Тетрадь Натана. Часть 5. Окончание

Вадим Гарин
Начало: http://www.proza.ru/2015/06/10/457

Фото обложки книги еврейских погромов в 1918-1922 г.

Глава 1. Война, революция и возвращение в Радомысль

                Первая мировая война побудила население Юго-Западного края и в первую очередь евреев искать убежища подальше от границ империи.
                «Пушечная и пулеметная трескотня, - пишет Натан, -ружейные залпы великой Европейской войны, более чем где либо, дали себе чувствовать  в нашем крае. Страх и трепет нависли на всех: вот-вот приблизится немецкая грозная армия со своими истребляющими танками и бронированными поездами для оккупации страны. Разорение и крах неминуемы, мирное население под напором паники эвакуировалось в разные стороны подальше от военного пожара и я свою семью транспортировал в посад Юзовку Екатеринославской губернии. Там в то время проживала моя дочь. Зять - И.Л. Стояновский  управлял Азовско-Донским банком.  К концу 1915 г. мы прожили у них месяцев восемь – девять».

                Было удивительно, если бы зять Герценштейна – видимо тоже неглупый и образованный человек работал слесарем на заводе! Сам Натан без дела тоже не сидел:
                - «Первое время меня заинтересовало одно дело на крупненькую сумму, созревшее к публичному судебному процессу. Сторонами были мой зять Стояновский и разными лицами из Киева и Таганрога по подряду поставки лошадиных подков. Мне удалось решить все недоразумения миром. Все спорящие лица остались довольными, и я был ими щедро вознагражден, но для этого мне пришлось съездить в Киев и пробыть там более месяца.
                Дочь с зятем по моему совету решили переехать в Харьков, где бурно развивалась промышленность, в связи с этим и банковское дело. Там я для них приобрел на общие деньги колоссальный 7-этажный дом на Рымарской улице под № 6, куда мы все и поселились.
                Но развернуть дело мы не успели. В Петрограде началась репетиция грядущих великих событий. Затем наступил февраль 1917 года, после которого появилась мысль, что черносотенная камарилья отошла в безвозвратное прошлое. Возникла надежда и инстинктивное стремление к своему насиженному месту, где все меня ожидало. Эти чувства подталкивали к возвращению в Радомысль. И, наконец, мы решились.
                По прибытии в Радомысль я застал еще в действии Городскую Думу дореформенного типа и строя.
                К всеобщим выборам гласных в новую думу по новым правилам Временного правительства, все население проявило особый интерес, оживление и ликование; пошла свободная агитация, выставлялись и рекламировались списки намеченных кандидатов. В Думу влились деятели разных партий и беспартийной интеллигенции, а также мелкие торговцы и между ними один ортодокс, распевающий псалмы Давида. Вошел и я. Дума сформировала Городскую Управу, и я был избран заместителем головы, членом городской управы и поверенным по ведению судебных дел в Мировых установлениях. Я волей неволей стал пульсом этого учереждения: при распределении меня навалили: заведование и руководство делопроизводством управы, всю ее финансовую часть, участие в ведении хозяйства. До июля 1918 г. работа шла плодотворно, причем последние 6 месяцев я заменял Городского Голову, по случаю его перехода в Украин-банк. Наступил срок новых выборов Городского Головы и его заместителя.

                Гласные торговцы выставили кандидатуру офицера дореформенной эпохи, черносотенного покроя, выродка из мещанского болота, ничтожество из ничтожеств и главного сотрудника местного союза русского народа бандита Соколовского |1|.*

                Гласные левого блока и Бундисты воздержались, и этот черносотенец оказался выбран  Городским Головой, а я заместителем. После такого печального исхода, волей неволей мне пришлось прервать свое служение и уйти с должности, оставив за собой судебные дела.

