Калейдоскоп 64 Экспортлес, Цветаева, сбербанк

Елена Разгон-Скорнякова
                Калейдоскоп перескакивающих мыслей, разговоров на кухне, старых и новых
                шуток, вымысла и зарисовок из жизни. Можно читать с любого места.

- Ищу любовь всей своей жизни на лето!
 Улучшая качество одежды, можно улучшить качество жизни. Не обязательно тратить на это много денег.
Приезжала Ленка, ходили в музей Цветаевой. Болшевская дача НКВД, где их семью поселили после возвращения из Парижа. Потом там была коммуналка, часть людей расселили. Последняя старушка жила относительно недавно  при работающем музее, у неё был отдельный вход. Вещей Цветаевой не осталось, экспозиция воссоздана, частью оригиналов поделились другие музеи. Можно приносить в дар вещи, соответствующие концу тридцатых годов. Мне захотелось поделиться. На кухне не хватает льняного вышитого полотенца и тёти Аниной глиняной сахарницы.  Ещё есть ситцевый мешочек и дорожный набор в алюминиевой коробке. Рука не поднимается выбросить. Может, им отдать пуховую перину? Китайскую шубу, купленную по интернету, в музей точно не возьмут.
- Твой дед в Экспортлесе работал?
- Не знаю, он был специалистом по качеству древесины, с 1933 по 39 год был командирован из Архангельска в Англию.
- Тогда был один Экспортлес.
- Английский справочник по древесине представляет какую-то ценность?
- Нет.
- Может, его в музей отдать?
- Пусть в семье останется, личная вещь деда.
Раньше Болшевская дача принадлежала начальнику Экспортлеса, после его расстрела перешла к НКВД. Тесен мир.
Смотрительница сказала, что 13 июня приедут грузины, а 19 июня в сквере будет костёр, будет много народа, в т.ч. внучка Анастасии. Это день рождения Игоря, но на начало костра успею. Сайт у них есть, но не обновляется с 14 года. Пошла в интернет искать королёвские новости культуры. Сегодня умерла Джуна. Может, на прощание с Джуной сходить? Почитала про музей Дурылина в Болшево, надо сходить. Он был учителем Пастернака.
-  Америке легко и быстро живется. Страна, не помнящая родства. Подкидыш. Подкидыши — очень способные: все устремлено у них на себя: и мысли, и силы, и воля: ни около себя, ни позади себя нет никого, а стало быть, нечего тратить ни на кого, кроме себя же. Какое преимущество!... У не помнящего родства и не имеющего ничего назади все силы идут на себя. Оттого он легко и быстро успевает. Зато у него есть… кино, автомобиль, радио и мало ли что у него есть! Сергей Дурылин, 1924 г.
- Я стихов не читаю, я их только пишу. Читаю только эзотерику, можете бросить в меня камень. Подобрать камень помогу. Раньше я читала по несколько часов в день. Сначала русскую классику и мемуары – всё, что было у нас дома. Потом зарубежную литературу. Затем детективы. Их у родителей никогда не было.  И вдруг почувствовала, что когда мы читаем книгу или смотрим фильм, мы проживаем события чужой жизни. Хотя в это время можно жить самому. Пошла жить и навёрстывать упущенное. Осталось избавиться от интернета и телевизора.
 
Марина Цветаева, бег от себя к себе.
 
