего пришлось пережить. До сих пор помню этот взгляд.
Не знаю, может быть, моё сравнение покажется вам неуместным, но если абстрагироваться от названий этих животных, а только посмотреть на их «лица», такие же, как у Эль Греко, то вы не станете меня упрекать в сложных фантазиях.
       В конце концов, все мы в какой-то мере животные. Я, например, кошка и немного лисица и горжусь этим.
       Так, продолжим наши впечатления:
       Немножко треугольный мужик и такой же вытянутый кот, которые сидят за столом и гоняют чаи с баранками. Очень живописно, но почему-то не смешно, а скорее грустно. Может быть от глухих холодных красок и тревожного выражения на кошачьей морде. Что-то у них не так…. наверное, хозяйки не хватает… одиночество…. оно и с котом одиночество.
        Дальше две картины с синими зайцами в красных штанах, которые как бы смеются, но при этом зубы у них в широкой улыбке, как у акулы – большие и острые. Но это смешно. Видно, что у художника всё в жизни хорошо, и он может посмеиваться, даже если зубов так много, что они не все помещаются во рту.
        Еще мне очень понравилась небольшая картина, которая абсолютно в моём вкусе и по цвету, и по теме, и по исполнению: девочка в парке, под большим цветным зонтом, идет дождь, а сверху в ветвях деревьев как бы плывут золотые рыбки. То есть дождь-вода- веселый зонт-красивый ребенок-счастье… очень нежное впечатление.
        Кроме живописных полотен были и карандашные рисунки. Особенно поразили кошки-сфинксы с человеческими руками, в одежде средневековых алхимиков с волшебными шарами, с совами, с соколом на плече, с  воронами по периметру картины  и перьями на шляпах…. Очень сильно!
      Вообще на этой выставке было много кошек, и это был такой бальзам на моё кошачье сердце. И все – прекрасные. Никто не написал злобных, уродливых и страшных кошек. Все они были милыми, сердечными, благородными и замечательными. Их и рисовали, и вышивали, и фотографировали, и лепили, и «аппликацинировали».
      Теперь перечислю всех тех, кто смотрел на нас своими прекрасными звериными глазами и кто дарил или улыбки, или грусть, или гордость, или удивление:
Змеи, драконы, лошади,собаки, рыбы, свинюшки, бараны, овцы, курочки и петушки, вороны, совы, голуби, бобры, павлины, лебеди, осьминог, утки, журавли, обезьяны, коровы, быки (коррида).
     Было много и скульптурных изображений – из дерева, металла, фарфора, стекла, пластика, керамики…
Впечатлил деревянный кот на деревянном же броневике.
Забавная метафора. Не всем понятная. Только тем, кто учился в советской школе и помнил «Апрельские тезисы». Но даже и без исторического подхода всё равно было интересно и забавно.
      В общем, понравилось ВСЁ! С чем и поздравляю и себя, и вас. И животных!