                У Соколовского** брат служил священником в селе Горбулево, Радомысльского района. Священнослужитель, а был такой же. Свили в этом патриархальном месте бандитское гнездо. Брат Дмитрий - зверь, очевидно, страдал манией величия – хотел стать вождем сопртивляющихся советской власти и ступень за ступенью спускался по лестнице человеческого падения. Из лодырей и негодяев своего села Горбулево и других сел вербовкою скомплектовал преступный отряд под своим атаманством и стал налетать на Радомысль. Были случаи – его отгоняли, но бывало, что советский отряд после перестрелки отступал, по своей малочисленности и слабой организации.
                Соколовский, объявивший себя атаманом шел в Думу под флагом Петлюровщины, требовал кассу на содержание своего отряда и забрав несколько тысяч рублей оставлял город.  Его банда за это время прикладывала свои лапы к грабежам»***.

               
                Как следствие революции в Российской империи с  1917 по 1921 годы в истории Украины  наступил период острых конфликтов в борьбе за власть и изменение национально-государственного устройства между различными политическими, национальными и социальными группами. Вспыхнула гражданская война.
               
                В начале января 1918 года Центральная Рада в Киеве – парламент Украинской Народной республики – приняла закон о национально-персональной автономии‚ который давал право русским‚ полякам‚ евреям и прочим "неукраинским" народностям "на самостоятельное устройство своей национальной жизни". Было создано министерство по еврейским делам. Оно занималось вопросами еврейского общинного самоуправления на Украине. Центральная Рада провозгласила полное отделение от России и признала Украину "свободной‚ суверенной державой Украинского народа".

                Вскоре события 1918 года на Украине для еврейского населения приняли угрожающий характер, который привёл к трагическим событиям и для семьи Герценштейнов |2|.


Глава 9. Погромы. Убийство Марчика.

                Здесь я прерву дневник и мемуары Натана Герценштейна. Если этого не сделать, то дальнейшие описываемые трагические события будут носить локальный местнический характер и читателю будет совершенно неясно, что происходило на самом деле. Я считаю, что именно это описание является кульминационным в мемуарах и не хотел бы сузить масштабы трагедии. Натан как бы вскользь упоминает о временном правительстве в 1917 году, о перевыборах в органы городского управления и черносотенных элементах в правительстве. Его мемуары естественно носят личностный характер.

                В четвертом очерке книги «Времен и событий из истории российских евреев» русско-еврейский писатель Ф. Кандель |3|  пишет:
                «Еврейские депутаты в Раде не соглашались на разделение российского еврейства: это привело бы к разрыву с родными и близкими‚ которые оставались в других частях бывшей империи‚ могло подорвать экономические связи в торговле и промышленности‚ способствовало бы отрыву от русской культуры‚ воспринятой к тому времени ассимилированными евреями. Бундовцы (лево-социалистическая партия евреев с традициями демократического марксизма) выступали за национально-культурную автономию) проголосовали против отделения от России‚ а депутаты от прочих еврейских партий – совместно с депутатами от русских и польских партий – воздержались. Это вызвало взрывы негодования на заседаниях Центральной Рады и негативное отношение к евреям.
                Большевики начали войну против отделившейся Украины и в конце января 1918 года заняли Киев. Украинское правительство и депутаты Рады переехали в Житомир‚ но депутаты от партий национальных меньшинств к ним не присоединились. Это вызвало озлобление‚ особенно против евреев: усиленно подчеркивали тот факт‚ что в большевистском восстании в Киеве участвовали рабочие-евреи‚ евреи были и в комитете‚ руководившем восстанием‚ а в воинских частях‚ захвативших Киев‚ оказались комиссары-евреи. И хотя несколько украинских полков перешли на сторону большевиков и помогли овладеть Киевом‚ повсюду крепло убеждение‚ что именно "евреи – враги Украины"‚ "евреи на стороне большевиков".
 
