Наказ от государя повару и ключнику или
от государыни…в скоромные дни мяса
или ветчина, или сальца ветчинного положить
Домострой, 1500-1560
Наказ в повседневной речи – строгое наставление, повеление, алгоритм (последовательность действий), который приводит к выполнению поставленной задачи; делай только так и достигнешь успеха. Не каждый человек может дать другому человеку НАКАЗ, в древнем мире право дать наказ принадлежало родителям, в общине – старейшинам, руководителям групп людей, которые организовывали их жизнедеятельность.
1) Существующая этимология
Викисловарь
Корень – нет. Значение: наставление, закон, инструкция, распоряжение. Этимология – нет.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1983
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_10.pdf
* Наказъ. 1. Наказ, наставление. «Отец твой, госпоже велел тебе говорить: дочка! чтобы еси памятовала наш наказъ, как есма наказывали тебя в греческом законе, и о иных делах, о всем бы еси памятовала накрепко наш наказъ». Полск. д. 1495 г. 2. Приказ, повеление, указ. XVI в. 3. Предписание, письменное распоряжение. XVI в.
* Наказание. 1. Наставление, поучение, наказ. «Наказание богатым», Изб. Св., 1076 г. 2. Приказ, повеление, указание (1204). 3. Наука, знания. 4. Учение, обучение. XIV в. 5. Наказание, кара. Пат. Син. 1175.
* Наказати. 1. Наставлять, поучать, приводить к добродетели; «заблужьшяя накажи», Изб. Св. 1076 г. 2. Учить, воспитывать, просвещать. (898 г.) «Земля наша крещена, и несть у нас учителя, иже бы ны наказал и поучал нас и протолковал святые книги. Лавр. лет. И т.д.
б) Словарь древнерусского языка XI-XIV вв.
http://old_russian.academic.ru/5356/
НАКА|ЗАТИ 1 (127), ЖОУ, ЖЕТЬ гл.
Дать наказ, наставление, научить; воспитать: Моужь моудръ люди сво||я накажеть. (греч. paidefsei), Изб. 1076, 153–153 об.; въ вьсЪхъ искоушенихъ [так!] бывъ. оучааше и наказааше стати крЪпъцЪ против; диаволемъ къзньмъ. ЖФП XII, 43».
в) Национальный корпус русского языка
С 1800 по 1925 гг. термин «наказ» фиксируется в русском литературном языке довольно часто, в дальнейшем слово применяется в литературе минимально.
* И. А. Желябужский. Дневные записки (1682-1709): «Февраля в 24 день в Сыскном приказе подымай на виску Петр Иванов сын Яхонтов в том, что он того же приказа у подьячего отнял наказ, да два воровских дела у него с родствеником его Яковом Яхонтовым у подьячего у Самуила Васильев».
* Екатерина II. Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения (1767): «Должно сей наказ почаще твердить, дабы он знакомее сделался, и тогда всякий твердо надеяться может, что его поймет, понеже».
Любопытная формулировка - «наказ почаще твердить»; частое повторение материала переводит его из кратковременной в долговременную память. На этом собственно и построено библейское образование (проповедь, молитва) – месячные и годовые циклы изучения Библии, постоянное повторение (заучивание), что обеспечивает передачу информации в течение тысячелетий.
3) Законоучители и социальная организация в иудеохристианстве
а) Община
Согласно библейским текстам, характерной чертой еврейского образа жизни была – община, в отличие от других объединений людей, где преобладали социальные системы семьи и рода, основанные на кровном родстве. Община возникает и развивается под действием коллективной воли – собрания, а не патриархальной, единоличной воли отца. Возникновению общины предшествует социальная идея о совместной жизни и деятельности различных родов, членов общины объединяет не культ предков разных семей, а единая вера и общий образ жизни (а соответственно и язык).
Еврейское общество, описанное в Библии, состояло из нескольких структур: первая – "семья", во главе которой стоял старейшина; вторая – городская община, с народным собранием во главе со старейшинами. Роль городского совета старейшин (закен) постоянно расширялась, а роль "семьи" – уменьшалась. Городские советы обеспечивали жизнедеятельность общины: издавали законы, совершали правосудие, заботились о безопасности, санитарии, содержали больных и бедных, а также организовывали образование и экономическую деятельность.
