Украина. Национальный вопрос, попытка анализа 1994

Василий Овчинников
Крымский Государственный Медицинский Университет
РЕФЕРАТ по истории Украины
Студентки 1 курса лечебного факультета Васильевой Е. В.
г. Симферополь, 1994 г.

Вчера, Сегодня, Завтра.
(Межнациональные отношения на Украине)


- Господа! Что скажет о нас история?
- История, как всегда, солжёт.
                Л. Толстой «Война и Мир»


План
Введение
1. Проблема. Национальность, нация, государство.
2. Откуда есть Украина? Предания и легенды, материалы и документы.
3. Попытаемся заглянуть в день грядущий.

   Скепцитизм известного писателя вполне понятен. В силу художественного, образного восприятия действительности даже непредвзятому наблюдателю свойственно отображать окружающую жизнь с некоторыми искажениями. Вполне конкретные интересы историка, личные или групповые, в частности, классовые (всем хочется казаться лучше, чем есть) рождают уже преднамеренные искажения истинного. «Мысль изречённая – есть ложь», тем более, написанная. Любая правда относительна. Может и не надо копать в прошлом? Но мы вновь и вновь обращаемся к истории. Прав был Фрейд, говоря, что жизнь человека (и общества) можно осмыслить и понять, только оглянувшись назад. Но вся трудность в том, что жить то нужно вперёд. Кто понимает прошлое, может владеть настоящим, кто владеет настоящим, имеет будущее.

   Государство Украина – факт истории нашего дня. Национальность украинец – такой же факт. Но и то, что народ государства Украина пока не единая нация –тоже факт, игнорировать который нельзя. Украина многонациональное государство на территории которого проживает множество народов исчисляющих свою культуру от нескольких сотен до тысяч лет.

   Крым занимает особое место как концентрация особо сложного сплава – соединения различных культур, основные из которых русская, украинская, тюркская или крымско-татарская. Евреи, крымчаки, караимы. Греки, армяне, немцы, болгары. Нельзя игнорировать интересы и уклад даже немногочисленных народностей.

  Можно ли говорить об украинской нации как о чём-то сложившемся, имеющемся в более-менее определённом виде? Можно, но как о чем-то очень молодом, динамичном, во многом находящемся в стадии развития, формирования.

   В историческом плане по сравнению с китайской, индийской, греко-латинской, египетской, индейскими культурами, насчитывающими тысячелетия, и русская и тюркская – как ветвь крымско-татарская и украинская культуры относятся к очень молодым. Язык, традиции, образ жизни, экономический уклад… Кто мы? Откуда? Куда идём? Вопросы, без ответа на которые нет смысла говорить о культуре, о нации.
 
   Не будем понятие нации путать с национальностью. Будем считать, что о нации можно говорить, когда имеются все факты наличия национальной государственности.

   Где же начала национальной Украинской государственности? И является ли современная Украина собственно Украинским государством?

   Анты, Скифы, Готы, Гунны…  До четвёртого века нашей эры на земле Украины, но задолго до появления Украины. Шестой век нашей эры. Славянизация Балкан, объединение восточных славян в Поднепровье. Легендарные Кий, Щёк, Хорев и царевна Лыбедь, изображения которых мы видим на наших мелких купонах-карбованцах – это из тех времён. К этим временам приписывается и первое упоминание о прагосударстве «Русь». То ли от речки Рось, то ли от росной утреннеё свежести…  Летописей и документов нет. Одни предания (1,6).

   Более распостранена так называемая «норманнская» версия (862 год). «Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет, пойдите княжить и владеть нами». Собрались три брата с родственниками своими, взяли с собою всю Русь и пришли: Рюрик в Новгород, Синеус на Белоозеро, Трувор в Изборск. От них-то и прозвалась Русская земля. Двое из дружины их Аскольд и Дир, которые не были ни родня Рюрику, ни бояре его, отпросились идти ко Царю-городу (Константинополь).
   Идучи вниз по Днепру, увидали на горе городок и спросили «Чей городок?» Жители отвечали им: «Было три брата Кий, Щёк и Хорев, они то и построили этот город, а после изгибли, а мы вот платим Дань Козарам». Аскольд и Дир остались в Киеве, собрали много варягов и начали владеть полянами. Норманнская версия тоже не защищена материалами и документами (2,3,4).

  Сейчас в ходу и «патриотическая Норманно-славянская» версия:
  Рюрик де вовсе не от скандинавов пришёл, а от западных славян – балтов. Неважно сиё. Главное, не откуда вышел, а куда шёл, и пришёл ли?

   Вещий Олег. Игорь-Ингвар, разорванный Древлянами между двух берёз, и его супруга Святая Ольга Российская, взятая с берегов северной реки Великой (длина которой, впрочем, менее 400 км). Неуёмный воитель Святослав. Святой Владимир Красное Солнышко, великий любодей (семеро жён и двенадцать сыновей, изрядно побивших друг друга, вспомним братьев святых мучеников Бориса и Глеба и Святополка Окаянного), креститель Руси. Ярослав Владимирович Мудрый, возвеличивший Киевскую Русь не только бранной славой, но и великими культурными деяниями и сделавший своих дочерей королевами Норвегии, Венгрии и Франции. Начиная с королевы Анны Ярославовны все последующие французские монархи клялись в верности короне и Франции на библии, вывезенной ею с приданым из Киева.