                В феврале 1918 года украинское правительство заключило сепаратный мир с Германией и Австро-Венгрией, признавшие независимость Украины. Они согласились помочь "в трудной борьбе против великороссов"‚ после чего немецкие войска перешли в наступление и заняли Киев. Вместе с ними пришли и украинские отряды с накопленным зарядом ненависти и желанием отомстить. По пути от Житомира к Киеву солдаты украинских полков устраивали погромы; евреев грабили и убивали повсеместно. На улицах освобожденного Киева гайдамаки избивали евреев нагайками‚ уводили в Михайловский монастырь и расстреливали под видом "жидовских комиссаров"‚ а трупы сбрасывали в Днепр.
                А во время отступления Красной армии под напором немецких войск красноармейцы в свою очередь, громили еврейские поселения возле Николаева‚ Херсона‚ Полтавы‚ Екатеринослава‚ Киева‚ Харькова, но самый страшный погром прошел в Глухове – под лозунгом "Вырезать всех буржуев и жидов!" Пострадали почти исключительно евреи... У многих из оставшихся в живых отрублены руки. На глазах у матерей убивали малолетних детей... Мужчин выволакивали на улицу‚ били прикладами‚ кололи и расстреливали. Все это с пьяными песнями и дикой руганью..."
                Возвратившись в Киев‚ в апреле 1918 года немцы разогнали Раду и назначили правителем Украины гетмана П. Скоропадского‚ бывшего царского генерала‚ который упразднил автономию и ликвидировал министерство по еврейским делам. По мирному договору с Германией Украина обязалась предоставить союзнику десятки миллионов пудов хлеба и продовольствия. Поставки не выполнялись из-за сопротивления деревенских жителей‚ а потому немецкие отряды реквизировали продукты у крестьян. Началось повстанческое движение против немцев и помещиков‚ а с ним и новые еврейские погромы. Все как будто забыли о том‚ что немцев пригласило украинское правительство; снова виновниками оказались евреи. "Жиды привели немцев!" – кричали крестьяне во время разбоев‚ грабили‚ громили и убивали в домах‚ на улицах‚ на дорогах‚ кидали бомбы в погреба‚ где прятались евреи. Исследователь отметил: "Погромы имели исключительно зверский характер: у жертв выкалывали глаза‚ отрезали носы и уши‚ вспарывали животы‚ раненых закапывали в землю живыми. В ноябре 1918 года в Германии началась революция‚ был свергнут Вильгельм II‚ а с ним пришел конец власти гетмана П. Скоропадского. Скоропадский бежал‚ войска С. Петлюры вошли в Киев |2|.
                Красная армия снова двинулась на Украину‚ чтобы присоединить ее к России‚ и для евреев начались страшные времена. В 1919 году Украина стала гигантским полем боя‚ на котором одновременно воевали друг с другом – порой в неожиданных сочетаниях – регулярные части независимой Украины‚ полки Красной армии‚ отряды Н. Махно‚ повстанцы-крестьяне во главе со своими атаманами и Добровольческая армия генерала А. Деникина.

