Шутники ракетно-космического завода

Александр Зубков 2
    Шутники ракетно-космического завода.

     В шестидесятые годы прошлого века, после увольнения из армии, я вернулся в город Куйбышев (ныне город Самара). В этом городе окончил школу. Там жили мои родители. Вскоре, после оформления допуска, был принят на  работу в отдел конструкторских испытаний ракетно-космического завода «Прогресс».

     Во время Великой отечественной войны это был громадный авиационный завод, выпускавший легендарные самолёты штурмовики ИЛ-2. В 50-е годы прошлого столетия завод поделили. Две трети территории, с оборудованием и работниками передали Сергею Павловичу Королёву в качестве производственной базы для создания ракетно-космической техники. Оставшаяся треть производственных мощностей была преобразована в авиазавод № 18 и ориентирована на производство самолётов. В последующие годы на этом заводе производились самолёты ТУ-104 и ТУ-154.

     Завод «Прогресс»  занимал огромную территорию. От проходной до главного сборочного цеха было расстояние около 1500 метров. На заводе работало более 50 тысяч работников. Естественно, что среди такого огромного коллектива было немало людей с острым чувством юмора и цепким взглядом. Эти люди, замечая какие-либо особенности  на заводе, сочиняли короткие юмористические истории.  Такие истории, затем, долго служили устным юмористическим творчеством и передавались среди работников завода. Несколько таких историй  хочу рассказать.

      1. Космическая орбита.
     Что такое космическая орбита? Определение этого понятия многие, наверняка, знают, или догадываются. Но на заводе шутники придумали своё определение. Встречая кого-либо из своих знакомых сотрудников на  территории завода, такой шутник с невинным видом задавал вопрос:
     - Слушай, Иван Иванович, ты в курсе, что такое «Космическая орбита?»
Иван Иванович начинает напрягаться и вспоминать научное определение этому понятию. В этот момент шутник перебивает его воспоминания:
     - Не мучай себя, Иван Иванович.  «Космическая орбита» это такая невидимая линия в Космосе, вокруг которой кормится видимо-невидимо людей!
 
     2. Научная организация труда.
     В шестидесятые годы Министерства настойчиво насаждали на предприятиях отраслей отделы «Научной организации труда».  Такой отдел по рекомендации Министерства общего машиностроения был организован и на заводе. Начальником этого отдела руководство завода назначило опытного инженера-экономиста Ананьина. Заводские острословы шутники моментально заметили возможность для создания новой шутки.

     Эта шутка стала быстро распространяться среди коллектива. Встречая кого-либо из знакомых работников на территории завода, такой шутник задавал вопрос:
     - Володя, вот ответь на  вопрос. Жил Карл Маркс. Жил творил, затем умер. А что же осталось после него? Правильно, марксизм. А вот жил Ленин. Жил творил, умер. А что после него осталось? Правильно, ленинизм. У нас на заводе есть новый отдел, НОТ называется,  знаешь? Начальник этого отдела у нас на заводе Пётр Ананьин. Вот он живёт, работает. А когда его не станет, что останется после него?

     До собеседника, наконец, доходил смысл вопроса и ответ на него. Уверен, что и читатели, уже догадались какой в этом вопросе ответ. Если до слушателя не доходило, Шутник ему объяснял дословно.

     3. У кого что спереди, a что сзади.
    На заводе работали два специалиста. Обоим было чуть за тридцать лет. Один из них руководитель группы в отделе конструкторских испытаний, кандидат технических наук Шухер Лев Давидович.

     Лев был грамотным специалистом, но в характере имел два отрицательных качества:
     - язвительное и пренебрежительное отношение к подчинённым;
     - и чувство собственного превосходства в отношениях с людьми.

     Вторым был заместитель начальника одного из цехов Борис Израилевич Херсонский. Борис был толковым специалистом, но немного заторможенным в реакциях и в принятии решений. Похоже, сказывались домашние проблемы  в отношениях с тёщей, с которой он жил вместе многие годы.

     Это были совершенно разные, непохожие  люди. Но заводские остряки заметили у них нечто общее, что послужило основанием для создания небольшой истории.

     Обычно кто-то из остряков, встречая знакомого, после обмена новостями, спрашивал:
     - Слушай, ты знаешь  Борю Херсонского из цеха входного контроля и Лёву Шухера из отдела испытаний?
     - Да, конечно, - следовал ответ.

     - А чем они отличаются друг от друга ты в курсе? – задавал вопрос остряк.

     И далее следовало разъяснение:
     - У одного ХЕР спереди, а у другого – сзади. А так, больше между ними нет никакой разницы. Оба евреи и специалисты хорошие.

     Однажды, кто-то из остряков, повстречав Шухера на территории завода рассказал ему эту историю. Лев Давидович, выслушав рассказ до конца, сдержанно посмеялся и всё. Ожидаемой реакции на рассказ шутник не получил и был несколько разочарован.

     Зато, когда то же самое поведали Борису Херсонскому, тот обиделся, поднял шум, стал угрожать жалобой в Партком завода. На что от шутника последовал убийственный аргумент:

     - Боря, а что это ты так разнервничался? У тебя же ХЕР спереди. Так что всё в порядке. Это пусть Шухер волнуется. У него эта штука сзади.

     Эта история и реакция обоих действующих лиц с космической скоростью облетела весь коллектив завода.

     Таких небольших историй в заводском коллективе было немало. Но главное, что завод ритмично работал, отправляя ежемесячно на космодромы Плесецка и Байконура ракеты носители и Искусственные спутники Земли серии «Космос».

                Александр Зубков.