Против целого мира Антигона

Оксана Прудковская
                Записки актрисы         

          Когда открывается занавес, видны простые декорации, и все действующие лица на сцене. Ах, как замирает сердце актёра пока бесконечно долго и неодолимо стремительно он делится на две части, уходит в стороны, обнажая сценическое пространство, как если бы упали с него сокровенные одежды.
          Первому начинать спектакль труднее остальных потому, что от волнения сбит ритм дыхания; и ответственнее потому, что от его реплик тянется цепочка до самого  финала, как от рассвета до заката. Все исполнители прекрасно знают, как и чем закончатся события повествования для их героев, но актёры, как дети, всегда надеются на лучшее. Мы с вами тоже могли бы рассчитывать на счастливый исход, если бы… ни жанр трагедии. В этом спектакле рассказывается история, которая начинается с ужасного конца и избежать его нельзя. В этом-то и трагедия.
          Трагедия об Антигоне. «Антигона – вон та худышка, что сидит, обняв руками колени, и молчит. Она думает, что вот сейчас выступит одна против целого мира. Она знает, что умрёт, хотя молода и очень хотела бы жить. Она чувствует, как с головокружительной быстротой удаляется от всех нас, спокойно глядящих на неё, - мы ведь не умрём сегодня вечером…».
           Но прежде чем произойдёт трагическая развязка, маленькая воительница узнает так много страшного о тех, кто управляет людьми, что такое счастье и любовь с их точки зрения, что предпочтёт смерть предлагаемой жизни. Прощаясь со всеми, кто ей дорог: няней, сестрой, возлюбленным, она беспокоится, чтобы оставшимся жить, было не так тяжело.
           Ещё со времён греческих трагедий известно, что самое трудное на сцене изображать любовь и страх смерти. Зрители поверят, если не только увидят, а почувствуют. Для этого актёру нужно заставить себя действительно влюбиться и по-настоящему испугаться. Знаю, что с профессиональной точки зрения это неверно, но сама по-другому не умею. Мне предстояло сыграть маленького, серенького, взъерошенного «воробышка», у которого красота не во внешности, но поступках. Придётся пережить последний день Антигоны, вернее его «переумереть».
           Интересно, что зрители, понимая насколько Креонт – дядя и оппонент Антигоны опасен, поддадутся его обаянию и возможно поверят, что для спокойствия государства надо было казнить Антигону. И уж, конечно, не осудят за то, что в день гибели своего сына и жены, он идёт на «совет», став заложником собственных законов. И посочувствуют ему. Всех очень жалко. Ситуация трагическая.
          Спектакль «Антигона» поставлен по одноимённой пьесе французского драматурга Жана Ануя. В основе пьесы – текст Софокла, адаптированный к нынешнему языку и современным понятиям. Разве, что Хор у авторов по-прежнему, как в театре Древней Греции, - персонаж, от имени которого ведётся  изложение  с правом участия в действии и символизирующий объективный взгляд. Его в спектакле играет автор идеи постановки, её режиссёр, сценографист, музыкальный оформитель и декоратор – художественный руководитель театра Виталий Личидов. Костюмы Людмилы Аничковой. Роли исполняют: Антигона – Оксана Прудковская, царь Креонт – Всеволод Ковыркин, Гемон – Максим Матвеев, Исмена – Лариса Акулинчева, кормилица – Лариса Соснина, стражники – Иван Хазов, Валерий Миронов и Александр Морозов.
           Ответ на вопрос, о чём пьеса – для каждого свой. Возможно, Ваше мнение не совпадёт с мнением  других. Но в спектакле вы обязательно найдёте поддержку  своей точке зрения, какой бы она ни оказалась…