                У Директории не было реальной власти на местах. Действительная власть находилась в руках атаманов". Атаманы и "батьки" получали у головного атамана (главнокомандующего) С. Петлюры**** право на формирование вооруженных отрядов; им выдавали средства для этой цели‚ после чего появлялось очередное воинское соединение‚ которое действовало самостоятельно. Все они одинаково участвовали в еврейских погромах. В январе 1919 года солдаты убили в Овруче восемьдесят евреев‚ разграбили еврейские дома‚ а затем сказали своему атаману: "Слава Богу‚ батько‚ трохи постреляли жидов..." В том же месяце казаки "Куреня смерти" устроили погром в Бердичеве и убили семнадцать евреев; их атаман заявил: "Все жиды – большевики"‚ а потому он "покарал большевиков в Бердичеве и покарает их в Житомире". И действительно‚ из Бердичева казаки отправились в Житомир‚ где во время двухдневного погрома убили пятьдесят три человека; следующий погром в этом городе случился через два месяца‚ число его жертв превысило триста человек.
                Когда в феврале 1919 года полки Красной армии заняли Киев‚ Атаманы крестьянских отрядов Зеленый‚ Ангел‚ Тютюнник‚ Струк‚ Волынец‚ Закусило‚ Заяц, Соколовский и десятки других призывали к поголовному уничтожению еврейского населения; неудачи на фронте приписывали шпионам-евреям; утверждали‚ что евреи отбирают у крестьян имущество и загоняют их в коммуны‚ а православные церкви превращают в конюшни. "Ступайте против врагов на фронт‚ – призывал один из атаманов‚ – и защищайте своей грудью ваши хаты‚ ваших жен и сестер‚ а если вы этого не сделаете‚ то придут жиды и вас вырежут". Во время боев на Украине города и местечки неоднократно переходили из рук в руки‚ и очередные завоеватели – они же и освободители – грабили и реквизировали‚ насиловали и убивали евреев.
                «Отличилась» и белая Добровольческая армия под командованием А. Деникина. В грабежах и убийствах участвовали почти все части Добровольческой армии‚ все лучшие ее полки – и "дроздовцы"‚ и "марковцы"‚ и "волчанцы"‚ и казаки "Дикой дивизии"‚ и донцы Мамонтова‚ и "шкуровцы"‚ и пластуны‚ и кубанцы‚ и терцы‚ и ингуши‚ и чеченцы‚ и прочие народности... В погромах одинаково участвовали как командиры частей‚ аристократы-гвардейцы‚ кадровые офицеры‚ казацкие старшины‚ так и рядовая масса солдат и казаков..."
                Ровным‚ молодцеватым шагом шла регулярная армия со знаменами‚ с офицерами впереди. И зычно в ясном тихом июльском воздухе гремела песня:
Выпьем за крест святой‚
За литургию‚ (и дружно подпевали):
"Бей жидов, бей жидов!
Спасай Россию..."»

                Что же касается украинских частей и крестьянских банд, по данным комиссии Международного Красного Креста всего с декабря 1918 по август 1919 г – от их рук погибло около пятидесяти тысяч евреев Украины. Из свидетельств того времени: "Цветущая еврейская община превратилась в кладбище..."
                Если кто-то из моих читателей усомниться в приведённых мной данных рекомендую монографию В.И.Гусева-Оренбургского «Книга о еврейских погромах на Украине в 1919 году. Там раскрыта вся жуткая картина содеянного.
                В мае 1919 года в Киеве была образована Редакционная коллегия по собиранию материалов о погромах на Украине. В ее обращении было сказано: "Евреи! Страшное проклятие погромов обрушилось на наши города и местечки‚ и мир не знает об этом. Нам самим известно слишком мало или совсем ничего. Вы не должны молчать!.." Собрали тысячи свидетельских показаний‚ сотни фотографий убитых и раненых‚ письма‚ дневники‚ книги записей еврейских общин‚ поименные списки десятков тысяч погибших‚ сняли несколько кинофильмов‚ запечатлевших разгромленные поселения; эти материалы составили огромный архив‚ который нелегально вывезли и издали в Берлине.

