Старцы и митрофорные служители

Евгений Садков
 Во вчерашнем материале коснулся  призывов протоиерея Д.Н. Смирнова к последовательным атеистам. Судите сами, что это: очередная "охота на ведьм" или некая личностная симптоматика, указывающая на возрастные изменения. Да, удивительно разно стареют люди. Кто-то думает об общей духовности, кто-то о веревке и мыле для последователей Джордано Бруно. В его-то времена уклонистом от Христовой веры считался любой, кто задумчиво посматривал на Солнце. И судя по возврату птолемеевской системе координат, ситуация мало изменилась.

 И все же коснемся мало известной большинству из нас конфессиональной иерархии. Во Христе все равны, но как обычно у нас случается, кто-то ещё равнее. Дмитрий Николаевич не просто протоиерей. За особые заслуги перед Церковью ему даровано право носить митру. Это не просто головной убор, деталь облачения избранных священнослужителей. Митра символизирует сочетание короны и тернового венца Спасителя.  Некий дуализм праведника, не только смиренного и кроткого сердцем, но и чувствующего себя хуже не только последней скотины, но и самых злобных бесов. Судя по последнему высказыванию, эта нечисть как-то расшалилась не на шутку. И уже забывается внешняя кротость, так характерная для иных служителей Христовых, но не культа.

 Для примера обращусь к своему любимому Достоевскому. Пусть вас не пугает науськивание на Федора Михайловича иных наших депутатов и министров. Бог с ними. Поверьте, с его времен мало что изменилось в духовности россиян. Но в данном контексте привлекает созданный классиком образ священнослужителей. Интересно же сравнить. Вдруг и они призывали последовательных атеистов к суициду? Остепененным изучателям творчества Достоевского виднее. Я же коснусь простенького, хрестоматийного примера.

 В романе "Братья Карамазовы" из священнослужителей наиболее "заметен" старец Зосима. Именно к нему и тянется младший Карамазов. Алеша, хоть и выглядит цельной и чистой натурой, но как и все молодые люди, сплетен из противоречий, духовных исканий. И чем не оселок для формирования духовности образ старца? Достоевский вводит современного читателя в мир этих, близких к просветлению людей. Глава так и называется "Старцы". Вот кому уж воистину быть праведниками великими, в митре или без таковой.

 Удивительно, но при всем своем поверхностном взгляде, Федор Михайлович намного подробнее современной википедии описывает это явление и его представителей. Думаю, стоит обратиться к тексту "Братьев". Или вы сами прочитаете? Хорошо. А остальных все же попотчую неким концентратом из главы о старцах.

 В отличие от википедии, Федор Михайлович указывает, что православному старчеству "далеко уж за тысячу лет". Логика понятна. Любое сообщество имеет неких главных носителей знаний и духовности. И пусть это не накачанный борец с голым торсом, но люди и к немощному старцу тянутся. Смуты на Руси пресекли старчество. Возродилось оно в конце XVIII века. Достоевский упоминает и первого подвижника движения -Паисия Величковского. Указано и место процветания -Козельская Оптина пустЫнь. Чуть позже Достоевского её упоминал, как один из костов "у которых отогревается замерзшая Россия", религиозный публицист Г. П. Федотов.  А где сейчас отогреться духовно замерзшей России? В мультиблоге митрофорного протоиерея Смирнова, призывающего иноверцев к суициду?

 Вернемся после горьких раздумий к описанию старчества самим Достоевским. Подгородный монастырь, вокруг которого и разворачивается действо, а главное-духовное искание наследников грешника Карамазова -старшего, именно и привлекает верующих наличием старца. К нему стекаются со всей России богомольцы. И вот он, немощный старик, берет вашу душу и вашу волю в свою волю и свою душу. Вы можете это постичь? Или для этого нуждаетесь в блоге нынешнего митрофорного? Трудно это осознать душе и без того истерзанной цивилизацией XXI  века, с её айфонами и другими гаджетами. А тогда старчество было "одарено властью ...беспредельной и непостижимою".

