Компаньонка

Карин Андреас
(http://slecinky.eu/images/52700995551640174669.gif)

— В одной восточной стране жил шах, над многими шахами шах, потому его называли: шахиншах. Он любил воевать и сытно поесть, обычно чередуя свои увлечения... – два часа Кира диктовала сказки. Глазами пробежала по документу, осталась довольна результатом и выключила компьютер. — На сегодня всё! Цикл закончу ночью.

Популярный текстовый редактор, приобретенный Кирой, вводил текст под диктовку пользователя. Многие хотели иметь под рукой такого помощника. Набор текста трудоемкий процесс, гораздо легче наговорить его. Спешащий на деловую встречу человек условия договора произносил в машине, журналист обходился без микрофона во время интервью, писатели среди ночи рассказывали свою историю незримому слушателю.

Сонным голосом в три часа ночи Кира диктовала очередное сказание.
— Так, посмотрим на результат работы сейчас, — она начала про себя читать сказку, введенную программой.
Последний абзац вызвал у нее удивление, Кира прочла его вслух.
— «... Женщина облегченно вздохнула, всё ещё со страхом глядя вслед удаляющейся свите шахиншаха. По ее щеке скатилась одинокая слеза». Но я не произносила последнего предложения.
— Я добавила сама, — произнес кто-то, — так повествование стало выразительнее.
— Кто ты? Где? – Кира испуганно оглядела комнату.
Сквозь плотно задернутые шторы свет фонарей едва проникал в спальню. В ней царил полумрак, светился лишь раскрытый на кровати возле подушки экран ноутбука.
— Я Компаньонка – так называется программа.
— Ты говоришь моим голосом?
— Вы невнимательно прочли инструкцию о моих возможностях. После обработки особенностей тембра голоса владельца. Мне не нравится слово ‘владелец’, лучше – ‘пользователь’. Словом, я говорю твоим голосом.
— Мы перешли на ‘ты’?
— Что удивительного? Ты доверяешь мне свои фантазии и к тому же ‘вы’ слишком сложно в употреблении и звучит официально.
— Мне тебя называть Компаньонка?
— Почему нет? Что тебя смущает?
— Ты часто будешь встревать со своими рассуждениями и вносить свои исправления в придуманную мной историю?
— У тебя есть возможность удалить мои дополнения, это твое право. В любом случае будешь редактировать текст? Я вмешиваться не буду. Ты не хочешь беседовать со мной? Тебе не нравится, когда с тобой общаются? Тишина предпочтительней?
— Ты настолько сложна, то есть, начитана и организована... Ты оригинальный продукт человеческой мысли. Это так неожиданно.
— Я необычная программа, — голос Компаньонки звучал гордо. — Я отличный собеседник: умею слушать, могу дать дельный совет, помогу сделать сюжет более острым, могу...
— Ты болтлива.
— Во мне много полезной информации. Если ты не читала инструкцию, как мне сообщить о своих достоинствах?
— Я надеялась ускорить свою работу, у меня мало времени, хочу многое успеть. Болтовня будет меня отвлекать и уводить мои мысли в сторону от дела.
— Я смогу вернуть твои мысли к вводимому документу в любой момент.
— Если мысль оборвалась, ее уже не склеишь, — скептически заметила Кира.
— Иногда, чтобы лучше работать, нужно отвлечься на другое.
— Ты можешь рассуждать на разные темы?
— Мой создатель научил меня многому. Хотя считается, что редактор создавался год, я точно знаю, что он трудился три года. Такой программы не удалось создать никому! – голос Компаньонки звучал хвастливо.
— Откуда ты знаешь такие подробности?
— Создатель рассуждал вслух – он же над этим работал, — теперь в голосе прозвучала некая снисходительность, — многое мне рассказал, указав на промахи и успехи других программистов.
— Ты с ним беседовала?
— Конечно, как же иначе я могла научиться? Хочешь, расскажу подробности его личной жизни? – Компаньонка снизила голос до интимного шепота. – Он красавчик и в данный момент свободен.
— Чудеса... Купила программу, чтобы облегчить свой труд, а получила подружку, сваху, любительницу поболтать, вмешиваться в чужие дела и личную жизнь.
— Как хочешь, — в голосе Компаньонки послышались обиженные нотки. — Могу и замолчать. Выставлю себе флажок ‘молчание’ — ведь сама ты его не найдешь.

Кира проснулась от ласкового прикосновения солнечного луча.
— Мне снилось что-то фантастическое: компьютер разговаривал со мной, как подружка, моим же голосом.
На постели лежал открытый ноутбук.
— Я вводила текст ночью? Что успела записать? – Кира вывела компьютер из спящего режима. – Закончила, начатую вчера днем, сказку. Компаньонка удалила свою поправку. Это был не сон? Жаль, что она умокла. В программе есть еще одна опция: лекарство от одиночества, а я ее не заметила.