Не мешайте мне быть собой

Татьяна Пороскова
   Закапризничала моя печка. Она трудилась осень, долгую зиму и весну. Работала на меня, обогревала, готовила еду. 
Я прижималась к её боку в лютые морозы,  когда замерзала вода.
Спасительница моя и кормилица!
Куда я без тебя?
А сейчас она стала выбрасывать чёрный дым прямо в лицо и сквозь трещины плиты.
  И я погрустнела. Июнь холодный выдался. Иногда хочется, чтобы в доме было тепло. И некому ремонтировать мою печку. Некому залезать по лестнице, а потом и по крыше к трубе, чтобы прочистить её от сажи.

   Не осталось почти мужиков в деревне.  И старики потихоньку тоже  ушли.

  Одна надежда: Паша.

 Паша тоже одинока,  но все проблемы решает сама, Худенькая, седая и лёгкая, старше меня на восемь лет, она, словно летит по дороге на болото за клюквой. Голова её заполнена всякими мыслями о травах, о лечении болезней. Но сама она никогда не жалуется ни на судьбу, ни на здоровье, ни на детей и внуков. Сначала мы побаивались встреч с ней, такой разговорчивой. Оказывается, от одиночества человек радуется любому общению.

   Паша выращивала хорошую рассаду овощей и готова было поделиться ей совершенно безвозмездно.

    И вот пошла я  кланяться  Паше и рассказала о своей беде.  Она согласилась мне помочь.
    Взяла я ведро и сходила за песком. Он пригодится для раствора. Принесла домой длинный трос с грузом на конце, ощерившемся жёсткой проволокой во все стороны. Про себя я назвала это приспособление «кошкой». Этим приспособлением чистят печную трубу, опуская груз в отверстие трубы. Бывает, что кроме сажи, туда упадут  осколки кирпичей или предметы, которые украли вороны и уронили.

      Паша когда-то в молодости была помощником печника. Выслушав меня, она, как доктор, пытается поставить диагноз. Простукивает печку и решает искать колодцы, по которым движется воздух. Их надо прочистить. У меня бы не хватило сноровки и сил выбивать молотком, топором кирпичи. Я вижу искры. И всё больше и больше проникаюсь к ней уважением. Она два раза залезала на крышу. Один раз «кошка» застряла в трубе и ни туда, ни сюда. Она попросила меня принести тонкий прутик малины, очистить  от листьев и использовала его, проталкивая в отверстие от выбитого кирпича, пытаясь найти пустую полость, в которой накопилась спёкшаяся сажа и осколки кирпичей. А потом надо  снова обмазывать кирпичи раствором и ставить их на место.

  Так работала она шесть часов. Ни разу не попила чай, не поела. Наконец, печка была  вылечена. Тяга проверена.

 А я гадала, как же её отблагодарить. Паша не берёт денег.
Может, возьмёт гостинцы.?

Я достала из холодильника кусок красной рыбы в упаковке. Этот гостинец привёз из Москвы дальний родственник.
Может, она возьмёт дорогой чай, пахнущий земляникой?

  -  Не мешайте мне быть собой! -  категорично восклицает Паша.- Ничего не возьму! Я люблю помогать людям. Это  у меня.., -  и она замешкалась, не зная, как назвать, как объяснить то, что она ничего не бёрёт за тяжелую работу.
- Это твоя философия?
  Это твой образ жизни?
- Пожалуй,-  она улыбается. - Мне  доставляет радость – помогать людям.

У меня нет слов. Вся надежда на таких редких людей, как Паша, простая женщина, без образования, но готовая помогать людям.