   Но не надо спешить с отрицаниями. Наш современник, казахский поэт Олжас Сулейменов, девиз которого «Воспевая степь, не унижай горы», даже в повести о полку Игореве находит тюркские мотивы. Жёлто-голубой флаг – это цвета не только современной Украины, но и древние скандинавские цвета (см. современный флаг Швеции), цвета древней Руси (см. Великий стяг Ивана Грозного) (7). Поздние Россы, уже христиане клялись на кресте и мече. Но на севере Руси сохранилась легенда о клятве Варяга на трезубце: «Я пришёл в мир этот, чтобы достойно нести бремя грехов отцов своих, чтобы содеять доброе и облегчить груз судьбы детям своим. Я буду твёрдо стоять на этой земле во имя Отца и Сына, и да поможет мне в этом Святой Дух». Трезубец – символ единства прошлого, настоящего и будущего. Аналогично Святой Троице в христианстве. Французские королевские трезубые лилии, Шведские трезубые короны, Украинский трезуб, не от одних ли корней смысл? Но, легенды есть легенды…

   Запад и Восток. Упадок Киева, сожжение города и Иго, Владимиро-Суздальское, Московское княжество, зарождение ВеликоРусской государственности. Татаро-монголы – Бич Божий, но и спасение православию на Руси. История древней Руси достояние общее как Украинцев так и Русских (Москалей).

    Феодальная раздробленность, хорошо описанная в трагическом «Слове о полку Игореве»,  повествующем о походе незадачливого Игоря Святославича, князя Новгород Северского (1185 г.), упадок Киева, подъём Владимиро-Суздальских и Галицких земель -  закономерная прелюдия к монголо-татарскому нашествию. Битва на Калке (1224 г.) и сожжение Батыем Киева (1240 г.) подвели итог периоду общей истории древней Киевской Руси. С этого периода начинаются две отдельные истории. История Руси Великой – Руси Московской и история собственно Украины – Красной и Малой Руси.

   Татаро-монголы, прокатившись варварским смерчем от далёких монгольских степей до берегов Средиземного моря, изменили весь ход истории славян, но и оказались той силой, которая способствовала сплочению раздробленных русских православных княжеств и невольно помогла выстоять им в борьбе против не менее, если не более опасного врага – западного католического нашествия крестоносцев.

   Навсегда останутся в памяти народов  России и Украины деяния великих современников Святого Александра Невского (1219-1263) и Даниила Галицкого (около 1200-1264 или 1266?). Первый способствовал становлению и единению Руси под тяжёлым игом. Второй – сохранению культуры на территории Красной Руси – культурной прародительницы Украины, заслужил и принял от Папы Римского титул и корону королевскую (1255 г.) но не продал веры православной.
    Впрочем, ни тогда ещё язычники Татаро-монголы, ни язычники Литовцы и не посягали на культуру и веру. Чингиз Хану, безжалостно, огнём и мечом, давившим любое военное сопротивление, приписывают такие слова: «Бог един, но каждый народ идёт к нему своим путём. Не мешайте им в этом». Недаром его империя продержалась почти 300 лет. Под протекторатом Орды из Владимиро-Суздальской и Новгородско-Псковской выросла Русь Московская, Русь Великая.

   Красной Руси досталась более тяжёлая доля. Язычники Литовцы - самое меньшее зло. После них не раз сменялись уже "культурные" европейские хозяева.  Венгры, Поляки, позднее Австрийцы с переменным успехом раздирали многострадальную землю.

   В середине шестнадцатого века (1547-1552 гг.) в низовьях  Днепра, Днестра, Дона возникают первые казацкие поселения (казак – вольный), вначале не играющие большой роли в политике региона, затем быстро растущие и превращающиеся в военную силу – Запорожское войско, которая начинает играть большую роль как противовес в политике  сил Польши, России, Турции и Крымского Ханства, выступая попеременно в союзе то с одной, то с другой из сторон.
   1573 год. Нашествие на Русь Стефана Батория, казаки – союзники поляков.
   1603 -1605 годы. Смутное время, казаки – союзники поляков и самозванцев.

   Постепенно складывается гетманская власть.
   1653 г. Гетман Богдан Хмельницкий. На Переяславской Раде принято быть с Россией заодно, ибо нельзя больше метаться между «ляхом католическим», «султаном басурманским» и «русью православной». Впрочем, уже сын Хмельницкого Юрий более симпатизировал полякам чем русским (Прообраз гоголевского Андрия в «Тарасе Бульбе»).

   Запорожская Сечь – второй источник государственности Украины, более военный, чем культурный. Но Украина, как государство так и не могло создаться. Раздел и уничтожение Польши после наполеоновских войн вновь переделил и Украину.

   Со становлением капитализма в России бурно развиваются регионы так называемой Слобожанской Украины – восточные промышленные области со смешанным населением Харьков, Луганск, Донецк. С развитием Новороссии и Таврии – Одесса, Николаев, Херсон, Крым. Формируется сложный этнический состав этих областей.  Но это уже новая история, история не истоков, а современной Украины.


                ***
   До анализа мы тогда так и не добрались. Пятёрку Катерина и так получила.
Через год она перевелась в Россию, стала Студенткой Питерской Павловки.
А ещё через пару лет, в конце 96-го и вся её семья,
покинув "землю обетованную", вернулась на "историческую родину".
Большинство из моих знакомых ровесников, старшего поколения,
тех, кто слишком цеплялся за "нажитое непосильным трудом",
не дожили до "Крым наш".
Но это уже  другая история.