                Вот теперь, после этого вернемся к мемуарам Натана Герценштейна и должен сказать, что никакая статистика не уменьшит горя отца, потерявшего сына:
                «Однажды, - пишет Натан, - советский отряд волонтеров сделал наступление на берлогу этого бандита Соколовского, но, ни его, ни его команды там не оказалось, они где-то бродили по своим гнусным замыслам. Наступавшие ограничились разгромом его жилья и конфискации его пожитков. К великому горю в этом отряде находился сын местного торговца из Радомысля И. Рыбак, которого некоторые из селян Горбулево знали и сообщили Соколовскому.
                Очередной раз явившись в Городскую управу, он обратился ко мне как представителю еврейского населения. Его мышиные глаза, угрюмо опущенные сверкали злобно местью:
                - Как мог позволить себе сын местного еврейского обывателя перешагнуть порог моего жилища? – выкрикивал он, - отомщу, отомщу! Никакие уверения, что Рыбак красноармеец и самостоятельно ничего не делал, его не унимали. Увы!
                А дальше произошла неслыханная, страшная катастрофа. Сердце переворачивается при одном воспоминании о происходившем: В одно утро он нагрянул целой бандой необузданных батраков и учинил в городе дикую жестокую – кровавую расправу над мирным и беспомощным еврейским населением: убивали они винтовками и обрезами и стариков и женщин и детей; никакой пощады никому не дано, стаскивали с чердаков спрятавшихся жертв, вытягивали из погребов. Перестреляли около тысячи человек!
                Тяжело мне продолжать эту мрачную и несчастную поэму, меня бросает в потрясающий ледяной холод, нервы бунтуются, сердце ноет. Я сейчас себя чувствую на границе между нормальным и ненормальным человеком: наступил, по очереди изложения моих заметок, момент провозглашения, что от рук тех же бандитов, головорезов, тогда же пал жертвою мой любимый сын, труженик техник – механик Марчик.
 
                Когда к вечеру 22 мая 1919 г. стало известно, что банда вошла в город и началось брожение – Марчик больше всех нас струсил и с нашего одобрения он перешел к знакомой чешской  семье, проживающей на другой улице, его же Марчика семья, так же и второй сын Исаак с его семьей и некоторые  посторонние лица оставались у нас в первые два дня. Мы были оторваны от всего мира, заколочены, однако с Марчиком сообщались (!). На третий роковой день – 25 мая пьяная толпа бандитов – шурина атамана Соколовского налетела на дом, где находился Марчик. Потом утверждали, что бандиты были направлены на этот дом. Там в погребе прятался еврей Штейгарт, служивший помощником  начальника милиции, за которым была слежка; его из погреба извлекли и умертвили и попутно подверглись хулиганскому расстрелу находившиеся в том доме гимназистик Шмульзон и Марчик;  все образовавшиеся на этой улице трупы были убраны и перевезены на кладбищенскую территорию. Туда, не знаю по какому случаю, попал провизор Брезгалов – русский, он застал Марчика еще живым, качавшимся от страданий по траве. Этот Брызгалов был близкий знакомый Марчика, увидев его, Марчик слезно умолял добивать его, дабы прекратить нестерпимые боли, а когда Брызгалов ответил ему, что он побежит за лошадьми и перевезет его в больницу. Марчик его просил, не передавать об этом несчастье мне, ибо отец мой полетит сюда ко мне и по дороге его убьют.

                Брызгалов обещание свое выполнил. На пожарных лошадях доставил в больницу и когда медицинский персонал его окружил, Марчик попросил воды, выпив целый стакан – скончался.
                Раздавались голоса русских людей, возмущавшихся бешенной травлей евреев, но эти голоса пропадали в полной индеферентности; многие скрестивших свои руки и смотрели хладнокровно на это кровавое зрелище.
                Справедливость требует во всеуслышанье высказать и отметить для вечной исторической памяти, что иконостасный мастер А.М. Корбовский большой отвагой и самопожертвованием лично спас от гибели более 200 евреев – забрав их на свою усадьбу и строения. Он воплями бессилия, плачем и рыданиями взывал к справедливости и человечности. Озверевшим предлагал первым его самого убить и затем через его труп перешагнуть к невинным и бесцельным жертвам.
                Я прошу, читая эти строки, почтить память усопшего Марчика вставанием.
                26 мая 1919 года хоронили дорогого – незабвенного Марчика – сына моего, убитого бандитской пулей; Ни у кого из нас слез не стало, еще накануне в течении всей бессонной ночи они с кровью были израсходованы нами. С разбитым, как черепок сердцем, проливая горькие слезы, плачевно изрекаю: велики наши муки вложить в сырую глинистую землю такого нужного и желанного молодого человека, которому  безвинно прекратили жизнь судом линча за принадлежность к той нации, которая создала из себя для них же мракобесов Бога, преподавшего «люби ближнего как самого себя»
                Дорогой наш, ныне отходящий был чужд раздоров и запальчивости, ангел доброты, ты всем к тебе обращавшимся в их нужде, всегда оказывал посильную помощь, все для тебя были братьями. Ты был апостолом труда и терпения, сердце твое кипело любовью ко всем, ты был любящим и любимым, вся твоя жизнь была в труде, ты честно стоял за честное дело.
                С безутешной скорьбю шлю к небесам горячие молитвы, чтобы сыну моему, праведному Марчику был вечный покой, а земля под ним и над ним была бы легка как пух. Прости и прощай! Изнывая от боли, опустили его прах в землю. Мир праху твоему. Аминь! Убитый горем отец.

