Про гвоздь

Валерия Карих
На полке кладовой лежали всякие инструменты: молоток и ножовка, наждачная бумага, гвоздодер и плоскогубцы, столярный клей и много разных отверток: крестовых и плоских. Инструментов было так много, что невозможно все перечислить.

Там же стояла и жестяная коробка с гвоздями. На её синей крышке были нарисованы бегущие вдаль замечательные красные кони с пышными развевающимися гривами и золотистыми хвостами. Картинка получилась просто загляденье.

А гвоздь проживал вместе с братьями внутри коробки. Он был такой молодец: носил шляпу, – никакой ветер не сдует, и считал себя лучше всех,- ведь лежал-то он наверху, сразу под крышкой.

Гвоздь гордился твердостью духа и ровной осанкой, а больше всего остротой своей шпаги и прочностью шляпы.

Гвоздей в коробку набилось много, и им было тесно. Иногда они скучали и спали. А иногда громко спорили, кто самый острый и быстрей остальных «выйдет в люди».

– Чтобы занять достойное место, – всего-то и дел, вовремя выпрыгнуть и пробить в стенке дырку. И мне это вполне по плечу, – важно заявлял наш гвоздь и свысока поглядывал на остальных. Уж, он-то знал, что по праву занимает столь высокое место в коробке, хотя и стремился продвинуться ещё выше.

Остальные гвозди возражали, уверяя, что шляпой стену без помощи не прошибить, – и обязательно нужна «рука сверху» и крепкий молоток.

« Рукой сверху» гвозди называли руку плотника. Но наш гвоздь был упрям и стоял на своем:

– Думайте, что хотите. А только я всегда прав. На вас поглядеть, так сразу и видно, что вы из себя представляете, и чего в жизни достигли: кто-то – ютится возле стены и жалуется, что не может пробиться наверх, а кто-то и вовсе – живет на дне, и участь его незавидна. То ли дело я! – устроился лучше всех. Но мне и этого мало! Вот увидите, скоро я займу местечко получше. А здесь, что за жизнь? – на задворках, в темноте, пыли и грязи! Фи…., – и с этими словами он презрительно фыркнул.

В коробке и вправду было темно, душно и пыльно.
 
Остальные гвозди возмутились:
–Эй, братцы! Послушайте,– о чем рассуждает зазнайка, – воскликнул один.

–Мы – все одинаковые и права у нас тоже одинаковые. Ещё неизвестно кого первым выберет «рука сверху», и кто продвинется выше всех на службе у людей, – рассудительно произнес второй.

– Посмотрим, как ты запоешь, когда меня выберут первым, – язвительно усмехнулся третий.

– Первым выберут меня! – не согласился четвертый.

–А чем это я хуже вас?– воскликнул пятый.

–  Эй, вы наверху! А я не согласен и тоже хочу занять местечко получше, – пропищал самый маленький гвоздь, который лежал на дне. Его едва было слышно, и он стал расталкивать соседей, стараясь пролезть наверх.

–Немедленно перестань меня толкать, – сердито сказал гвоздь, которому не понравилось, что его так решительно отпихивают. Дело в том, что его всё устраивало на дне коробки.
   
– А вот и нет! Первыми в люди выбьемся мы, потому что лежим ближе к крышке, – самоуверенно заявили гвозди сверху.

–А чем же мы хуже вас? – снова возмутились гвозди снизу.

Какой же тут начался переполох.  Гвозди стали одновременно кричать и толкаться, – они с остервенением пихали друг друга в бока, больно кололи острыми шпагами, подпрыгивали на месте, стукаясь о закрытую крышку шляпками. В общем, вели они себя просто безобразно и очень шумно.

Жестяная коробка не смогла устоять на месте и тоже стала подпрыгивать, сердито грохотать. А красные кони на синей крышке встрепенулись, взмахнули своими золотистыми гривами и весело заржали:

–  Ур-ра! Наконец-то мы поскачем в поле! Давно пора убежать отсюда на свободу, туда где растет зеленая травка, светит солнышко и синее небо.

 Инструменты на полке услышали и испуганно отодвинулись. Ещё бы!– никто из них не хотел попасть под копыта коней и упасть.

