Ч. 5 Короткие радости в длинной командировке

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/06/20/912

Десять лет жизни заняли исследовательские работы у экипажей обоих судов. Сейчас такую командировку трудно себе представить, а, ведь, у многих из них были семьи. Но, конечно, замены случались, потому что люди умирали, болели, становились инвалидами, погибали при несчастных случаях.

Капитан Кинг получил подробную инструкцию, подписанную лордами Адмиралтейства, но потому командира корабля и облекают большими полномочиями, чтобы он мог принимать самостоятельные решения. Впрочем, если произойдёт какое-нибудь ЧП, то именно в нарушении инструкции начальники его как раз и обвинят.

Кинг вполне разумно решил, что пока экипажи здоровы, а барк и транспорт находятся в хорошем состоянии, начинать исследования нужно не от Монтевидео, а с самой трудной части, с проливов Магеллана, южной Патагонии и Огненной Земли.

Для начала направились в порт св. Елены, правда, более правильно было бы назвать его просто бухтой. Там мореплавателей поджидала первая неприятность. При полном штиле сильное течение потащило оба судна на рифы. Пришлось срочно становиться на якоря и дожидаться бриза. Зато на карте появилась соответствующая отметка, а в навигационном журнале запись.

Побережье при осмотре с судна не радовало глаз. Никаких деревьев, убогая растительность, скалистые берега, кое-где на камнях, разглядывая суда, отдыхали морские котики. Чтобы проверить наблюдения испанских астрономов, а мы не будем забывать, что Магеллан, всё же, побывал в тех местах намного раньше англичан, оба капитана сошли на берег.

 Им удалось обнаружить место, где производили наблюдения испанцы. Неподалёку на берегу заметили останки американского китобойного судна «Декатур», приписанного к Нью-Йорку. Его выбросило штормом на галечный пляж. Это грустное зрелище заставило подумать о безопасности своих собственных судов.

Ветер так засвежел, что капитанам с трудом удалось вернуться к «Биглю» и «Эдвенчеру», а затем по штормтрапам совершить рискованный подъём на палубу. Затем начался сильный шторм. От намерения сделать на берегу обсервацию солнца пришлось отказаться.

После шторма Кинг продолжил астрономические наблюдения на берегу. Но несколько любителей охоты, которые настреляли диких уток, решили поджарить их на берегу и разожгли костёр. Сухая трава вспыхнула, как порох. Пришлось бежать к воде, спасаясь от огня.

По словам Кинга, полыхала площадь сухой травы примерно миль пятнадцать в длину и миль восемь в глубину. Что он сказал незадачливым охотникам, капитан в своих трудах не сообщает. Но наверно что-то сказал, потому что густой чёрный дым не позволял вести наблюдения, сквозь него не видно было солнце.

Питьевая вода на кораблях всегда быстро приходила в негодность,  вот почему первой заботой моряков была замена её на свежую. Но во всех вырытых колодцах вода оказалась солёной, непригодной для питья.

Нельзя сказать, что моряки внесли тогда большой вклад в зоологическую науку. Крупных животных, лам, видели издали. Но те не были дурами, и близко к себе не подпускали. Остальных, вроде лис, тоже наблюдали лишь на большом расстоянии. Устрицы, огромные раковины которых нашли на берегу, видимо жили в тех краях только в момент сотворения мира. Полакомиться ими не пришлось.

Всё же, охотники с «Бигля» подстрелили пару лам и поделились добычей с товарищами на «Эдвенчере». Шкуры сняли в научных целях, а мясо съели в целях практических. Когда я читал  в отчёте Кинга, кого они видели и кого поймали или убили из представителей животного мира, то постоянно спотыкался о латинские названия.

Думаю, что и адмиралы из Адмиралтейства тоже пропускали эти места, не читая.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/06/22/1491