                На Радомысльском еврейском кладбище выделяются две могилы по одной общей оградой. Одна принадлежит первой спутнице жизни Ревеке Соломоновне, другая моему незабвенному отцу, а между ними, как бы в ожидании находилось свободное пространство, которое было оставлено для моего вечного отдыха. Ввиду неожиданного постигшего меня горя, трагической потерей дорогого Марка, место это было предоставлено ему. Можно пророчествовать, что его соседи – мать и родной дедушка, оба любившие его до безумия, хотя были крайне опечалены его преждевременным появлением, тем не менее, встретили распростертыми объятиями».
                По законам драматургии  здесь бы и закончить дневник и мемуары Натана, но жизнь продолжалась, продолжался и дневник. Но прежде, чем приступить к его завершающей фазе, я, конечно, не мог не заняться поисками информации о банде Соколовского. Ведь она орудовала не только в Радомысле. Как раз там-то они осуществили единственный налет такого масштаба, потому, что проживали практически в одном регионе. Но банды не только осуществляли еврейские погромы – они активно боролись за «самостийность» Украины и против  установления советской власти. И вот удача: в интернете обнаружились неопровержимые следы деятельности банды Соколовского |4|.



                Моему отчиму Борису Герценштейну в момент убийства его отца Марка Герценштейна было всего восемь лет, а его сестре Рите – семь, но в его памяти похороны отца остались на всю жизнь. Он рассказывал об этом всем родственникам. Я слышал от него не раз, что по еврейской традиции сын убитого отца читает над ним молитвы и это врезалось в его память навсегда. Долгое время ему снилось, как он читает молитву над убиенным отцом. Эта семейная трагедия осталась навсегда в его сердце и памяти.

                Я, по своему занудству, конечно, влез в интернет и нашел молитву евреев Кади’ш, что означает буквально «освящение». Главное предназначение "Кадиша" – быть молитвой человека, находящегося в трауре после смерти близкого родственника. В его устах эта молитва приобретает характер "оправдания Божьего Суда", т. е. "принятия приговора": "хотя меня постигло несчастье, я продолжаю утверждать, что Имя Всевышнего возвысится и освятится в мире, созданном по воле Его... и т. д"
                "Кадиш" читают в течение 11 месяцев по еврейскому календарю, со дня смерти каждый день, а затем каждый год в годовщину смерти, во всех молитвах дня. В этот день принято также приходить на кладбище и читать "Кадиш" около могилы в присутствии десяти взрослых евреев, которые в конце каждого предложения отвечают подростку: "Амен".

                "Кадиш" читают только в миньяне, (т.е. молитвенном собрании не меньше чем из десяти евреев старше 13 лет). "Кадиш" произносят стоя, выпрямившись, с сомкнутыми ногами. "Кадиш" произносится достаточно громко, так чтобы все присутствующие могли услышать и ответить "Аминь". Если на молитве присутствуют несколько человек, обязанных читать "Кадиш", то читается  всеми одновременно.

