Ч. 3 Хороших карт не было

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/06/17/2073

Экспедиции предстояло провести два года в условиях, которые не только нам сейчас, но и тогда, считались экстремальными. Вот почему экипажи обоих судов подбирались очень тщательно, и, прежде всего, офицерский состав, не говоря уже о командирах.

Казалось бы, всех скрупулёзно проверили, и пришли к выводу, что среди отобранных людей нет таких, кто мог бы отрицательно воздействовать на моральное состояние участников экспедиции, что не позволило бы успешно выполнить поставленную задачу.

Все исследования, которые проводили англичане, имели практический смысл. После 21-го октября 1805 года, когда адмирал Горацио Нельсон, командуя двадцатью семью кораблями, разгромил у мыса Трафальгар объединённый флот из восемнадцати французских и пятнадцати испанских кораблей, потопив двадцать два корабля противника, и не потеряв ни одного своего, англичане стали господствовать на море.

Битва при Ватерлоо положила конец амбициям Наполеона.  Сосланный на остров св. Елены, он умер в 1821 году. Фицрой был одним из последних англичан, кому повезло увидеть французского императора живым во время посещения острова фрегатом «Оуэн Глендовер».

Отныне приоритеты английского военно-морского флота изменились. Достойный противник, с которым нужно сражаться, в обозримом будущем не просматриваться. Теперь военно-морской флот должен был обеспечивать безопасность морской торговли для быстро растущей империи.

Для этого, прежде всего, требовалось гидрографическое обеспечение, составление точных карт побережий и бухт по всему миру.  Все остальные задачи – борьба с работорговлей, в которой участвовали Фицрой и Стокс, и пиратством в южных морях, считались второстепенными. Столь масштабная работа была по силам только английскому военно-морскому флоту.

В Англии шла промышленная революция, капиталисты рвались к захвату новых колоний и к новым рынкам сбыта. Внимание британского правительства привлекали освободившиеся от испанского и португальского владычества новые государства, которые образовались в Южной Америке -  Аргентина, Бразилия и Чили. Поэтому с ними постарались быстро заключить дипломатические отношения.

Проблема заключалась в том, что попасть туда можно было только на кораблях, а хороших проверенных карт не было. В начале века каждый английский капитан пользовался собственными картами, которые покупал у торговцев в Лондоне. Доверять этим картам было довольно рискованно.

В 1817 году Адмиралтейство организовало гидрографическое подразделение, в которое набрали самых способных, образованных и опытных офицеров. Им предстояло обеспечить морской и торговый флот надёжными картами и лоциями. Для этой цели в том же году правительство заказало судостроителям переоборудовать шесть бригов в научно-исследовательские суда. Один из шести бригов назвали "Бигль".



Продолжение http://www.proza.ru/2015/06/20/912

На фотографии: обложка одной из множества книг, прочитанных мною об этом потрясающем плавании