Один гвоздь, который был уже стар и кривобок, и тоже лежал наверху, мудро посоветовал хвастуну:
– Не слишком – то задирай свою шляпу. Когда-то я тоже был молод, и надеялся, что скоро пробьет мой звездный час. А когда он наконец-то пробил, – у меня аж, искры из глаз посыпались! Теперь, вот лежу себе потихонечку с кривой спиной и скромно помалкиваю. Ты тоже бери с меня пример: лежи тихо и не высовывайся; дожидайся своего часа. А без «руки сверху» никому не пробиться в люди.

– Ну, уж нет! Такой совет – не по мне. Если хочешь, – оставайся и прозябай в неизвестности, а я уж как- нибудь сам, без посторонней помощи отсюда выберусь, –  заявил Гвоздь. Вот до чего он был уверен в себе!

Однако же, не было сказки, если бы ничего не случилось! Посмотрим же, что произошло дальше?

Вскоре пришел тот самый плотник, которого гвозди дожидались.
 
И только он взял в руки жестяную коробку, как все они дружно загремели и застучали в крышку, – уж, так им хотелось поскорее выбраться на волю.
– Смотрите на меня и учитесь! – воскликнул хвастун.

Крышка слетела, и…. Раз! Пальцы плотника стали нащупывать нужный гвоздь, выбирая самый острый и прямой.

Ну, и наш Гвоздь, как говориться, даром время не терял. Ох, как же ловко он вывернулся, вовремя подпрыгнул и больно уколол плотника в палец.

–Ах, так! – воскликнул плотник, – пожалуй, ты и есть самый острый, – с этими словами он схватил гвоздь за шляпу.

Ох! И обрадовался же гвоздь:
– Говорил же я, что сам всего добьюсь! – торжествующе выкрикнул он, взмывая вверх в руке плотника, – Недаром я удостоился высокой чести, – у меня и спина ровней, и шляпа – тверже.

–Ну, это мы сейчас проверим, – сказал ему плотник и, подойдя к стене, как ударит молотком по шляпе гвоздя, – раз!

 ––Ой, ой! Как больно! Нельзя ли полегче? –вскрикнул от неожиданности гвоздь.

–Потерпи, дружок. Пришел и твой черед сослужить мне добрую службу, – с этими словами плотник ещё раз  размахнулся, и… решительным ударом вбил Гвоздь по самую середину в стену.

 Потом он взял прекрасную картину, на которой была нарисована ваза с великолепным букетом полевых цветов : ромашек, васильков, и иван-чая, и повесил её на гвоздь.

Плотник ушел, а гвоздь и картина остались.

–Как здесь чудесно! – обрадовался гвоздь, – наконец-то я достиг подобающее мне почетное и высокое положение на службе! Выше меня теперь только небо и солнце. А как хорошо отсюда всё видно, – тут он с любопытством скосил глаза вниз и стал рассматривать предметы, находящиеся  в комнате.

– Если бы не я, – возразила ему картина с полевыми цветами, – тебя бы здесь не повесили. Это я занимаю самое почетное место среди вас: я красивей всех и вишу в середине стены.

– Можете сколько угодно спорить, а только почетней места, чем у меня , – в мире нет: я освещаю помещения и прогоняю темноту, – прозвенела хрустальная люстра, висящая на потолке.

Но гвоздь так заважничал и сделал вид, что не расслышал.

На следующий день в гости к плотнику пришли люди и стали восхищаться повешенной на стене картиной:
– Ах! Какой чудесный натюрморт. Где вы его купили?  Смотрите, как замечательно падает на цветы солнечный свет из окна, оттеняя краски. Сразу видно, что рисовал хороший мастер. Очень достойная работа.

– И место выбрано удачно – в самом центре комнаты. Кажется, что вокруг находится настоящая поляна с живыми цветами, – воскликнула одна женщина. 

– Да, да! Очень красиво, – подтвердила другая.

А гвоздь слушал и помалкивал. Уж, он –то знал, что если бы не он, то картина бы не висела, и никто не восхищался.

« Вот здорово, я сам достиг всего, – размышлял он, – вышел в люди и занял высокое и почетное положение, и все на меня теперь любуются. Как я рад!»

И ему было мало дела до того, что точно так же думают о себе и хрустальная люстра, висящая на потолке, и прекрасная картина с цветочным  натюрмортом, да и все остальные предметы.