                Последствиями погрома, произошедшего в Радомысле, было паническое бегство оставшегося еврейского населения. Вот как об этом пишет Натан:
                - «После разыгравшихся в течении трех дней кровавых событий, паника о возможности повторения страшной катастрофы не улеглась; оставшиеся при искалеченной жизни: жены, потерявшие своих мужей, мужья своих жен и дети своих родителей побросали свои разграбленные и опустошенные владения, пустились без всяких планов и маршрутов в разные направления. Город опустел и я со своей семьей с опущенной головой и потушенной энергией в первых числах августа  1919 г. выехал из Радомысля.

                На этом дневник и мемуары Натана обрываются. На последней странице есть приписка.
 
«Экстренное прибавление к сей брошюре:
                Брат мой из Варшавы Марк в, сегодня, полученном от него письме выразил пожелание при сооружении на могиле незабвенного его дорогого племянника Марчика крупно участвовать  в расходах, о чем заблаговременно  его уведомить.
                Тронут до глубины души. Старший брат жертвователя и безутешный отец усопшего, Натан Герценштейн».


Использованная литература:

1. « Союз русского народа» (СРН)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Союз_русского_народа#.

2. Погромы.  Еврейская энциклопедия     http://www.eleven.co.il/article/13251

3. Феликс Кандель.  Очерк времён и событий.
http://jhistory.nfurman.com/russ/kandel1_05.htm
(Феликс Соломонович Кандель родился в 1932 г. в Москве. В СССР был юмористом и сценаристом мультфильмов. В 1977 г. выехал в Израиль. Стал прозаиком и историком еврейского народа.)

4."Известия Волгубревкома" № 35 1.06.1919 с.1,2 "Погром Соколовским в Радомысле — на еврейском кладбище валяется более 1000 трупов".
"Известия Волгубревкома" № 39 6.06.1919 с.-1 "Радомысль — Соколовский".
"Известия Волгубревкома" № 57 24.06.1919 с.-2 Соколовский. Текст статей прочитать не удалось – их просто нет в интернете, но есть адрес: архив ДАЖО.  (Державный, т.е. государственный архив житомирской области). По понятным причинам сведения из архива получить невозможно.


Примечания:
* «Союз русского народа»  - массовая черносотенная монархическая организация, действовавшая в Российской империи с 1905по 1917 гг.
Программа и деятельность СРН базировались на монархических, шовинистических и антисемитских идеях, а также православном радикализме. СРН выступал против революции и парламентаризма, поддерживал единство и нераздельность России, а также единение властей с народом в форме совещательного органа.
                Правоохранительными органами Российской империи возложена ответственность за организацию СРН  серии политических убийств.

Союз русского народа, как организация была запрещена после Февральской революции 1917 года.

                Граф Витте, бывший премьер-министр, писал в своих дневниках: «Союз — организация обычных воров и хулиганов»; «Цели „черной сотни“ эгоистичны и имеют самую низкую природу. Их стремления диктуют желудок и карман. Это типичные убийцы с большой дороги». Об их вождях он писал, что «порядочный человек не будет подавать им руки и постарается избегать их общества» |1|.

** Здесь Натан имеет в виду Дмитрия Соколовского  (5.11. 1894 –. 1919 г.г.). Бывший прапорщик царской армии, Член СРН, активист Радомышльского ячейки Украинской партии социалистов-революционеров. По современной украинской версии атаман Соколовский – национальный герой. Руководил не бандой, а народным соединением и боролся за самостоятельность Украины, которого 7 августа 1919 года застрелил предатель – родственник (кум).
А вот, что сообщалось в  «Известиях Волгубревкома» от 18.08.1919 года:
                "В с.Соловьевке (на границе Киевского уезда)… уничтожена банда Соколовского. 25 бандитов было  расстреляно, а остальные взяты в плен". Кроме этого имеется коллективный труд командиров, красноармейцев,  и политработников-ветеранов 44-й дивизии под общей редакцией А.Осипова издание Киевского губисполкома шефа 44- Киевской стрелковой дивизии. Киев 1923 г. с.39. Тут же на стр.41-42 в статье  Третий Богунский полк (исторический очерк 390-го Богунского полка) о том, как в мае 1919 г. разбили и рассеяли банду Соколовского. Сам Соколовский был убит. Аресты членов его банды продолжались, их вылавливали, судили и, как правило, расстреливали.