Мать Марины, ожидая ребёнка, страстно хотела мальчика. А родилась девочка. Обычно у таких девочек бывают проблемы с женственностью и потом с сыновьями. Девочки всю жизнь пытаются заслужить материнскую любовь и доказать – я хорошая. Марине в детстве не хватало материнской любви, ей казалось, что других детей мама любит больше.  Любимицей в семье была младшая дочка Аля. Мать была пианисткой, ученицей Рубинштейна, и хотела сделать из дочери музыкантшу, но музыка не была призванием Марины. Возможно, мать не была счастлива в браке. Муж был занят работой, они с молодой женой не нашли общих интересов. Музыка была её отдушиной. Она рано ушла из жизни от чахотки. Ей не хватало любви. Марина всю жизнь искала эту любовь, искала родную душу. Металась от одного человека к другому. После смерти матери отец остался погружённым в работу, дети от первого и второго брака жили сами по себе, между собой не дружили. Марине любовь была нужна как воздух.
Марина всю жизнь разделяла  душу и тело. Жизнь души и жизнь тела. Отвергала гармонию жизни души в теле, но искала того человека, который подарит гармонию её душе. Словно сбегала из земной жизни, из тела в душу. Но земная жизнь призывала её обратно, возвращала к ненавистному быту. Гармоничные женщины созидают. Негармоничные женщины разрушают. Марине удалось разделить. Она созидала любовь, чувства, стихи. Но разрушала жизнь и чувства людей вокруг себя. Чтобы создать, надо разрушить. Чтобы разрушить – надо создать. Марина металась по замкнутому кругу, а ей казалось, что она летит вперёд, только жизнь за ней не успевает. Умирала чувствами и возрождалась из пепла. Только людей вокруг становилось всё меньше и меньше, горстка пепла для возрождения всё таяла и таяла, а круг становился всё уже и уже.
Наши души пришли на землю в наших телах. Наш ум может помочь или помешать почувствовать союз души и тела. В наше время большинство людей ассоциируют себя с телами, живут интересами ума и тела. Марина с детства была бунтаркой. Я – обнаженная душа, говорила она о себе. Жила душой и умом. Убегала от реальности, создавала образы и ждала, что мир и люди вокруг совпадут с её вымыслом.  Каждое творение и разрушение образа вызывало взрыв чувств и новые стихи. Часто те, кто выбирает душу и забывают о теле, выглядят оторванными от реальности, слегка отсутствующими. Но Марина жила яркой полной жизнью. Поэзия соединяло душу, ум и тело, наполняла жизнью, помогала лететь вперёд. Поэзия была её жизнью, вносила недостающую гармонию, поэзия была созиданием Марининой жизни. Душа Марины была маленькой девочкой, которой не хватало материнской любви. Ум Марины был бунтарём-разрушителем.  Мечущаяся запутавшая женщина, раздираемая противоречиями смогла сделать чудо – обрести гармонию в поэзии. В этом уникальность Марины Цветаевой. Счастье и боль, неповторимость и узнаваемость. Марина Цветаева – странница в нашем мире. Она пришла на землю в противоречивое время в особенную страну. Всю жизнь она бежала от себя и к себе, от людей и к людям, от вымысла к реальности. Нигде не могла найти себе места. Она не была лишней, но не стала необходимой. Не была чужой, но не стала своей. Была везде и нигде. Душой и стихами, противоречивой женщиной. Была ли Марина счастлива? Была ли Марина несчастна?
Социотип Марины Цветаевой – Достоевский. Этико-интуитивный интроверт, тип Иисуса Христа. Совесть, долг и вина, чувства, страсть и смирение. В её случае – сначала страсть и чувства, а потом немного долга, вины и совести. Была ли Марина Гордой? Была ли Марина смиренной? Она знала, что не всегда справедлива к мужу, была плохой матерью Ирине, неправильно относилась к Георгию. В чём-то они были похожи с мужем Сергеем Эфроном. Два беспомощных этика, боящихся бытовых проблем, и не умеющих приспосабливаться и зарабатывать на жизнь. Сергей умел тонко чувствовать, но в его мире была только Марина, а у Марины была её поэзия, её страсть. Интуиция Марины Цветаевой, интуиция обнаженной души, была обострена до предела.  Она ясно чувствовала после романов, после создания и разрушения образа сущность человека, видела все его тайны и смысл своих с ним отношений. Но ничего не могла с собой поделать. Образы нужны были ей как воздух.  Она дышала вымыслом, старалась отрываться от реальности, но всегда в неё возвращалась.  Вымысел нужен был, чтобы растворить эту ясность, хоть немного пожить чувствами, а не обострённой интуицией. Это страшно – знать, что ждёт впереди, бежать от себя такой, бежать! Назвать себя душой, уйти в мир чувств и души, хоть на миг оградить себя от истины и неизбежности.
В гражданскую войну Марина сразу увидела обречённость белогвардейского движения. Её стихи того периода – не уход в оппозицию, это последнее прощай рушащемуся любимому миру, милость к павшим, последнее прощай уходящему благородству. В Париже одна Марина понимала, что их России больше нет, в одну реку нельзя войти дважды, советская власть вряд ли отнесётся лояльно к их семье. Но муж, дочь и сын мечтали попасть на родину, идеализировали новый строй, стремились вернуться в СССР. Марина покорилась, приняла выбор семьи.
Самым большим вымыслом оказался самый любимый и долгожданный человек – сын Георгий.  Марине, как и её матери, очень хотелось иметь сына. Наконец, мечта осуществилась, появился на свет Георгий. Марина ещё до рождения сделала его идолом, готова была обожествлять, отдать ему что угодно. Она создавала его, творила, сравнивала то с Наполеоном, то с Солнцем. Творила идеального мужчину, закрывала глаза, видела образ, и не хотела замечать реального человека.   Марина придумала любимцу домашнее имя Мур, как у беспомощного котёнка. Слепая материнская любовь, которая пытается защитить от жизни, часто губит, особенно сыновей.  Нельзя купаться, нельзя быстро бегать, нельзя простыть, нельзя быть свободным мальчишкой. Нельзя быть взрослым, нельзя остаться без её любви. Георгий сопротивлялся как мог, пытался вырваться в реальную жизнь, убежать из созданных любящей матерью рамок. Быть самим собой, а не маминой собственностью.  Жалел Марину, любил и грубил. Защищался от её вымыслов, но зависел от неё. Бежал от неё по своему кругу и возвращался к ней. К её вымыслам, к её удушающей любви.
 Современники обвиняли Георгия в бездушии, эгоизме и чуть не смерти матери.  Похоже, Георгию приходилось держать в себе свои чувства. Он не мог спастись от материнской любви. Весь шквал чувств, которых ей не хватало в жизни, она обрушила на мальчика. В Марине все чувства были чересчур, она не умела жить, любить и чувствовать наполовину. Сын рос, взрослел, а она всё сильней привязывалась к нему, не могла и не хотела отпустить. Ему всё время приходилось защищаться от натиска её любви, от постоянного присутствия и контроля, от защиты его интересов. Только от себя Марина не могла его защитить. Он – единственное, что у неё осталось в этом мире. Отсюда его холодный и кажущийся презрительным тон. Он её любил, но не мог отдалить. Это всё на фоне бедственной жизни в эмиграции, возвращения в СССР, страну, которую он не знал, но мечтал узнать. Неопределённого ожидания на Болшевской даче, ареста отца и сестры. Сын и брат изменников родины. Скитания по чужим квартирам, отсутствие работы, начало войны. Нельзя выходить на крышу, нельзя гасить зажигалки. Нельзя оставаться в Москве.
Несчастная растерянная женщина вцепилась в Георгия как в последний оплот себя, своей любви и прежней жизни. Вместе с тем Марина понимала и чувствовала, что Георгия пора отпускать, что она уже не защищает, а разрушает его.  Изменить отношения с сыном оказалось свыше её сил. Легче было изменить отношения с жизнью. Марина Цветаева нашла способ остановить бег по кругу от самого себя. Свой бег и бег сына. Убежать ещё дальше от безысходности, уйти в другое измерение. Отпустить Георгия в жизнь, которая принесёт ему смерть.
 Мать не могла подарить Георгию всю свою любовь. Марина подарила сыне его жизнь и свою смерть. Больше она ничего не могла ему дать. Она словно выгорела от своей любви, своих потерь, своего страха. Но Георгий оказался тоже опустошён. Материнская любовь, доведённая до исступления, забирает силы у обоих. Очень сильная любовь может забрать жизнь. Георгий попал на фронт и погиб в первом же бою под Витебском.
Я сидела у пруда, смотрела на радугу в струях фонтана. Она менялась от порывов ветра. То слева от фонтана, то справа. То холодных тонов, то тёплых. Иногда растягивалась, тогда золотистая часть напоминала бегущие по воде языки пламени. Недалеко от пруда находилась школа, куда одну четверть ходил через лес Георгий. Сейчас леса нет, до станции стоят кварталы домов. Одноклассники не приняли его, он был нездешний. Вырос в чужой стране у странных родителей, общался со взрослыми людьми. Самый близкий и самый непостижимый человек для Марины Цветаевой. Всей своей интуицией она понимала любимого сына, но не могла относиться к нему иначе. Не могла чувствовать по-другому. Не могла перестать чувствовать. Мучила себя и его, впрочем, как и всех своих близких. Георгию досталась самая невозможная Марина Цветаева. Он видел её изнутри. Он был рядом в самый трудный период жизни. Когда казалось, что хуже уже не может быть, но становилось всё хуже. Марина привыкла разрушать жизнь людей вокруг себя. Но круг людей становился всё уже и уже, и, наконец, замкнулся – рядом остался только Георгий. Она создала его, и не могла разрушить.  Выход один – уйти самой, чтобы спасти хоть сейчас. Чтобы не знать, что ждёт его потом. Обострённая интуиция подсказывала – смерть придёт за Георгием, времени осталось немного.  Нельзя подарить вечную жизнь в этом мире. Если уйти сейчас, Георгию достанется больше времени. Он принял её уход, её решение. Бесконечно одинокий Георгий. Одиночество заметно, не когда ты один, одиночество заметно среди людей.
Я проснулась в шесть утра с мыслями о судьбе Марины Цветаевой. Мысли начали складываться в фразы. С трудом удержалась, чтобы не сесть за компьютер. Прошлое не отпускало меня. Чужое прошлое. Перед глазами стояли лица людей с чёрно-белых фотографий. Лица давно умерших людей, их глаза. Они не хотели отпускать меня, словно пытаясь что-то сказать о себе, о своей жизни и смерти, о нас.