 Сам старец Зосима, по описанию Достоевского, происходил из дворянского сословия, наделенного поместьем. Юношей был военным, служил обер-офицером на Кавказе.  Алешу старец Зосима поразил свойством души своей.  Наставник молодого человека привязывался к тому, кто грешнее. А кто грешнее, того и более и возлюбит. Кто может быть помнит сцену в келье, где Зосима падает в ноги Мите. Он как бы изначально указывает всем, да грешен старший брат, но не в предстоящем грехе уподобен. Это и есть предвидение старца о пути несправедливом, что для самой России уже начертанном.

 Особое, несколько искусственное для современного читателя, место занимает в романе книга шестая. Это некое духовное наследие отца Зосимы, мало услышанное, но предвещающее. Приведу лишь одну цитату из поучения.

 "Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоядия и чванства".

 Каково? В точку. Вчера в ФБ обсуждали покупки известной личности. Активный законотворец "оторвалась" от души. "Глобус гурмэ" на Якиманке. 15 июня. 19:00. Фуа-гра, глазированные фрукты, сибасс, депутат Государственной Думы Елена Мизулина, золотая макрель, масло черного трюфеля", - написал журналист Roman Super. Да уж, супер-пупер, колбаса. Вы представляете масло черного трюфеля?

 "Иметь обеды, выезды, экипажи, чины и рабов-прислужников, ..." Видно, не доверила прислужникам. Или не то масло черного трюфеля в прошлый раз купили.

 А остальные? "У тех, которые небогаты, то же самое видим, а у бедных неутоление потребностей и зависть пока заглушаются пьянством". Каково это "вкусное", располагающее к осмыслению, короткое "пока"? В точку.

 "Но вскоре вместо вина упьются и кровью, к тому их ведут". Удивительно, но предвидение ТОГО Зосимы вдруг воплотилось в нынешних судьбах и деяниях. И даже имя и географическая точка совпали.

 А Достоевский, хоть и с почтением выписал портрет старца, а беспощаден. Название следующей по счету, седьмой книги романа отсылает нас к стихотворению Тютчева "И гроб опущен уж могилу...":

                "И все столпилося вокруг...
                Толкутся, дышат через силу,
                Спирает грудь тлетворный дух..."

 Ничтожна, по сравнению с оставляемой другим духовностью, телесная субстанция. Уж до того свят Зосима, а провожающие заметили и эту, роднящую его с простыми смертными, черту. Описание имело и реальную основу. В черновиках романа есть все объясняющая запись: "NB. По поводу провонявшего Филарета". Думаю, в контексте нынешних отношений церкви и власти, нелишне напомнить, что упомянутый патриарх в свое время руководит политикой России. Знамо дело, из царских кровей. А вот на тебе: после кончины пошел от него тлетворный дух. Вот и более благостному Зосиме досталось.

 Это к вопросу об упомянутых нынешним священнослужителем базаровских лопухах. Вчера мой рецензент, Ирина Николаевна выразилась в духе Федора Михайловича:

 "ПС - мы-атеисты прорастём лопухом, а святые отцы - масличным деревом? Уверены?:)"

 Если они уверены, то сколько бы благодатных рощ должно уже появиться на земле нашей. Увы, вместо масличных пальм, новая кровь и страдания невинных людей. Это и есть предвидение Достоевского.  Через сто лет после книжного старца на свет появляется реальный  Зосима. В 1997 году старец венчает председателя Донецкой областной государственной администрации В.Ф. Януковича и бывшую работницу металлургического завода Л.А. Настенко. Еще через полгода отец Зосима назначается духовником Донецкой епархии.

 Вот так, довольно затейливо, но все же рельефно перекликается предвидение Достоевского о будущем России и житие современное. Нынешний Зосима призывал прихожан держаться Русской Православной Церкви. В ней старец видел спасение. А вот как бы он трактовал призыв митрофорного иеромонаха Смирнова? Неужели бы поддержал? А может, так на него Виктор Федорович влиял? Трудно понять нынешнее переплетение политики и церковных политесов. Все они издалека такие митрофорные, что глаза слепит.

 На фото из интернета старец Зосима. Извините, хоть и не по лику суди, но не совпадает у меня в мыслях он с образом ТОГО Зосимы, наставника Алеши Карамазова. Но это личностное ощущение убежденного атеиста, считающего Христа братом.