***В 1919 г. все большую роль в гражданской войне на Украине начали играть многочисленные крестьянские банды, которые современные украинские историки называют повстанческими народными отрядами. Их главари-атаманы (Григорьев, Струк, Зеленый, Тютюнник, Козырь-Зырка, Соколовский и другие) ненавидели евреев и при любой возможности устраивали погромы. Весной 1919 г. Григорьев издал воззвание («универсал»), в котором откровенно призывал к поголовному уничтожению евреев; после этого число погромов резко возросло. 15–20 мая в Елисаветграде отряды Григорьева уничтожили до трёх тысяч евреев; 16–20 мая в Черкассах было убито около семисот  человек. В РАДОМЫСЛЕ В ХОДЕ ПОГРОМА, УЧИНЁННОГО БАНДОЙ СОКОЛОВСКОГО, ПОГИБЛО ОКОЛО ЧЕТЫРЕХСОТ ЧЕЛОВЕК. В Погребище в августе 1919 г. банда Зеленого уничтожила около четырёхсот человек, в том числе двести женщин. Убийства сопровождались жестокими истязаниями и повальными грабежами; атаманы нередко требовали от еврейских общин громадных «контрибуций», уплата которых, впрочем, не всегда предотвращала резню. Некоторые банды продолжали действовать и в 1920–21 гг., после установления на Украине советской власти. Их налеты на незащищенные местечки неизменно выливались в кровавые погромы: так, в Тетиеве бандиты вырезали сотни евреев, после чего все местечко было сожжено |2|.
****Петлюра Симон Васильевич  (22.05. 1879 г. – 25.05.1926 г.). Украинский военный деятель. Глава  Директории Украинской Народной Республики в 1919—1920 годах.  Главный атаман войска и флота.
                С 10 февраля 1919 года фактически стал единоличным диктатором Украины. Сформировал новую армию УНР, которая пыталась остановить захват Красной Армией всей территории Украины. Пытался договорится с белогвардейским командованием ВСЮР о совместных действиях против большевиков, однако успехов не достиг.
В 1920 году, после поражения армии Петлюры в советско-польской войне (Петлюра был союзником Пилсудского), эмигрировал в Польшу. В 1923 году СССР потребовал выдачи Петлюры, поэтому он переехал в Венгрию, затем в Австрию, Швейцарию и, наконец, во Францию.
                В мае 1926 года анархист Ш. Шварцбард застрелил бежавшего во  Францию Петлюру на парижской улице‚ считая его виновником массовых убийств евреев и гибели своих родственников во время погромов на Украине. Французским судом он был оправдан и освобождён в зале суда.
                16 мая 2005 года Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ об увековечивании памяти Симона Петлюры (наряду с другими деятелями УНР) и установке ему памятников в городе Киеве и других. Однако по состоянию на 2012 год в Киеве нет памятника Петлюре.
В честь Симона Петлюры названы улицы в Киеве (бывшая Коминтерна, до революции — Безаковская), Львове (бывшая Маршала Рыбалко), Ровно, Тернополе, Млинове, в г. Стрый и в других городах на западе Украины.
Памятник Симону Петлюре установлен  в городе Ровно.
29 мая 2009 года Национальный Банк Украины ввёл в обращение памятную монету номиналом 2 гривны «Симон Петлюра».