Евреи везде устраивали жизнь по Законам Торы и местные племенные правители, давая общинам привилегии на экономическую и хозяйственную деятельность – закрепляли и перенимали еврейскую организацию общественной жизни.
б) Организация общества на основе Моисеева законодательства
* В ранней христианской Европе светская власть была слаба, и государственность строилась «вокруг» Церкви, феодал не всегда имел контроль над поселениями, напротив церковь, через сельского священника, церковный приход и старейшин, полностью контролировала жизнь людей. Модель организации общества в иудеохристианской Европе взята из Библии, для облегчения Моисею бремени управления, Бог повелел избрать 70 старейшин, и излил на них пророческих дух (Чис. 11:24, 25). Были старейшины над всем народом, коленами и над каждым городом; Мишна (законодательные сборники, основа Талмуда) говорит, что старейшинам Иошуа (Иисус Навин) передал Устный закон и считает их предшественниками Синедриона (Высший совет старейшин).
См. ЕЭБЕ, ст. Старейшины:
* В Киевской Руси переход от родоплеменного общества к общинной христианской организации произошел в период правления кн. Владимира, после принятия христианства в 988 году, жизнь города Киев была организована по округам (коло).
ПВЛ, под 996 г.: «Немощнии, болнии не могуть доити двора моего», повеле устроити КОЛА и, вьскладываше хл;бы, мяса, рыбы и овощь разноличьный и медъ въ бочках, а вь другыхъ квасы, возити по градомъ, вьпрашающе: «Кде болнии, нищии, не могы ходити?» И т;мь раздаваху на потребу».
4) Обобщение и вывод
* Итак, еврейское законодательство (образец для других народов) создавали старейшины (ЗАКЕНИМ) на основе библейского алгоритма – делай – не делай (Заповеди Моисея, разрешительные и запретительные). Старцы, старейшины (закеним) – хранят традицию, и контролирует исполнение Закона в конкретной жизненной ситуации, произошедшей в общине. Следовательно, правом дачи кому-либо НАКАЗА (наставления, указания) принадлежало старейшинам, множ. чис. множ. - закеним, ед. - закен.
* Наказы (правовые акты) известны в Московском государстве с XV-XVI веков, обычно направлялся в письменной форме «наказной грамоты» (наказной памяти) царя, центральных органов или церковных деятелей, давались послу или чиновнику ответственному за выполнение какого-либо «государева дела» (во время Петра I инструкция). Мы выяснили, что в любом случае «наказ» (повеление делать так, а не иначе) исходит от руководителя, лишь люди обладающие властью (в семье, обществе) по отношению к человеку или группе людей имеют право – дать наказ.
Вывод
Целесообразно проверить слово «наказ» (этимологию) на связь с оригинальными библейскими текстами, где фигурирует термин «закен», старейшина (руководитель общины).
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология иврита
Приведем термин «наказ» в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень, прочитаем термин наоборот (как в иврите) – НАКАЗ = ЗАКАН = З.К.Н., у нас сразу же выявляется соответствующий корень иврита (письмо без гласных знаков) – ЗАКЕН старейшина.
* НАКАЗ = наоборот ЗАКАН = З.К.Н. = ивр. ЗАКЕН дед, мудрец, старейшина (законоучитель); т.е. наказ – (указание) старейшины, то, что сказал старейшина.
б) Библейский образ
* Числа 11:16: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин (ЗАКЕН) Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины (ЗАКЕН) и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою».
* Второзаконие 22:18: «Тогда старейшины (ЗАКЕН) того города пусть возьмут мужа и накажут его».
* Второзаконие 27:1: «И заповедал Моисей и старейшины (ЗАКЕН) сынов Израилевых народу, говоря: исполняйте все заповеди, которые заповедую вам ныне».
* Второзаконие 21:19: «то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам (ЗАКЕН) города своего и к воротам своего местопребывания».
Таким образом, очевидно, что русский термин НАКАЗ является библейским заимствованием, транслитерация (передача слова другим алфавитом). Указывает на авторитетного руководителя (судью, решающего конфликты в общине), который правомочен в силу своего должностного положения, давать указания и наставления другим членам общества – направлять их жизнедеятельность. В древнем и средневековом мире это был – старейшина (закен); в семье - отец, в общине (село, город) - признанный группой людей авторитетный руководитель.