Опять увлеклась. Хотела уложить в абзац отношения Марины и Георгия, а получилась отдельная тема. Придётся посмотреть  воспоминания Анастасии и Георгия для уточнения картины.
Шли с Ленкой у Сбербанка.
- Когда мы квартиру покупали, машин не было. Договорились с продавцом, чтобы те отвезли на сделку, но они в последний момент отказали.
- С миллионами на маршрутке ехали?
- Да, добежали до этой остановки, нормально добрались. Здесь гражданская жена Агурбаша работала замначальника банка. Они с начальником пошли Агурбаша с днём рождения поздравлять. Он живёт вон за той многоэтажкой.
- Так близко?
- Да, они на тот момент с Анжеликой расстались. Через год новая жена родила дочку.
Точка покоя находится внутри. Если сидеть в самом тихом месте, а в голове бушует ураган, покоя не будет. А если внутри тишина, то можно получить состояние покоя независимо от того, что происходит вокруг. В эпицентре бури всегда тишина. Состояние покоя – это расслабление ума. Его можно достичь.
То, на что мы обращаем внимание — увеличивается. И если постоянно пилить и быть недовольной — появятся новые поводы для недовольства. А если восхищаться отвагой, ответственностью, умением заботиться — они тоже будут расти.

Королёв 9-11 июня 2015